Футбол как кино: что общего у Эдуарда Стрельцова, Владимира Маковского и стадиона «Динамо»

Жизнь не кино, второго дубля не бывает

Попытки переложить на кинопленку судьбы спортивных звезд, выжать из их насыщенных судеб сердцевину и по капельке выцедить ядреный сок, оставив всю мякоть жизни в буфере для отходов, нынче модны и очень востребованы. В современном российском кино все началось с Валерия Харламова и «Легенды № 17», продолжилось эпической баскетбольной сагой «Движение вверх», между ними проскочили почти незамеченными «Чемпионы: быстрее, выше сильнее», затем свет увидел «Тренер», «Лев Яшин»… Рецензии на эти картины, как правило, разные и часто диаметрально противоположные: от эпикфейла (полный провал) до заявки на гениальность. Тут уж сколько людей, столько и мнений. У нас, например, летом тоже собирались снимать полный метр о трехкратном олимпийском чемпионе и легенде борьбы Александре Медведе, но дальше написанного сценария (читал, знаю: полная фантасмагория!) дело не пошло, заглохло. Кстати, довольно странно, ведь у нас есть немало героев, жизнь которых сама по себе — захватывающее кино. Тот же Медведь, Эдуард Малофеев и Александр Прокопенко, Олег Караваев, Александр Каршакевич, Марина Лобач, Юлия Нестеренко… А вот в России жанр спортивных героических картин, похоже, с успехом поставили на поток. 

В нынешнем году в этом плане настоящий бенефис Эдуарда Стрельцова — сразу две премьеры: «В созвездии Стрельца» и «Стрельцов»! Повод, правда, грустный: 30 лет со дня смерти самого, пожалуй, удивительного с точки зрения поворотов судьбы советского футболиста. Сын легенды, Игорь, уже успел высказаться по поводу обеих картин. Если коротко, то он не в восторге. Говорит, что много нестыковок, придумок, натянутости, а иногда и откровенного бреда, не имеющего никакой связи с реальностью. Впрочем, это обычная претензия ко всем попыткам загнать жизнь в стандарты сценария, ведь у кино свои законы. Ну а настоящего Эдуарда Стрельцова болельщики с очень большим стажем в Беларуси наверняка помнят: он своими голами и игрой немало потерзал оборону сперва минского «Спартака», а затем и «Динамо». Вернулся Стрельцов на минский стадион уже в киношном образе: именно на динамовской арене снимались футбольные моменты сериала «В созвездии Стрельца». А знаменитого Эдика в игре изображал наш Владимир Маковский — футболист, судьба которого тоже сделала весьма занятный финт. 

Про Стрельцова слышали, наверное, все. Футбольный Есенин, повеса и кутила, показательно отправленный в тюрьму за изнасилование (имело оно место или нет, вопрос до сих пор открытый) в назидание другим. Что он был за футболист? Говорят, талант, хотя записи документальной хроники о его гении повествуют весьма расплывчато: в сравнении с современным футболом все это выглядит как замедленная сьемка — довольно уныло и блекло. Однако воспоминания очевидцев и статистика — штуки упрямые. И они говорят, что на поле Эдуард Стрельцов был почти бог. В чемпионате СССР он забивал регулярно и многим, но Минск в этом плане любил особенно, без гола не уходил почти никогда. В 1955-м, на взлете своей карьеры, в двух матчах отличился дважды, в 1957-м, в последнем сезоне перед тюрьмой, в Москве забил минскому «Спартаку» единственный победный гол, а в Минске огорчил нашего вратаря Юрия Мохова еще дважды, стрельнув дуплетом на 27-й и 30-й минуте. Остальное время, как уверяли болельщики, он проходил по полю пешком, а в перерыве умудрился еще и покурить у входа в подтрибунное помещение. 

В 1965-м, в первый сезон после выхода из заключения, перед публикой предстал уже другой Стрельцов: слегка погрузневший и побитый жизнью, с опытом в глазах вместо молодецкого блеска, без модного кока на голове, но такой же непредсказуемый и стремительный. Недаром утверждают, что настоящий большой талант не убьешь и не пропьешь. На гол Малофеева в Москве он традиционно ответил дублем, и торпедовцы снова вышли победителями. Забивал он «Динамо» и в 1966-м, и в 1968-м, публика на Стрельцова снова ломилась и молилась, его признавали лучшим игроком СССР, а в 1970‑м он порвал ахилл и закончил. В 33 года. За вычетом семи лет зоны карьера получилась короткой, словно звук выстрела. Но такой же внушительной и громкой. 
В 2014-м во время съемок «В созвездии Стрельца» на минском «Динамо» молодого Стрельцова на поле играл Владимир Маковский. 
Первоначально на роль дублера планировался другой наш блондин — Андрей Разин, но не вышел ростом: Стрельцов был парнем габаритным, и Маковский подошел больше. Его, к слову, киношникам сосватал Владимир Курнев, выступивший в картине экспертом футбольных сцен. И здесь тоже есть любопытное переплетение времени и судеб: отец Курнева Борис играл против Эдуарда Стрельцова в том самом далеком 1954-м, когда звезда Стрельца только восходила. Маковский старался и говорил, что очень рад почувствовать себя в образе великого футболиста. Вова ведь тоже подавал надежды: в 18 лет играл за минское «Динамо» и сборную Беларуси, в 20 уехал в Киев, а Валерий Лобановский кого попало к себе не звал. Но талант Маковского, увы, оказался гораздо жиже стрельцовского, а страсть к кутежам и выпивке — приблизительно такой же. Итог — загубленная карьера. А на закуску недавно подали еще и пожизненную дисквалификацию за участие в договорных матчах. Но это уже совсем другое кино.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter