5 вопросов оппозиции от молодого технократа

Айтишник о том, почему нет доверия программам оппозиционных кандидатов
Немного о себе: мне 26, я работаю менеджером в одной из столичных компаний в ПВТ, закончил две "вышки", свободно владею английским, играю рок. В круге моего общения приняты демократические и "западно"-ориентированные взгляды: мои друзья пишут программы для Google, IBM, Coca Cola, запускают стартапы от Москвы до Сан-Франциско, в среднем зарабатывая немалые деньги по меркам Беларуси своим интеллектуальным трудом. Ментально и материально мы и есть часть т.н. "западного" мира, который простирается от Калифорнии до Южной Кореи и Сингапура, при этом физически мы находимся в Беларуси, к судьбе которой, разумеется, неравнодушны.

синг.jpg   

И чем чаще я и мои друзья следим за деятельностью оппозиционных кандидатов, тем больше вопросов у нас возникает. Эти люди 20 лет говорят о рынке, движении на запад и демократии и по логике должны представлять наши интересы на основе общих ценностей. Однако в эту компанию почему-то меня совсем не тянет и доверия к этим деятелям нет. Ниже приведу список из 5 вопросов, которые я хотел бы задать лидерам "протестной" и "зарегистрированной" оппозиции. 

1. Почему вы работаете на непризнание выборов Западом? 

Один из главных ваших лозунгов - "Беларусь в Европу". И вот, во многом благодаря непростым событиям в регионе, выпадает реальный шанс сблизиться с Европой. Ведь признание выборов со стороны Запада - это путь и к новым инвестициям, и к упрощению визового режима, и шанс для новых совместных программ, активизация торговли и культурного сотрудничества. В конце концов, выборы всегда признавала Россия. Вы хотите, чтобы мы снова зависели только от России? Какие политические дивиденды потребует за это Москва? Требования Запада понятны - демократизация общества и либеральные реформы. Эту позицию можно только приветствовать. А что попросит восточный сосед? Военную базу? Так вы против нее же и протестуете, одновременно срывая признание выборов с другой стороны. Нелогично получается, не находите ли? 

2. Почему у вас популистские программы? 

Последние 20 лет вы лепили из нашей власти образ "врага рынка". При этом сегодня читая программы, я нахожу что программа кандидата А.Г. Лукашенко является самой рыночной и продвинутой. Я, например, как айтишник, приятно удивился увидев в программе Лукашенко пункт о внедрении 4G и 5G связи. Чего только нет у других! Да конкретно почти ничего нет. Возьмем Татьяну Короткевич - и «достойные пенсии», и «восстановление льгот», и "помощь", и "бесплатно" и "доступно". Где взять деньги? Экономический блок написан в стиле "мы за все хорошее": государство должно "добиться стабильности", "будет содействовать", "создать антикризисные программы", "поддерживать инициативы" и т.п. обещания без малейшей конкретики. Программа незарегистрированного Лебедько "миллион новых рабочих мест" - вообще калька с программы кандидата Романчука в 2010 году. Как будто за эти пять лет ничего не изменилось в стране и в мире. Либо избирателей держат за идиотов, и целая партия не в состоянии за 5 лет придумать что-то новое. 

 3. Кто будет делать реформы если вы придете к власти? 

Посмотрим на оппозицию с точки зрения наличия кадров. Кто из профессионалов есть в рукаве у политиков? Пенсионеры вроде Богданкевича? Активисты и профессиональные революционеры? Чем, кроме избирательного штаба, руководил Дмитриев? Есть приятные исключения вроде медиа-фигуры Сергея Чалого, который безусловно имеет сильные аналитические способности. Но есть ли у него способности управленческие? 

И снова на голову выше команда кандидата Лукашенко. Помощник Президента Кирилл Рудый, 37 лет. Доктор наук, университет Чикаго. Вице-премьер Василий Матюшевский, кандидат наук, Лондонская бизнес-школа. Молодой замминистра экономики Александр Заборовский учился аж в четырех престижных заграничных учебных заведениях. С такими ребятами я и мои друзья нашли бы общий язык очень быстро. 

 4. Почему вы не приветствуете ход реформ? 

Реформы ведь идут. Да, медленно, но могли бы вообще не идти. Устанавливается рыночный курс доллара - вы ругаете власть за то что курс вырос. Вы ругаете власть за низкие пенсии - и в то же время критикуете высокий размер налога на ФСЗН. Критикуете избыточную численность на предприятиях - когда она сокращается вы вопите о росте безработицы. Про отношения с Европой я уже писал выше. Страна парадоксов? Вы не исключение. 

5. Готовы ли вы взять власть, если Лукашенко завтра не станет? 

Александру Григорьевичу 61 год. Спортивная закалка придает ему вид бодрого человека. Бодрого, но уже пожилого. Допустим гипотетически (желаю ему здоровья) его завтра не станет. Что сделаете вы? Вывалите на площадь? Пойдете на выборы? А вы уверены, что вы их выиграете? Какие у вас есть для этого ресурсы? Возвращаясь к предыдущему вопросу - а кто из уже существующей власти вам симпатизирует и поможет обеспечить преемственность? Ответ - таких людей нет. А вот на вопрос "есть ли технократы и рыночники в правительстве" ответ как раз утвердительный. Список этих людей можно прочитать двумя абзацами выше. 

Да, этих людей пока не очень много. Да, наверняка они не обладают всей полнотой власти. Но в этом и есть искусство политики - не ломится на ряды ОМОНа на площадях, а поберечь голову для формулирования своих идей, продвижения своих ценностей в обществе, поиску единомышленников во власти и реализации своих программ единым фронтом в рамках существующей системы. 

Лукашенко пробудет Президентом ровно столько, сколько он захочет пока он жив - это неоспоримый факт. Но и рамках нынешней модели можно и нужно искать формы отстаивания своих интересов и ценностей. Оппозиция безусловно нужна, но задача оппозиции не в том, чтобы пытаться побороть то, что невозможно побороть. Задача новой силы должна состоять в том, чтобы объединить конструктивные и передовые силы в правительстве, бизнесе, третьем секторе и вместе с синергией и энергией продвигать нужные реформы, пропагандировать свои ценности и быть готовым прийти к политической власти тогда, когда время нынешней власти уйдет. А случится это непременно, т.к. ничто не вечно. Вопрос в том есть ли у нас (молодых технократов) силы заявить о себе и готовы ли мы взять ответственность за будущее?

Сергей ЛАВРИНЕНКО
Фото: pytichestvenik.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter