Анна Волковец: истории о любви к жизни, к людям и своей стране сейчас особенно нужны

Однажды телевидение стало для Анны особым миром. Начинала она с проекта «Наше утро» на ОНТ, затем стала узнаваемым корреспондентом программы «Наши новости». Ее изобретательным репортажам на культурные темы всегда добавляли особого шарма и открытая улыбка, и запоминающаяся кудрявая шевелюра: один раз увидишь — не забудешь никогда.

фото Елизаветы Кобецкой

Анна признается, что до сих пор (спустя 13 лет работы на ОНТ) каждый день очень трепетно относится к возможности что‑то важное доносить через экран. Пару лет назад у нее появился свой авторский проект «Хорошие люди». О нем и поговорим сегодня подробнее. А также о путешествиях, одном полезном семейном хобби и о любви к Минску.

— Анна, благодаря вашему проекту вы раз в неделю доказываете зрителям, что хороший человек — это все‑таки профессия?

— Я бы сказала, это больше чем профессия. Знаете, какие первые слова произносят почти все потенциальные герои, когда слышат предложение о съемках в проекте «Хорошие люди»? Они переспрашивают: «А это точно про меня?» И по‑моему, такая постановка вопроса — главный показатель того, что мы снова нашли нужного человека. Было бы здорово, если бы каждый из нас откровенно отвечал себе на этот воп­рос. Уверена, это могло бы сильно повлиять на наши поступки. Мы ведь всю жизнь учимся быть хорошими людьми, не так ли?

— Каждого ли человека можно «воспеть» в вашей рубрике?

— Секрет проекта в его откровенности и простоте, поэтому слово «воспеть» мне не нравится. Мы часто приходим к героям домой и просим быть с нами такими, какие они есть, показать свою реальную жизнь. А мы в благодарность за это создаем не хвалебную оду, а человеческую историю, в которой каждый услышит что‑то важное для себя. Я бы перефразировала ваш вопрос: о каждом ли из нас можно снять историю? Критерий здесь один: все герои нашего проекта действительно делают мир лучше. Разница лишь в масштабе. Кто‑то своим внутренним светом освещает фермерское хозяйство — как недавняя героиня, которая 50 лет поет песни за рулем трактора и не может уйти на пенсию. Или, например, почтальон в агрогородке, без улыбки не выходящий из дому, или врач, который делает операции на мозге, когда ребенок находится в сознании. У всех разные масштабы, но очень похожая энергетика, исходящая от них.

С воспитателем Ивенецкого детского дома‑интерната.
Фото из личного архива

— Бывают ли правила, истины, фразы ваших героев, которые вам хочется обязательно запомнить и перенести в собственную жизнь?

— Всегда это делала и продолжаю делать после знакомства с каждым новым героем. Из любимых — это фраза духовника Белорусского детского хос­писа и Республиканского паллиативного центра помощи детям. Каждый день он говорит с детьми и их родителями о жизни и смерти. И вот какими мыслями отец Роман поделился с нами: «Каждое мгновение, в котором мы существуем, — вот оно у нас только есть. Другого мгновения у нас пока еще нет, и не факт, что оно будет. У нас на этой планете стопроцентная смертность, поэтому, к сожалению, она все равно придет. Нужно жить в том мгновении, в котором мы есть. Так же и с детьми, которые тяжело болеют, — я с ними живу». Или недавно был потрясающий герой Сергей Ждан. Парень слеп от рождения, но к своим 34 годам освоил профессию массажиста, занимается катанием на лыжах, женился, и сейчас они с супругой растят сына. Вот так он высказывался о будущем: 
«Что будет дальше — зависит только от нас. Захотим быть счастливыми — будем, захотим ныть — будем ныть». 
 Так просто и очень в духе времени, мне кажется.

Кроме неиссякаемого оптимизма, какие еще качества объединяют многих ваших героев?

— Ценности и мироощущение. Я уже говорила про свет, который от них исходит. Это чувствуется с первых секунд. Мой любимый момент — первые мгновения личного знакомства. До съемки с героем обычно договаривается продюсер Анна Мороз, к слову, тоже удивительный человек. Иногда я могу придумать историю, а она за несколько дней находит уже реального героя. А потом приезжаю, мы здороваемся, и я по добрым глазам и улыбке вижу — все получится.

С белорусским Доктором Айболитом, который спасает животных‑инвалидов, ветеринарным врачом Павлом Жульпа.
ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА

— Можно ли сказать, что в какой‑то момент проект «Хорошие люди» стал для вас бегством от геополитической реальности?

— Я точно никуда не бегу, хотя бегом как видом спорта увлекаюсь. Мы придумали этот проект с моей коллегой Ириной Ромбальской как раз для того, чтобы напомнить всем нашим людям о простых ценностях.
 Телевидение — это не только новостная повестка. Верю, что мы нужны для чего‑то большего. 
Многие герои из‑за скромности сначала отказываются от интервью. И только когда мы говорим, что их история станет для кого‑то примером, а для кого‑то психологической помощью, соглашаются. В этом я и вижу главную миссию проекта. Вдохновляющие истории о любви к жизни, к людям и своей стране сейчас особенно нужны. 
Невозможно абстрагироваться от того, что происходит в мире, но изменить любую ситуацию мы можем, только делая что‑то доброе.
— А были съемки, которые вдохновили вас особенно?

— Да, буквально на прошлой неделе завершили долгий процесс создания документального фильма «Не от мира сего» о жизни Свято‑Елисаветинского монастыря. Это стало для меня невероятным потрясением. Мы часами говорили с монахинями по душам, а в остальное время я обдумывала все сказанное. Планировали, что это будет фильм о таком закрытом сообществе, а он получился о силе, свете и радости. Мы снимали, как внешне очень тонкие и хрупкие монахини руководят масштабным строительством, круглосуточно живут на подворье с людьми, которым больше некуда пойти: бывшими заключенными или теми, кто страдает алкоголизмом и наркоманией. Это фильм‑открытие не только для съемочной группы, но, я уверена, и для всех зрителей. К слову, он выйдет в эфир в православную Пасху — 16 апреля в 21:30.

— Вы называете себя телезависимым человеком. А в чем это проявляется?

— В огромной любви к своему делу. Я очень люблю рассматривать в каждом человеке потенциального героя фильма. Ведь самые удивительные сценарии жизнь всегда придумывает сама, а мне с коллегами остается только профессионально это подсветить. Мне очень повезло с обретением своего места в профессии.

С белорусскими спасателями, которые вернулись после ликвидации последствий землетрясения в Турции.
Фото из личного архива.

— У вас с мужем есть веселый семейный блог. Стоит ли за вашим увлечением желание уйти в блогосферу?

— Наш блог — это наша капсула времени. Мы его снимаем в основном в отпуске и в первую очередь для себя. Это такой секретный прием: потом начинаем встречу с родственниками или друзьями с просмотра нашего маленького фильма о том, как мы съездили куда‑нибудь. И после такого погружения уже можно часами рассказывать подробности. Ну и часто говорят, что нашими путешествиями можно вдохновиться. Мы любим искать бюджетные маршруты и выстраивать приключения самостоятельно, поэтому с удовольствием делимся секретами со всеми желающими, выкладывая в интернет.

— Как страстная путешественница какое место можете назвать лучшим в мире?

— Я действительно люблю, чтобы у меня всегда было запланировано какое‑то путешествие. Но при этом не знаю такого места, откуда бы не хотела возвращаться в Минск. Я уже два года, как только потеплеет, езжу на городских самокатах. Живу за городом, поэтому для меня нет большего удовольствия, чем ехать с вокзала на работу на самокате по нашему невероятному Минску. Так каждый день у меня случается новое интервью с любимым городом.

viki@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter