Археологические находки времен средневековья все больше находят на стройках Беларуси

Археологическая поэма без окончания

Все земляные и строительные работы у нас должны сопровождаться археологической экспертизой...

Стоянки каменного века, поселения эпохи Средневековья, городища века железного, кремневые ножи, каменные и бронзовые топоры, украшения, монеты, керамика, стекло, изразцы, костяные и железные изделия — все эти свидетельства того, как жили наши далекие предки, навечно остались бы в земле и канули в Лету, если бы на будущие стройплощадки археологи не пришли раньше строителей. Сейчас законодательство дает ученым возможность обследовать буквально каждый метр земли, которую впоследствии займут новостройки. К сожалению, далеко не все посвящают ученых в свои планы — в итоге страдает, а то и безвозвратно утрачивается наше культурно–историческое наследие.


Все земляные и строительные работы у нас должны сопровождаться археологической экспертизой. Ее координирующий центр — Институт истории НАН. И это очень правильно, уверен заместитель директора по научной работе, кандидат исторических наук, доцент Вадим Лакиза: сюда стекаются все документы, тут заключаются договоры, ведутся исследования. Иначе заказчикам, особенно на местах, проще было бы обходить законодательство. Об этом, к сожалению, историки знают не понаслышке. Несколько лет специалисты института заняты обследованием состояния памятников археологии, включенных в Государственный список историко–культурных ценностей, идет их инвентаризация. И оказалось, что вариант списка, сформированный в 2006–м и утвержденный постановлением Совета Министров в 2007 году, небезупречен. В него порой бездумно, механически переносились сведения об объектах из предыдущего перечня, а потому данные не всегда соответствовали действительности. Попали в него и уже утраченные памятники. Например, два года ученые работали в Слонимском районе, где значилось более 50 «списочных» объектов археологии, — в итоге обнаружили лишь 43. «Если памятник археологии в списке, есть охранная зона, он должен быть нанесен на районную карту землепользования, — объясняет механизм Вадим Лакиза. — Хочет, например, Иванов в этом месте построить дом, приходит на согласование в службу землепользования, а ответственный видит — тут памятник археологии, например, поселение, и не дает согласия. Оказалось же, что эти памятники не были обозначены, законодательство по их охране не соблюдалось». Вот и получилось, что городище при строительстве дороги в Слонимском районе около д. Большие Шиловичи выбрано под карьер, каменный могильник около д. Клепачи разрушен бульдозерами. Такая ситуация и в Гродненском районе — на месте средневекового селища около д. Гожа построен жилой дом, и в Столбцовском — около д. Николаевщина через центральную часть древнего поселения проложили газопровод, и в Брестском — сельхозпредприятие начало делать карьер на месте не обозначенного на карте могильника железного века около д. Дружба (Скорбичи), и он практически разрушен...


Печально, но факт: запросы на проведение археологической экспертизы ученые получают далеко не от всех проектных, строительных организаций и тех, кто занимается отводом земли. Поэтому бывает, что узнают о проводимых работах слишком поздно, и тогда приходится проявлять инициативу самим. Вадим Лакиза подчеркивает, что сегодня ни один проект не может быть утвержден без согласования с Институтом истории НАН и Министерством культуры: «Мы периодически рассылаем письма в облисполкомы с напоминанием о соблюдении законодательства в сфере охраны историко–культурного наследия. Не все идет гладко. Однако если сравнить с тем, что было до 2002 года, когда заработало постановление Совета Министров № 651, прогресс налицо». И тем не менее нарушения есть. Как оценивать ущерб — большой вопрос. Ученые считают, что сумма должна быть равна той, что пошла бы на исследование застроенной площади, плюс штрафные санкции. Тогда желающих «пойти в обход» было бы меньше.


Спору нет, без строительства сегодня — никак. Что же делать, если в его зону попадает памятник археологии? Свернуть проект возможно далеко не всегда. Был найден компромисс — работы начинаются только после научного исследования. Да, памятник будет утрачен, но вся информация, «вещественные» доказательства его существования, останется.


Например, зона строительства Полоцкой гидроэлектростанции попала на поселение эпохи Средневековья в Лучно. Сотрудник Института истории НАН, кандидат исторических наук Марат Климов уже несколько лет до этого вел там целенаправленные научные изыскания. Когда стало известно, что место выбрано под ГЭС, а оно объективно наиболее для этого подходило, поселение было досконально изучено. Раскопано несколько тысяч квадратных метров культурного слоя. В итоге собраны десятки тысяч археологических материалов, позволяющих восстановить картину жизни предков, найдены клады монет.


Кстати, благодаря современному масштабному строительству удалось заполнить и некоторые белые пятна в археологии и древней истории. Допустим, не хватало сведений, как развивалось сельское население в Гродненском регионе. Переломный момент настал, когда решили строить ГЭС. По заказу «Гродноэнерго» ученые обследовали всю зону будущей стройки — от деревень Щечиново и Жиличи до Селюков, Глядовичей и Новоселок. «Мы нашли свыше 30 новых памятников археологии! — с гордостью рассказывает Вадим Леонидович. — Стоянки, поселения, одно городище, могильник эпохи Средневековья. Получены уникальные материалы, мы теперь имеем представление, как шло развитие региона от времени его заселения, 12 тысяч лет тому назад, до Средневековья и нашего времени. Найдены сотни тысяч археологических артефактов, в том числе уникальный для нашей территории бронзовый топор, значительная коллекция монет периода ВКЛ и Речи Посполитой, среди них редкая — обол XIV века, отчеканенная в Вильне во время правления Жигимонта II Августа, керамическая и стеклянная посуда, начиная от 5 тысячелетия до н.э., костяные изделия — от игрушек до проколок». Ученые получили сведения и о погребальных комплексах, жилых и хозяйственных постройках. И хотя часть найденных и изученных археологами памятников после ввода ГЭС ушла под воду, бесценная научная информация о них сохранилась на века и уже сегодня представлена в многочисленных публикациях, в музейных экспозициях факультета истории и социологии ГрГУ, НАН, БГУ...


Вадим Лакиза с коллегами предлагает не вычеркивать подобные памятники из Государственного списка историко–культурных ценностей, а ввести для них рубрику «Утраченное». Ведь этот список — наше национальное достояние, свидетельство того, как богата наша история. Урезать его нельзя. Тем более что прогресс с каждым годом будет все настойчивее диктовать свои условия.


Справка «СБ»


Постановление № 651 «Положение об охране археологических объектов при проведении земляных и строительных работ» было утверждено 22 мая 2002 года. Это был переломный момент, с которого и начались широкомасштабные исследования в зонах новостроек. 20 июля прошлого года в документ были внесены дополнения и изменения, в том числе о запрещении использования металлоискателей без специального разрешения НАН.

 

Советская Белоруссия №111 (24248). Среда, 19 июня 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter