В Минске открылась выставка «Тайны тела. Вселенная внутри»

Анатомия зрелища

Казалось бы, трудно чем–то удивить или шокировать избалованных разного рода зрелищами горожан. Афиши музеев, театров, стадионов, кинозалов и прочих развлекательно–познавательных заведений предлагают досуг на любой вкус. Однако даже видавшие виды жители столицы всерьез призадумались: как отнестись к необычной экспозиции, открывшейся в конце этой недели в помещении одной из минских спортивных арен? Ведь на выставке можно увидеть (нервным далее не читать!) самые настоящие человеческие тела и органы, обработанные с помощью полимерной пластинации.

Название экспозиции, кочующей по городам и странам, заманчивое — «Тайны тела. Вселенная внутри». Однако что стоит за приглашением на специфическое зрелище? Идти на выставку или игнорировать? Действительно ли «анатомический театр» преследует лишь образовательную цель, как декларируют организаторы? И как проведение выставки согласуется с нормами морали — христианской и общечеловеческой?

Авторы нашей традиционной полемической рубрики предлагают разные ответы на эти и другие вопросы. Причем ведущие «Спор–площадки» сразу же отметают возможные упреки в рекламе или, наоборот, антирекламе «Тайн тела». Это — дебаты о вариантах проведения досуга в современном городе. А открытие необычной выставки — подходящий информационный повод обменяться полярными мнениями о нынешних нравах, ценностях и подходах к темам, явлениям, о которых еще недавно говорить было как–то не принято...


Нравы в разрезе

Когда человек умирает от приступа на улице или погибает на дороге, мертвое тело прикрывают простыней, чтобы не тревожили зеваки. Изуродованных осколками мертвых солдат несут на кладбище в запаянных цинковых гробах. Перед похоронами усопшим умело наводят грим специалисты ритуальных услуг. Смерть неприглядна, поэтому ее не принято выставлять напоказ.

Ты, наверное, Роман, заметил, что даже в криминальных теленовостях стараются не показывать крупным планом жертву маньяка, убитых в пьяных разборках и прочих бедолаг. А если и попадает в кадр труп, то мельком. Операторы, репортеры не смакуют трагедию, не стремятся показать чей–то драматический уход из жизни с разных ракурсов со спецэффектами. Да и зритель, по крайней мере, наш белорусский — деликатный и традиционно сочувствующий чужому горю, — не требует крови.

Не в наших правилах рассматривать мертвецов, а тем более проявлять любопытство в вопросах вскрытия покойных. Может, когда–то в Средневековье, наши далекие предки и глазели на выставленные на городских площадях трупы казненных преступников — отрубленные головы да четвертованные тела. Но за столетия люди устали от страшных ликов смерти. Зачем повторять пройденное?

Когда открытие выставки мертвецов (давай называть вещи своими именами) анонсировали по ТВ, я заслонил собой экран: только бы ребенка не напугать.

«Мы хотим рассказать людям, из чего состоит и как работает тело каждого человека. У нас разный цвет кожи, но внутри мы одинаковые. Тем самым мы хотим показать, что не важно, где вы находитесь, какой национальности и как выглядите, — мы одинаковые внутри», — декларировала на пресс–конференции создатель выставки Хайди Пинчелл.

Тут мне видятся и явно притянутые за уши мотивы политкорректности, и апелляция к низменным чувствам тех, в ком живы гены площадных зевак: «Мы рассчитываем, что выставка вам покажется доступной, развлекательной». Есть в словах г–жи Пинчелл и наивная надежда: «Люди по–новому посмотрят на свое тело и увидят негативные последствия своего нездорового образа жизни».

Точно так же предлагают «развлекаться» и создатели киноужастиков о похождениях зомби, и компьютерные игры тоже из этой оперы. Равно как и праздники вроде Хэллоуина, «вампирских» вечеринок. Впрочем, в кино, виртуальном пространстве, ночных клубах кошмарят себя и ближнего своего актеры, циничные по молодости тусовщики — живые все–таки люди! А экспозиция «Вселенная внутри» предлагает в качестве зрелища препарированные трупы, пусть и «облагороженные» полимерной пластинацией.

Как–то язык не поворачивается называть завезенных на спортивную арену мертвецов экспонатами. Когда–то они плакали и смеялись, учились в школе, ходили на работу, любили и были любимы. Были чьими–то детьми, потом супругами и родителями. Однажды добровольно завещали свои тела специалистам по подготовке таких вот выставок. Практика известная. Совсем не от хорошей жизни люди или их родня, словно в ломбард, сдают тела в «анатомички». Что ж, это их выбор — пусть и шокирующий. И одно дело, когда «тайны тела» постигают студенты–медики — во благо развития науки. И совсем, думаю, другое — последующая «перепродажа» вскрытых трупов на публичных экспозициях.

Любопытно, что напишут в книге отзывов посетители минской выставки? Первые мнения уже сложились на основании фото, выложенных на интернет–ресурсах. Читаю на форумах: «Лучше бы пластиковые манекены разместили, зачем трупы и конечности напоказ выставлять?»; «Отношение к усопшему человеку должно быть уважительное, а не как «к обычному биологическому объекту». Или для вас ваши родные и близкие — биологические объекты»? Срочно сообщите это им, пусть узнают, кем они для вас являются. Вот они обрадуются!»; «Над их телами, над их памятью просто взяли и поиздевались, и не важно, дали они на это согласие или нет, ведь согласиться можно на что угодно, а вот осуществлять такое — кощунство»; «Чтобы определить, нормально это или нет, просто спроецируйте это на себя и на свою семью. И поймете, плохо это или хорошо. В данном случае ответ однозначен».

Разделяю эти мнения! Вообще же мы с тобой, вероятно, слишком громко спорим на тему анатомической экспозиции. «Прежде чем высказать свое мнение в газете, не желаете ли посетить нашу выставку? Есть такая возможность!» — предложил по телефону собеседник, представившийся одним из устроителей продвинутой кунсткамеры.

Я вежливо отказался. Чтобы убедиться во вреде пагубных пристрастий и неправильного образа жизни, мне достаточно взгляда на завсегдатаев винно–водочных отделов гастрономов. Зачем с нездоровым интересом разглядывать циррозные печени покойных бедолаг, если у многих горожан и сельчан «результаты на лице»? Т.н. асфальтная болезнь, мешки под глазами, пивные животы говорят о пороках и вредных излишествах гораздо больше, чем чьи–то внутренние органы.

А мертвых тревожить не надо. Смерть и болезни — не товар и не шоу.

Андрей ДЕМЕНТЬЕВСКИЙ.

spetsnaz@sb.by


Познать и восхититься

Знаешь, Андрей, год назад я затруднился объяснить ребенку, как устроены наши легкие. Почему у них может случиться воспаление, и как они «схлопываются», по словам спасателей, если вода попадает в дыхательные пути. В рисовании я не талант, объяснять на пальцах бессмысленно. Хотя бы потому, что и сам весьма смутно представляю предмет обсуждения. Мне не хватало наглядности. Показать же кому–то легкие, хоть и свои собственные, никто из нас не способен. Выставка «Тайны тела» решает эту задачу, влегкую демонстрируя то, что обычно скрыто. Ее задача, на мой взгляд, чисто образовательная. Поэтому лично я туда пойду — именно вместе с дочерью. Она как раз в том возрасте, когда родителям приходится объяснять, откуда берутся дети и почему важно сидеть ровно — беречь позвоночник. У малолетних головы еще не забиты предрассудками, как у взрослых, поэтому в их взглядах читается искреннее детское любопытство, а вовсе не ужас и отвращение. Об этом, ты только послушай, рассказывают мамы, рискнувшие посетить необычную экспозицию вместе с чадами:

«Были на этой выставке с детьми 5,5 и 7,5 лет. Они оба всегда с увлечением рассматривали книги по анатомии, теперь увидели все это в натуре. Им очень понравилось, многие вопросы отпали».

«Сходили с дочерью 8 лет. Все очень зрелищно, информативно и подробно. Экспозиция состоит из нескольких залов, посвященных системам человеческого организма: опорно–двигательная, сердечно–сосудистая, дыхательная, нервная, пищеварительная, мочеполовая и репродуктивная. Провели там больше двух часов и получили массу новых знаний».

«Побывав на выставке, мой Иван (11 лет) твердо решил стать врачом. Никакого страха экспонаты не вызывают, только интерес».

Эти впечатления лишь подтверждают слова Роя Гловера, профессора Мичиганского университета анатомии и биологии клеток, который так сформулировал суть анатомической задумки: «На протяжении веков врачи исследовали внутренние органы человека, чтобы узнать о тех процессах, которые происходят в его организме. А теперь у самой широкой публики появилась возможность приобрести эти познания».

Вот и все. И никакого нездорового подтекста здесь нет. Его привносят люди, находящиеся в плену своих стереотипов, страхов и комплексов. О них хорошо сказал (хоть и по другому поводу) кинокритик Илья Миллер: «В руках — гаджеты, в головах — Средневековье». В смысле, несмотря на некоторый налет современности, многие по–прежнему испытывают жуткий трепет перед якобы таинственными процессами, происходящими в нашем организме. И пещерный ужас при виде препарированной селезенки. Это как раз те граждане, которые во всяком столбе видят эротический символ, а в каждом автомобиле — не средство передвижения, а орудие непреднамеренного убийства. Потом теряют сознание при виде крови, когда сдают анализ в поликлинике. Средневековое табу на самые обыкновенные медицинские познания никуда не делось и сейчас привело к тому, что не каждый покажет, где у него печень. Отсюда и дичайшее мракобесие вроде бы просвещенных людей, которые бегают по знахарям, плохо соображая, что и где у них заболело.

Я надеюсь, уже следующее поколение будет хорошо знать, как мы устроены, и не станет задумываться, насколько это знание аморально. Они лучше нашего поймут, что тело — всего лишь оболочка для действительно неповторимой и священной души. Вот душу и впрямь негоже выставлять на всеобщее обозрение. А ее вместилище — обязательно, чтобы каждый мог наглядно убедиться, в чем она, душа, держится.

Наша с тобой коллега Юлиана Леонович, побывавшая на открытии выставки, сказала, что ее потрясла именно хрупкость наших тел: «Поневоле возникают мысли о том, что к себе нельзя относиться бездумно». Если вид настоящей циррозной печени и всамделишных легких курильщика испугает хотя бы часть будущих посетителей, заставив задуматься над своим нездоровым образом жизни, то уже можно считать, что мероприятие удалось. То есть к познавательному элементу плюсуем еще один — пропагандистский.

И о третьей, покоробившей тебя, развлекательной составляющей. Мне кажется, ты относишься к этому понятию однобоко. Развлечение — не обязательно песни да застолье, шапито и дискотека. А сходить в музей, где плясок никто не устраивает? А посетить выставку современного искусства, где разговаривают шепотом? А на цыпочках проследовать к своему месту в филармонии? Вполне развлекательные мероприятия, не предполагающие, однако, никаких хиханек и разухабистой потехи. Юлиана свидетельствует, что на «Тайнах тела» царит та же атмосфера — музейная тишина и благоговение перед искусством. То, что плодом этого искусства выступает человеческое тело, а не, допустим, кристалл полевого шпата, нисколько не умаляет преклонения перед мастерством матушки–природы. Преклоняться, а не глумиться и кощунствовать — мы и отправимся. Может, все–таки составишь компанию?

Роман РУДЬ.

rud@sb.by

Советская Белоруссия №190 (24571). Суббота, 4 октября 2014

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter