Звезда картины Рэйфа Файнса «Нуреев. Белый ворон» артист балета Олег Ивенко представил новинку в Минске и провел мастер-класс в Большом театре

Звездная быль балета

Недавно в Минске побывал солист балета Татарского академического государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля заслуженный артист Татарстана, лауреат многих международных конкурсов Олег Ивенко. 

Олег Ивенко одинаково хорош в кино и в танцзале.

Имя Олега теперь на слуху не только у поклонников балета, но и киноманов: он сыграл главную роль в фильме выдающегося британского кинематографиста Рэйфа Файнса «Нуреев. Белый ворон». Еще Олег стал послом ЮНЭЙДС — Объединенной программы ООН по ВИЧ/СПИДу. В октябре к этой программе присоединился наш Большой театр, третьей стороной в подписанном меморандуме выступил Европейский фонд Рудольфа Нуреева. Кроме того, мы можем искренне порадоваться успехам Ивенко, так как после учебы в Харьковской хореографической школе, в 2010 году, он окончил Белорусский государственный хореографический колледж, решив, что если наша кузница балета готовит таких танцовщиков, как Иван Васильев, то и ему там самое место. 

— Олег, какими вам вспоминаются годы учебы в Минске? Нет ностальгии по тому периоду?

— Я не помню, чтобы было легко. Это было тяжелое время, и обучение шло непросто: когда ты живешь в интернате, родители находятся далеко, все время испытываешь недостаток денег. Кроме того, я был младше всех на полтора года. Трудности помогали преодолевать педагоги. Есть и еще одно воспоминание. Помню, как Валентин Елизарьев, будучи председателем жюри на международном конкурсе Юрия Григоровича «Молодой балет мира» в Сочи, на котором я получил Гран-при, приглашал к себе в театр. Все это осталось в моей памяти. 
Выпускник Белорусского государственного хореографического колледжа Олег Ивенко сыграл главную роль в новом фильме Рэйфа Файнса.
— Сразу после окончания колледжа у вас было около 10 предложений, в том числе и от Большого театра Беларуси, и Венской оперы, но вы выбрали Казань…

— Я выбрал Казань, потому что это было единственное предложение из России. Для меня это важно. В Казани у меня есть творческая свобода, что немаловажно для артиста. Я провожу там фестиваль современной хореографии #StagePlatforma. В начале ноября он прошел уже третий раз. Хотя директор нашего театра Рауфаль Мухаметзянов не приверженец современной хореографии, он нас поддерживает. В фестивале приняли участие солист Большого театра Михаил Лобухин, талантливые хореографы из Санкт-Петербурга Владимир Варнава и Илья Живой, артисты из Братиславы, Тулузы, Новосибирска, нашего театра. 


— Олег, не каждый танцовщик сегодня может открыть и свою балетную школу. 

— Школу Ballet Room я открыл за свои деньги, с третьим фестивалем нам помогло Министерство культуры, оплатив 50% расходов. Все хорошие проекты делаются долго. Один бы я ничего не сделал. Все получилось благодаря нашей команде. 

— На каком этапе в вашей жизни возник ЮНЭЙДС?

— Сотрудничество началось после выхода фильма «Нуреев. Белый ворон». В Европе к теме ВИЧ и СПИДа относятся спокойно. Я тоже считаю, что об этом надо говорить. Хочу, чтобы люди задумывались о своем здоровье. 

— Расскажите, Рэйф Файнс был диктатором на съемках или это было коллективное творчество?

— На Рэйфе лежала большая ответственность, потому что он должен был всю съемочную группу, актеров и себя как исполнителя одной из ролей свести воедино. Порой я поражался, как он это делает, сколько черпает из себя энергии. Мы до сих пор поддерживаем контакт: я присылаю ему видео своих выступлений. Он сказал, что все супер. Сам он уже закончил съемки нового проекта. Как актер снялся в продолжении историй «King’s Man: начало» и новом фильме о Джеймсе Бонде «Не время умирать». 

У меня теперь есть свой киноагент в Лондоне, который работает с Кейт Уинслет и Джеймсом Макэвоем. Появился он не без помощи Файнса. 
Дебют в кино Олега в фильме «Нуреев. Белый ворон» очень высоко оценил легендарный Михаил Барышников. 
— Задумываетесь о продолжении кинокарьеры? 

— Пока есть предложения, почему нет? Сейчас подтягиваю свой английский. Потому что балет рано или поздно закончится, и надо будет делать что-то еще, помимо фестиваля и школы танцев. Кино — это всегда интересно. Вдруг и перерастет во что-то серьезное.

— Не было момента робости на съемках? Все-таки вашими партнерами выступили Сергей Полунин, Чулпан Хаматова, сам Рэйф Файнс?

— С Сергеем мы знакомы с 2012 года с проекта телеканала «Культура» «Большой балет». Что касается робости, когда начинаешь играть, ты не думаешь, что перед тобой Чулпан Хаматова, думаешь только об одном: как правильно сделать дубль. Был момент, когда мне стало некомфортно, потому что получалось кое-как, а я не люблю делать кое-как. На меня начали давить, возмущаться: почему не идет? Выход только один — убрать свою гордость в сторону и добиваться результата. Уверен, что все конфликты происходят из-за того, что кто-то ее вовремя не убрал. 

— Можно сказать, что Нуреев был у истоков этого перелома по отношению к артистам балета?

— Он перевернул всю систему взаимоотношений в балете. До него солистов вообще было не видно, на первом плане всегда были солистки, а он начал высовываться: «Ты постой, а я пока улыбнусь зрителям».


— Чье мнение о фильме вам важно? 

— Только профессионалов. Важно, что сказал Рэйф, мои родители, моя девушка, наш продюсер — выдающийся танцор Михаил Барышников, который хорошо знал Нуреева и общался с ним. Он помогал Файнсу во время работы, делился воспоминаниями. Барышников оставил замечательное впечатление. Человек с невероятной энергетикой. В 71 год он сидел с нами на вечеринке до 11 вечера. Он сделал спектакль по стихотворениям Иосифа Бродского и выступил по всему миру. До сих пор круто двигается — это та старая школа, которая до сих пор работает. 

— Олег, у белорусского зрителя есть шанс увидеть вас на сцене нашего Большого? 

— Дай бог, надо спросить у моего агента (смеется). Думаю, или в декабре этого года, или в следующем году я обязательно что-то исполню у вас на сцене.

pepel@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter