В Китае повальное наступление русской культуры

«Авианосец Биньхай» и другие развлечения

Это Польша отменяет на своей территории Год русской культуры, но ведь отменить саму культуру, пусть и чужую, невозможно, правда?..
Это Польша отменяет на своей территории Год русской культуры, но ведь отменить саму культуру, пусть и чужую, невозможно, правда? В Китае вот повальное наступление русской культуры. Нет, неправильно я сказала. Правильно будет сказать так: в Китае повальное наступление того, что китайцы считают русской культурой. У них, например, есть славный русский город Харбин, очень, как утверждали мои знакомые пекинские хабаровчане, похожий на Хабаровск. Для них именно этим он был прекрасен. Для меня и многих других русскоязычных он прекрасен удивительным слиянием русской и китайской культур. Здесь не то что улица русской культуры — целые кварталы имеются, даже гостиница, с балкона которой пел Федор Шаляпин, сохранилась. Я в ней жила — классное ощущение истории. Все настоящее.

Другой исторически русский город — Далянь (при рождении Дальний). Там, правда, японского сохранилось больше, чем русского, зато есть улица русской культуры (да, именно так и называется). Конечно, она больше похожа на парк развлечений — «русские» дома (построены в начале ХХ века), Кремль (бутафорский, обозначающий вход в торговый центр) и рестораны русской кухни (знакомые названия блюд вовсе не гарантируют знакомого вкуса). Китайцам нравится, русскоязычным — не очень.

Важнее, конечно, что нравится местным. Потому что это они несут свои кровно заработанные юани, чтобы попробовать удивительный русский борщ (ничего общего с тем, что готовят наши мамы–бабушки), съесть русского хлеба и привезти в качестве сувенира всем друзьям и родственникам, живущим где–нибудь в Сычуани, Аньхое и Фуцзяни, «русской» колбасы (у которой такой странный для китайцев вкус без намека на привычную сладость). Самолет из Харбина пропах колбасой, и этот запах казался мне таким родным...

Как родным показался пришвартованный в порту Шэньчжэня и превращенный в тематический парк авианесущий крейсер «Минск» (нет, девочки, это не то же самое, что авианосец). Его в свое время продали в Китай по цене металлолома, а они решили, что парк развлечений принесет больше дохода. Расчет оказался верным и денег принес (и продолжает) немало, все расходы на создание окупились за три года.

Примером «Минска» вдохновились товарищи с севера Китая, прикупили (опять же по цене металлолома) советский авианесущий крейсер «Киев» — и понеслось: улица русской культуры в Тяньцзине (ее лозунг — «Побывать в России, не выезжая из Китая»), экскурсии на корабль (недешевое удовольствие: 220 юаней, около 36 долларов США), феерическое экшн–шоу с захватом корабля, рестораны русской кухни, песни и пляски и даже «русский парад» по образу и подобию тех, которые проходят в Диснейленде. Недавно мой коллега и добрый знакомый по Пекину Константин Щепин, работающий на Международном радио Китая (то есть журналист, в данном случае китайский), побывал на корабле и закричал «караул!». Караул там, кстати, был (и на «Минске» был, в форме, которую китайцы явно считали советской, а нам она показалась калькой голливудских фильмов).

В стоимость тура входят осмотр корабля и посещение нескольких развлекательных шоу. «Настоящий русский квас» и «настоящий русский хлеб из импортной муки» оплачиваются отдельно (чуть больше 4 и 16 долларов соответственно). В шоу «Буря вокруг авианосца», поставленном американским режиссером, в битве между доблестными китайскими воинами и террористами (белые и черные лица) побеждают, конечно, доблестные, при этом все вооружены пластмассовым оружием американского образца. На корпусе все еще сохранился герб Советского Союза — по словам Кости, они рыдали вместе. В ангарах корабля — американские и французские самолеты (конечно, копии). Здесь же за перегородкой сцена, с которой на чисто русском доносится «ой, цветет калина...». Нет, это не шутка, и да, без акцента: в этот раз (как и на «Минске») все аутентично: прекрасных русских женщин изображают... прекрасные русские или украинские (случаются и белоруски) женщины. Это один из главных аттракционов русской культуры по всем китайским городам, где такие улицы есть: в ресторанах на подпевках, в развлекательных шоу на подтанцовках работают лица славянской национальности (я как–то летела в самолете с девушкой из Беларуси, она ехала в побратим Минска Чанчунь работать танцовщицей — нелегально, конечно, по туристической визе).

Вам стало обидно? Вы хотите возмутиться? Полноте — а надо ли? Это не то что китайцы так нас (да, мы там русские, даже не пытайтесь объяснить тонкое различие) видят, это то, как они умеют зарабатывать деньги. Парк развлечений «Авианосец Биньхай» (это который в девичестве «Киев») в этом году, как ожидается, заработает 150 млн. юаней (более 24 млн. долларов), а все остальное не имеет значения.

А знаете, что мне в этой истории с улицами и парками больше всего нравится? Что китайцы с таким интересом тянутся к новому и неизвестному — русской культуре в данном случае.

Советская Белоруссия №150 (24531). Суббота, 9 августа 2014 года

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter