На совещании у Президента обсудили логистику экспорта калийных удобрений и нефтепродуктов

«Ключевой момент — скорость принятия решений»

На совещании у ­Президента обсудили создание портовых мощностей для перевалки грузов и проект указа «О реализации калийных удобрений»

Даже в условиях санкций белорусская экономика продолжает не просто работать, но и выдавать результат. Вот самые свежие данные: валовой внутренний продукт за первое полугодие увеличился на два процента. Вместе с ним выросли и денежные доходы населения. Одновременно замедляются темпы инфляции. В мае — июне даже зафиксирован ее исторический минимум в годовом исчислении. Немалую роль в этой позитивной динамике играет эффективная экспортная стратегия и успешная перенастройка логистики грузовых потоков. Беларусь — экспортно ориентированная страна, а потому никакие препоны извне не должны становиться препятствием для наращивания поставок на внешние рынки. В связи с этим Александр ­Лукашенко указал на главную задачу:
— Мы должны оперативно реагировать на все вызовы и гарантированно обеспечивать доставку экспортных грузов покупателям. Ключевой момент — скорость принятия решений.

 «Война войной, но всё в экономике». Новые задачи и возможности

После того как Литва закрыла свою Клайпеду для транзита белорусских грузов, нашей стране пришлось искать альтернативные логистические пути. Говорят, что свято место пусто не бывает. Взамен прибалтийского маршрута Беларусь сделала ставку на российскую портовую инфраструктуру. Вопрос о новых мощностях для перевалки белорусских грузов уже рассматривался на совещании у ­­­Президента в начале января нынешнего года. Тогда речь шла в основном о калийных удобрениях, что вполне естественно, учитывая самые большие объемы поставок. Вчера, помимо экспорта удобрений, обсуждали и реализацию нефтепродуктов. По словам Александра ­­­Лукашенко, на январском совещании направления работы были определены, необходимые решения приняты:

— Пришло время сверить часы и, если нужно, подкорректировать и согласовать наши дальнейшие действия и планы… 

Война войной, но всё в экономике, как много раз я предупреждал вас. Обстановка и внешнеполитическая конъюнктура сегодня развиваются крайне динамично. Но, надо отдать должное, белорусская экономика продолжает работать и находить новые возможности в этих непростых условиях.
Мы должны оперативно реагировать на все вызовы и гарантированно обеспечивать доставку экспортных грузов покупателям. Ключевой момент — скорость принятия решений.


Главный вопрос: о вариантах сотрудничества в северо-западном регионе России

В этой связи ­­­Президент поинтересовался, на какой стадии находится вопрос создания собственных мощностей для морских перевозок, есть ли конкретные результаты в этом направлении, какие порты задействованы для перевозки калийных удобрений и нефтепродуктов и какие проблемы существуют. Еще один вопрос от Главы государства: есть ли понимание, сколько калия мы можем перевалить через порты Российской Федерации на приемлемых условиях?

— Понятно, мы ушли (не по своему желанию) из традиционных портов и работаем по перевалке всех наших грузов, а это около 20 миллионов тонн, во всех портах Российской Федерации, — констатировал Александр ­­­Лукашенко. — Также мне докладывали и об альтернативных вариантах сотрудничества в северо-западном регионе России. Это должно быть главным вопросом. По сути, мы имеем два возможных варианта. Каждый со своими преимуществами и недостатками (я имею в виду Мурманск и Приморск). 

Необходимо окончательно определиться, что нам нужно — строить терминал, порт или модернизировать какой-либо существующий, и немедленно начинать работу. Насколько я знаю, под Ленинградом мы и строим, и модернизируем. Под Мурманском пока телепаемся.
Глава государства потребовал предметных докладов по всем этим вопросам:

— Не повторяясь, не завывая, не страдая, а конкретно: что сделано на сегодняшний день. Потому что об этом мы не единожды, еще раз повторяю, вели разговор. Что сделано на сегодняшний день? Какие недостатки, кто и что мешает?

Объемы превыше цены. О стратегии мировых производителей удобрений

После совещания первый заместитель Премьер-министра Николай Снопков рассказал журналистам о некоторых его итогах. Главное, на что обратил внимание, — Беларусь компенсировала все те портовые мощности, которые были утеряны в связи с санкционным давлением:

— Мы сегодня, в моменте, можем грузить 12 миллионов тонн (калийных удобрений. — Прим. ред.) в год. За предыдущие десять лет в среднем ежегодно вывозили по 10 — 12 миллионов тонн. 


Суть нынешнего совещания в том, чтобы отработать те варианты, которые позволят повысить эффективность переброски перегрузки удобрений в портах России. Правительство внесло свои предложения, которые у нас есть. ­­­Президент поставил задачу доработать и выйти на оптимальные варианты, которые позволят минимизировать стоимость логистики.
Исходя из ситуации на мировом рынке есть основания полагать, что цена на калийные удобрения еще не достигла своего дна. Отсюда и стратегия мировых производителей, о которой Николай Снопков сказал так:

— Сегодня, в принципе, все компании стали играть в игру «объемы превыше цены». По поручению ­­­Президента мы этим занимаемся уже с прошлого года. То есть ставим объемы поставок выше, чем цену. Тем более производственная себестоимость «Беларуськалия» позволяет это. По оценкам, она вторая в мире, и мы можем выдерживать конкуренцию по цене долгое время. Но вопрос логистики становится ключевым. 
Чтобы эффективно реализовывать удобрения, обеспечивать прибыльность производителя, а соответственно, платежи в бюджет, нам нужна оптимальная, эффективная логистика. Чем мы и продолжим заниматься.

Первый вице-премьер рассказал, что в ближайшее время Правительство внесет ­­­Президенту окончательный вариант своего видения организации портовой инфраструктуры в среднесрочной перспективе для максимальной оптимизации стоимости перевалки:

— У нас есть товар, востребованный в мире, и мы его повезем туда, где будем видеть минимальную стоимость. Вариации могут быть. Есть стабильные точки отгрузки, где мы понимаем объемы и стоимость и изменяющиеся точки, которые конкурируют друг с другом за то, чтобы получить товар у нас. Вот на этом мы будем играть, чтобы получить минимальную цену перевалки. Эта задача основная. Мы должны минимизировать затраты по логистике и по перевалке.

Отвечая на вопрос, насколько после введения санкций подорожала логистика, Николай Снопков сказал:

— От двух до пяти раз — то, что касается перевалки. Соответственно, то, что касается увеличенного железнодорожного пути, — это тоже примерно в 2 — 2,5 раза. Выполняя поставленные задачи, мы выйдем на 8 миллионов тонн продажи удобрений в этом году. При этом «Беларуськалий» работает с прибылью. Он обеспечивает свою инвестиционную программу за полгода, вложив уже 600 миллионов рублей в инвестиции. Мы сегодня вторые в мире по объему производства калийных удобрений. Это говорит о том, что система продаж выстроена эффективно, невзирая на возросшие в разы затраты.



В ТЕМУ

«Иметь актив за рубежом — это хорошо. Но нужно считать на перспективу»

В Правительстве рассказали о том, как оценивать выгодность строительства белорусского порта в России.

Иметь собственные активы за рубежом — это хорошо, но всегда нужно считать на среднесрочную перспективу. Речь о строительстве собственного порта в России. Отвечая на вопрос журналистов, что сегодня экономически целесо­образнее — строить свою портовую инфраструктуру в России либо сотрудничать на других вариантах, первый вице-премьер Николай Снопков подчеркнул:
— Вопрос цены. Нужно садиться и считать. ­­Президент всегда требует убрать эмоции, сесть и посчитать. Единственное, мы точно будем считать не в моменте, а будем считать стоимость жизненного цикла товара. Порт — это тоже товар. Его жизненный цикл определяется 10 — 15 годами. Мы будем считать на горизонте жизненного цикла, нужно нам это или нет. Порт — это национальный актив. И иметь актив за рубежом — это хорошо в любом случае, потому что он работает. Если эффективно работает.
С другой стороны, обратил внимание Николай Снопков, необходимо, чтобы перевалка грузов сегодня была минимальной по стоимости. А если закладывать в нее еще инвестиционные затраты, цена логистики дополнительно возрастет.

— Актив важен. Жизненный цикл важен. В моменте минимальная цена важна тоже. Можем ли мы обеспечить в моменте поставку 12 — 14 миллионов тонн (калийных удобрений. — Прим. ред.) и при этом параллельно заниматься новой портовой инфраструктурой  — вариативно. Мы окончательно определимся и внесем вариант, который будет выгоден и с точки зрения момента (этого года и следующего), и с точки зрения среднесрочной перспективы, — резюмировал первый вице-премьер.

ЦИФРЫ

В ходе совещания и в беседе с журналистами Николай Снопков привел ряд цифр, которые подтверждают положительную динамику экспорта калия. Приводим самые интересные цитаты.

♦ Если за шесть месяцев прошлого года через российские морские порты мы перевезли 1,5 ­миллиона тонн белорусских грузов, то в этом году объем уже составил 6 миллионов тонн. Рост — 400 процентов.

♦ Практически весь объем (97 ­процентов) — это химические минеральные удобрения, нефть и нефтепродукты.

♦ Результаты начатой в апреле прошлого года работы по организации перевалки белорусского калия через морские порты северо-запада и юга России сегодня позволяют располагать портовыми мощностями для перевалки примерно 1 миллиона тонн продукции в месяц, или 12 ­миллионов тонн в год.

♦ После введения санкций наша страна потеряла калийные рынки в объеме 5,5 миллиона тонн.

♦ В среднем в предыдущие десять лет мы везли ежегодно 10 — 12 миллионов тонн (калия. — Прим. ред.). Соответственно, у нас осталось только 4,5 миллиона тонн на дружественных рынках.

♦ В этом году будем везти 8 ­миллионов тонн калия на дружественные рынки — фактически в два раза больше, замещая потерянные рынки недружественных стран. Отсюда вывод: мы прекрасно справляемся с конкуренцией.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Обеспечить стабильный финансовый поток

На совещании также обсудили проект указа «О реализации калийных удобрений». Николай Снопков пояснил журналистам, что суть документа, который был поддержан ­­Президентом, связана со спецификой реализации калийных удобрений в условиях санкций:

— Есть определенные элементы правильности отражения выручки в учете, есть возросшие риски, которые подразумевают немного другой подход к «Беларуськалию» с точки зрения страхования рисков. 
В конечном счете все это нужно для того, чтобы Белорусская калийная компания как экспортер могла получать кредиты в банках для обеспечения пред­оплаты «Беларуськалию».
Это единственный на данный момент способ гарантированно обеспечить нашему производителю стабильный финансовый поток, потому что в связи с санкциями есть проблемы с расчетами. Мы не можем позволить, чтобы из-за задержки платежей, из-за усложнившейся и удлинившейся логистики каким-то образом пострадал производитель.

ФАКТ

Белорусской стороне удалось добиться экономически эффективных условий перевалки в терминалы портов Санкт-Петербурга. В первом полугодии этого года через них отгружено 2,7 миллиона тонн калийных удобрений. Основные порты — «Бронка», Балтийский судомеханический завод, Морской рыбный порт, Keystone Logistics. Базовый в соответствии с соглашениями между Минтрансом Беларуси и Минтрансом Российской Федерации — «Бронка».

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

В феврале 2022 года президенты Александр ­­Лукашенко и Владимир Путин договорились о строительстве Беларусью собственного портового терминала. Сегодня наша страна взаимодействует почти с двумя десятками российских портов, направляет через них нефтепродукты, калийные и азотные удобрения, металлопродукцию, товары деревообработки.

В июне прошлого года ­­Президент Беларуси лично ознакомился с ходом строительства белорусского порта в Бронке. «Место хорошее. Мы уже потихоньку начинаем там грузить минеральные удобрения. Думаю, что там будет самый мощный порт», — отметил Александр ­­Лукашенко в тот же день на встрече с Владимиром Путиным в Санкт-Петербурге.

В начале января этого года Александр ­­Лукашенко на совещании по экспорту наших товаров потребовал форсировать строительство белорусских портов в России:

— По крайней мере то, что вы просили меня решить на уровне ­­Президента Российской Федерации для того, чтобы были открыты для нас порты, я полагаю, что все вопросы решены. Вопрос остается за малым — начинать грузить в этих портах. Хотя кое-что мы уже начали грузить. Надо быстрее строить эти порты, доводить до определенного уровня и торговать уже через собственные порты.

Тогда же по итогам совещания первый вице-премьер Николай Снопков сообщил журналистам, что Беларусь не испытывает проблем с перевалкой грузов через морские порты:

— Сегодня мы обеспечиваем портовой инфраструктурой весь необходимый экспорт Беларуси (на 80 процентов это нефтепродукты и калийные удобрения). У нас достаточно портовой инфраструктуры, чтобы вывозить весь объем экспортируемого продукта. Развивать дальше (собственную портовую инфраструктуру. — Прим. ред.) возможно, если это интересно с экономической точки зрения. В принципе, порт как бизнес-модель — прекрасно. Это экономически эффективный продукт. Я думаю, что мы будем рассматривать дальше и формировать новые портовые возможности уже белорусского национального порта со всеми вытекающими возможностями и перспективами.

konon@sb.by

konoga@sb.by

Фото БЕЛТА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter