1000 лет вместе

Литва в этом году отмечает 1000–летие первого упоминания своего имени в истории... С Виктором Корбутом по стране и миру

Литва в этом году отмечает 1000–летие первого упоминания своего имени в истории. Вильнюс объявлен культурной столицей Европы. Учитывая, что в составе Великого княжества Литовского наша земля играла отнюдь не последнюю скрипку, соседский «пир на весь мир» — и наш праздник. Будем отмечать?


Вопрос, однако, риторический. Когда–то в Вильнюсе, по правую сторону от улиц Аушрос Варту, Диджиойи и Пилес, если начинать путь от Острой брамы, существовал целый белорусский квартал — так называемый Русский город. Но эту любопытную туристическую аттракцию, насколько я знаю, не акцентируют местные экскурсоводы.


А как вы воспринимаете Вильнюс? Через стеклянные витрины «Акрополиса» и бутиков на проспекте Гедиминаса? В курсе ли, что в окрестностях литовской столицы родился Франтишек Богушевич — поэт и гражданин, который впервые в истории смог сформулировать, что такое вообще Беларусь. В Вильнюсе начинали свои творческие биографии все главные писатели, культурные и политические деятели нашей страны начала ХХ века: Янка Купала, Якуб Колас, Тетка, Вацлав Ластовский, Иван и Антон Луцкевичи, Максим Горецкий, Григорий Ширма, Максим Танк. В этом городе были открыты первые белорусские газета, национальный музей, гимназия. Отсюда, «з друкарнi пана Марцiна Кухты», кстати литовца, вышел в свет «Вянок» — первая и единственная книга Максима Богдановича. Впрочем, здесь печатал свои книги еще Скорина. Что и говорить: Вильнюс — настоящая культурная столица древней Беларуси.


С этим городом связаны судьбы многих наших соотечественников. Но к Лукишкской площади, на которой царские власти казнили Калиновского, белорусов экскурсионные автобусы не подвозят. Гиды не показывают нашим туристам дом, в котором жил Янка Купала. Хотя бывшая квартира песняра совсем рядом с проспектом Гедиминаса: нужно только свернуть на улицу Вильняус — и на стене дома в стиле модерн вы увидите мемориальную доску с профилем поэта. Конечно, если о существовании данной достопримечательности вы заранее осведомлены. В путеводителях такой информации нет.


«А откуда узнать?» — спросите. Да особенно и неоткуда... Загляните во дворик бывшего монастыря базилиан. В 20 — 30–е годы здесь носились во время переменок ученики белорусской гимназии, по бывшим монастырским ступенькам сходили и поднимались посетители белорусского музея. Еще ранее в одной из келий сидел в заточении Адам Мицкевич. Об этом сообщает соответствующая мемориальная доска. На нее обратит внимание экскурсовод. Сюда–то, к великому Адаму, и водят туристов. Но не уточняют для них, что Мицкевич — уроженец Беларуси, равно как о том, что позже тут находился духовный центр белорусского Вильнюса.


Максим Танк в 1935 году записал в своем дневнике: «З кожным годам гэты горад усё больш i больш прываблiвае да сябе турыстаў, я ўжо не гавару пра натоўпы багамольцаў, якiя, пачынаючы з мая, праз усё лета цягнуцца да Вострай Брамы... Iдуць не толькi з Вiленшчыны, Навагрудчыны, Гродзеншчыны, але i з Лiтвы i з Латвii...» В нашем Министерстве спорта и туризма очень надеются, что вскоре караваны туристических автобусов вновь станут курсировать по общим историческим дорогам Беларуси и Литвы. Знаковый год 1000–летия Литвы — хороший повод вспомнить об общих традициях и восстановить утраченные связи.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter