В «Минсктрансе» появилась новая специальность – чистильщик

Здесь не должна быть ваша реклама

«Деньги в долг», «Купим волосы», «Приглашаем на работу»… У 65‑летнего Василия Кардымона каждое утро начинается с подобных объявлений.  Уже год работает чистильщиком опор контактной сети филиала «Служба энергохозяйства государственного предприятия «Минсктранс». Снимает со столбов незаконную рекламу.



— В дождливую погоду счищается легко, — Василий Михайлович ловко орудует скребком, отклеивая очередную бумажку. — А летом клей быстро засыхает. Да так, что невозможно очистить. Только если вместе с краской с опоры. Значит, потом нужно перекрашивать…

В службе энергохозяйства подсчитали: привести в порядок одну опору в среднем стоит около семи рублей. Всего же в городе 3 участка контактных сетей — примерно 16 тысяч опор. И 9 чистильщиков. Работают в две смены. Каждый день новый маршрут. В среднем только пешком проходят по 10 — 15 километров.



На Партизанском проспекте Василий Кардымон снимал объявления буквально вчера, сегодня опять все заклеено. Закончив работу на одной остановке, едем на следующую. Та же картина.

— Самые проблемные участки — остановки с большим пассажиропотоком. Например, на улицах Бобруйской и Кирова недалеко от железнодорожного вокзала постоянно опоры заклеены, — чистильщик показывает пакет с уже оборванными объявлениями, констатируя: — Если не срывать, оставить как есть, превратим город в свалку.

Проблема с незаконной рекламой не нова. По словам главного экономиста службы Ольги Курьян, в прежние годы чисткой опор занимались электромонтеры контактной сети и другие вспомогательные рабочие. Их и сейчас задействуют. А новая специальность появилась во время подготовки к II Европейским играм.


— Чистоте города уделялось особое внимание. Вот мы и решили ввести в штатное расписание новую специальность. Результат заметили сразу. Когда для человека это основная работа, видна персональная ответственность. И эффективность повышается.

Василий Михайлович рассказывает: иногда выходит на маршрут и видит, как расклейщик работает. Делает замечание — ноль реакции. Что тут скажешь? Чистильщик в таком случае может только сфотографировать нарушителя и направить снимок в правоохранительные органы… Для борьбы с незаконной рекламой на предприятии использовали и другие методы. Даже самостоятельно пытались установить личности граждан, чьи номера телефонов указаны в объявлениях. Но на другом конце провода лишь заверяли, что являются физлицами, разрешения на осуществление предпринимательской деятельности не имеют, а о своем местонахождении сообщать отказывались. С кого в таком случае взыскивать средства за причиненный городскому имуществу ущерб?



— На трех остановочных пунктах вблизи станции метро «Каменная Горка» и на улице Аранской уже появились и видеокамеры, которые фиксируют расклейщиков. Это дало эффект. И в этом году планируем установить еще 20 — в местах с самым большим пассажиропотоком. Видеозаписи также направляем в РУВД. Пока, правда, установить личности нарушителей не удается… Заключили и договор с «Белтелекомом» об отправке аудиосообщений и СМС‑рассылки на номера, указанные в несанкционированных объявлениях. С их помощью информируем рекламораспространителей об ответственности за нарушение Закона «О рекламе», а также правил благоустройства и содержания населенных пунктов. Штраф до 100 базовых величин. СМС направлены более чем на 90 номеров, — рассказывает Ольга Курьян.

…И все же наутро объявления на опорах снова появляются. Выходит, все методы малоэффективны? Ольга Курьян считает: в первую очередь бороться надо с источником:


— Мы изучали зарубежный опыт. Ведь такая проблема не только в Минске. Методов опробовано много. В некоторых странах, например, вокруг опор устанавливают сетку‑рабицу. Но тогда объявления начинают клеить на скотч плюс используют пространство между столбом и сеткой как мусорку. Где‑то в краску добавляют песок — на шероховатую поверхность клеить бумагу сложнее.

Но самый действенный на сегодня так называемый китайский метод, когда номера телефонов, указанные в объявлениях, с помощью специального программного обеспечения ставят на автодозвон. Если линия постоянно занята, то и эффекта от рекламы не будет. Такой же результат и от блокировки номера телефона.

Нашим законодательством такие методы пока не предусмотрены. Но специалисты уже инициировали проработку вопроса о наделении полномочиями операторов связи по ходатайству уполномоченных органов блокировать номера, указанные в незаконной рекламе.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter