Идея фикс
Сеница, раннее утро. Представьте резкий шум, пламя от горелки и всего два градуса на термометре. Но, несмотря на все, 9 марта стало идеальным днем для первого рекорда, говорит Александр Повшко:
— Мы шли к этому около четырех месяцев, продумывали маршрут и ждали подходящей погоды. В идеале для нас — зима, когда меньше всего используется газа. Так что метеоусловия были не самыми подходящими: в тот день ветер в среднем был около 15 километров в час, в три раза больше того, который нам нужен. Но мы не отступили!
Стартовали рекордсмены со скоростью около 18 — 20 километров в час, что даже больше, чем планировали изначально. А когда поднялись на высоту 450 метров, ветер оказался на их стороне: Александр и Дмитрий словили нужные 3 километра в час. Пока опытные пилоты ловко справлялись с управлением и рассматривали окрестности Минщины, проезжающие внизу машины останавливались, чтобы запечатлеть красоту. С земли за пассажирами корзины пристально следила и команда. Ребята все 555 минут были на связи: сопровождали весь маршрут, по рации передавали координаты и были готовы даже к экстренной посадке.
— Один в небе не воин, как говорится, — улыбается пилот Екатерина Ивашина.
— Каждый полет всегда командная работа. А рекорд тем более во многом зависит от слаженной работы каждого из нас. Шар летит прямо, а дороги идут по своим траекториям, поэтому параллельно с Александром и Дмитрием мы тоже просчитывали маршрут.
10 кружек чая и 700 литров газа
Более 80 фур — такому количеству кубометров соразмерна оболочка, которую разворачивала на старте вся команда. В корзину на 12 человек пилоты взяли с собой только самое нужное. В первую очередь 16 баллонов с газом на 40 и 55 литров.
— Для запуска шара нужно не так много газа, литров 20, — рассказывает Дмитрий. — Как только стартовали, расход у нас был, конечно, побольше, так как корзина была максимально заполнена. А когда в процессе газ израсходовался, масса уменьшилась. По нашим подсчетам, на 30 минут у нас должен был уходить один баллон, а по факту вышло даже меньше.
— Не замерзли за девять часов? — интересуюсь.
— Вот, кстати, с земли ребята каждый час нас об этом спрашивали! — вспоминает Александр. — Само собой, волновались. А я, честно говоря, вспомнил о том, что мы в открытом воздухе, только спустя четыре часа полета. Говорю Диме: «В принципе, можно уже и термокружки доставать с бутербродами». Только тогда достали чай, кофе, брали с собой и термосы с кипятком.
Чтобы не замерзать на высоте птичьего полета, перед выездом пилоты одевались по зимним канонам: термобелье, горнолыжные штаны, куртки, шапки, перчатки. Но на адреналине прохладной погоды почти не заметили, да и время быстро пролетело, уточнил Дмитрий:
— На месте не сидели, у нас нет электроники и автопилота, как в самолетах. По очереди управляли аэростатом, подогревали оболочку воздухом, чтобы она находилась на определенной высоте, сверяли координаты, следили за количеством баллонов, анализировали точку приземления.
А как же фото на память? В основном на планшетах и телефонах были открыты нужные для полета приложения, уточняет Александр. Но без фото и видео, конечно, не остались!
Курс на высоту
Огромный воздушный шар с легкостью отрывается от земли и взмывает в небо — романтика! Так считает каждый, кто еще не испытал на себе небесную эйфорию в аэростате. А вот для опытных пилотов это уже обычное дело. Хотя пережидать «нелетные времена» — тот еще квест, говорит Александр. А 12 лет назад он даже не мог представить, что воздухоплавание настолько затянет. Признается: он не из тех, кто с детства мечтал о небе, — по специальности инженер-энергетик.
— Моя история с необычной сферой закрутилась случайно — знакомые предложили поучаствовать в запуске шара: развернуть его, наполнить, поставить. Знаете, мне безумно понравилась «внутренняя кухня». Прошел теорию в Белорусской государственной академии авиации и практику (налетал свои первые 16 часов). Было море эмоций! Но осознал их только на следующий день. Тогда я понял, что прикоснуться к облакам можно.
За годы «воздушного» стажа багаж Александра и Дмитрия пополнился подъемами не только над Беларусью. Больше 20 лет — столько Дмитрий изучает природу и города с высоты, он налетал около 1300 часов и даже покорил Альпы. В копилке Александра уже около 600 часов и самый высокий подъем на 2400 метров. Но на этом карьера пилотов не останавливается, экипаж хочет брать новые высоты.
— Самое незабываемое впечатление оставил день, когда рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, главный эксперт национального реестра Книги рекордов Беларуси Кирилл Шимко вручил нам после полета сертификат о регистрации рекорда в Книге рекордов Беларуси, — рассказывает Александр. — Рад, что мы поймали свой ветер! Все сложилось в разы лучше, чем планировали. Теперь уверенно идем за новыми рекордами. Пока задумываемся взять самую большую высоту на воздушном шаре. Подготовки и медкомиссий предстоит много, но это того стоит.