В Мстиславском районе власти и местный бизнес скооперировались, чтобы активнее развивать туризм

Здесь помидоры зеленые, а клубника — белая

Жители Мстиславля давно привыкли к регулярным визитам экскурсионных групп. Туристы едут в древний город охотно. Однако после осмотра архитектурных памятников вскоре отправляются восвояси. Чтобы исправить ситуацию, привлечь их внимание, в районе пошли на своеобразную кооперацию с местным бизнесом — агроусадьбами, фермерскими хозяйствами, ремесленниками. В новом турмаршруте, помимо достопримечательностей, знакомство с сельским колоритом. Одна из точек — деревня Коробчино, где туристы пробуют блюда из экологически чистых продуктов. Выращивает их на своих сотках семья Сергея и Татьяны РЫБАКОВЫХ (на снимке). Супруги несколько лет назад переехали из России в мстиславскую деревню, чтобы насладиться размеренной жизнью. Постепенно развивали личное подсобное хозяйство: разбили сад, окультурили придомовую территорию. Недавно выиграли грант на установку теплицы на приусадебном участке. Бизнес, видно, набирает обороты.


ЕСЛИ в Коробчино съехать с центральной дороги и двигаться в сторону реки Вихра, на пути близ березовой рощи встретится аккуратный дом с ухоженной территорией. Еще несколько лет назад на этом месте была неказистая хатка и кусочек земли. Но само место расположения непривлекательного архитектурного объекта подкупило сразу — березовая роща, причудливый природный ландшафт. Однажды приехав к родственникам на копку картошки, уроженец мстиславского Коробчино Сергей показал жене этот вид. Роскошная природа впечатлила — супруги приобрели дом и осели в деревне. Первый вопрос, который задавали им сельчане, — как решились покинуть большой перспективный город и перебраться в глубинку? Татьяна приводила весьма убедительные аргументы:

— Когда в мегаполисах стоишь в пробке по 6—8 часов, начинаешь понимать: это не самое интересное времяпрепровождение. В какой-то момент пришли к тому, что нужно сбавлять обороты и больше наслаждаться жизнью. Поняли: по сути, человеку не так много нужно для счастья — природа, полезная еда, любимое дело. Из этого списка со временем исключается дорогая одежда, новые гаджеты. Может, скажу банальные вещи, но в городе забыли, что такое рассветы и закаты, пение птиц, смена пор года — все это из-за бешеного ритма не замечали. Здесь все по-другому. Даже алгоритм «вырастил-продал» доставляет счастье. 

Правда, чтобы вырастить, Рыбаковым понадобилось время. Первым делом начали заниматься территорией: привели в порядок землю, засеяли газон, закупили в питомнике деревья и кустарники для будущего сада. Заимствовать у соседей саженцы плодовых деревьев не хотелось: если уж чем-то заниматься, то основательно. Материнский посадочный материал сортовых малины, ежевики, земляники также решили брать исключительно в питомниках, чтобы быть уверенными в планируемых урожаях. Стартовый капитал семья зарабатывала как могла: около года сдавала дом строителям из Ивацевичей и Лиды, которые готовили районный центр к «Дажынкам» в 2016 году. Продали две машины и купили одну бюджетную. 

— В первый год для меня, горожанки, в помощь был интернет, — вспоминает начальные шаги в садоводстве и огородничестве Татьяна. — Начиталась столько, что получили полторы тонны помидоров. Урожай пустила на соки, кетчупы, даже варенье из томатов варила. Использовала рецепты, которыми пополняла кулинарный дневник в путешествиях. Параллельно культивировала разные виды плодовых деревьев, кустарников. 


Сейчас Рыбаковы, помимо привычных яблонь и груш, выращивают дюк — гибрид вишни и черешни, жимолость, кизил, фундук, грецкий орех, абрикосы и персики. Визитная карточка — клубника разных сор­тов, за саженцами которой приезжают из всей округи, и зеленый сорт томатов «болото». Помидоры необычного окраса уже можно встретить на многих огородах Коробчино — местных тоже заинтересовали диковинные и вкусные плоды. Выращивать их было не данью моды, а стремлением угостить вкусностями гостей, у которых непереносимость к красным пигментам. Так на плантации клубники поселилась заморская гостья пайнберри — «ананасовая ягода». Ее можно есть даже детишкам — диатеза не будет. Клубника непривычного белого цвета со слегка румяным бочком.

Основная статья расходов у сельских бизнесменов — посадочный материал. Если покупать его в питомниках, то стоит он недешево. Татьяна подмечает: 

— В деревне ведь как: поменялись, поделились саженцами. Зачем, мол, что-то покупать, если можно выкопать у соседки? А потом недоумевают, почему у них клубника плохая, а у нас хорошая. Мне, например, жалко времени и сил на некачественные саженцы. Не тот случай, когда нужно экономить. 

ВЫРАСТИТЬ урожай еще полбеды. Нужно найти на него покупателя. Как? Выходить на рынок сбыта в прямом смысле слова. Прежде чем обзавестись постоянной клиентурой, супруги продавали саженцы на базарах в Мстиславле, Климовичах. 

— Это хорошая школа, — вспоминает Татьяна. — Нужно было понимать, как реализовывать товар. Когда рядом стоял продавец и на вопрос о сорте говорил: ягода вырастет такая, что в стакан не влезет, понимали — по этому пути не пойдем. Нужно быть компетентным в том, чем занимаешься, знать свой продукт. Постепенно набирались опыта от растениеводов-практиков, серьезно занимающихся аграрным делом. Смотрели, как выращивают культуры на Могилевщине — в Быховском районе, интересовались опытом Гомельщины и Минщины. 


Хорошим подспорьем в расширении «производства» стала победа в проекте «Малые города» по Программе развития ООН и Министерства экономики при финансовой поддержке правительства России. Сумма в 6 тысяч рублей сможет покрыть расходы на новую теплицу. Для этого супруги взяли в аренду на 10 лет небольшой участок земли в 0,7 гектара близ дома под огородничество. На этой же земле и поставят теплицу, которая займет 140 квадратных метров. 

Смотрю на семью и не понимаю, как они так органично вписались в сельские пейзажи. Оказывается, у Сергея родители всю жизнь проработали в сельском хозяйстве. Мама дояркой, отец механизатором в ОАО «Сож-Агро». На заслуженном отдыхе сельчане не отходят от забот — держат двух коров и трех телят. Молочку «поставляют» и детям для гастрономических изысков. 

Кстати, о них. Это еще одна фишка Рыбаковых — вкусные блюда из полезных продуктов. Необязательно выезжать за границу, чтобы попробовать испанские паэлью, гаспачо, булочки с особенным джемом «сиелло ди анхело» из специального вида кабачков, итальянскую пиццу. Татьяна увлекается фитотерапией — в домашней зеленой аптеке чистотел, полынь, кровохлебка, пижма. Поэтому чай гостям предлагается свой, из сбора целебных растений. В общем, вкусно и осмысленно поесть на природе — это и есть секрет популярности гастрономического туризма. Около года назад семья заключила договор с районным Центром культуры и народного творчества. Сейчас в Коробчино принимают у себя туристов и угощают вкусными блюдами. Центр культуры со своей стороны готовит для гостей турпакет. Идут переговоры и с руководством Мстиславского цент­ра физкультурно-оздоровительной работы «Олимп». 

Следующий этап у супругов — реконструкция дома. Хотят принимать гостей и на ночлег. Кстати, одна из важных составляющих коробчинских бизнесменов — кооперация. На участке у Рыбаковых скульптуры из дерева от мстиславского ремесленника Григория Сведомского, во время праздников медовые продукты презентуют фермеры Грудинины из Лютни. Со временем в дело Татьяна и Сергей хотят вовлечь как можно больше сельчан.

Комментарий начальника сектора спорта и туризма Мстиславского райисполкома Дмитрия СЕЛИВАНОВА:

— Туризм стараемся развивать в кооперации. Для нас, как и для гостей района, непринципиально, какая форма собственности будет преобладать на этом рынке. К тому же в одиночку сложно добиться успехов. Стараемся задействовать весь потенциал района, чтобы удивлять гостей. О чем говорю? Уже предлагаем производственный туризм. Совместно с ОАО «Сож-Агро» планируем проводить экскурсии по фермам хозяйства, где приезжие смогут познакомиться с процессом дойки. Со следующего месяца подобный производственный тур начнем организовывать и на ОАО «Мстиславльлен». Прорабатываем такую возможность и с Мстиславским хлебозаводом. На красивую презентацию района настраиваются многие предприятия и организации. Райпо, например, экспериментирует с меню, УКПП «Жилкомхоз» переформатирует лыжную базу «Семигорье», где оказываются и оздоровительные услуги. В прошлом году, к слову, район посетили 15 тысяч туристов. В этом году только за первое полугодие в Мстиславле побывало около тысячи россиян. 

bizyk@sb.by

Фото автора.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter