«Деньги в долг», «Купим волосы», «Приглашаем на работу»… У 65‑летнего Василия Кардымона каждое утро начинается с подобных объявлений. Уже год работает чистильщиком опор контактной сети филиала «Служба энергохозяйства государственного предприятия «Минсктранс». Снимает со столбов незаконную рекламу.
— В дождливую погоду счищается легко, — Василий Михайлович ловко орудует скребком, отклеивая очередную бумажку. — А летом клей быстро засыхает. Да так, что невозможно очистить. Только если вместе с краской с опоры. Значит, потом нужно перекрашивать…
В службе энергохозяйства подсчитали: привести в порядок одну опору в среднем стоит около семи рублей. Всего же в городе 3 участка контактных сетей — примерно 16 тысяч опор. И 9 чистильщиков. Работают в две смены. Каждый день новый маршрут. В среднем только пешком проходят по 10 — 15 километров.
— Самые проблемные участки — остановки с большим пассажиропотоком. Например, на улицах Бобруйской и Кирова недалеко от железнодорожного вокзала постоянно опоры заклеены, — чистильщик показывает пакет с уже оборванными объявлениями, констатируя: — Если не срывать, оставить как есть, превратим город в свалку.
Проблема с незаконной рекламой не нова. По словам главного экономиста службы Ольги Курьян, в прежние годы чисткой опор занимались электромонтеры контактной сети и другие вспомогательные рабочие. Их и сейчас задействуют. А новая специальность появилась во время подготовки к II Европейским играм.
Василий Михайлович рассказывает: иногда выходит на маршрут и видит, как расклейщик работает. Делает замечание — ноль реакции. Что тут скажешь? Чистильщик в таком случае может только сфотографировать нарушителя и направить снимок в правоохранительные органы… Для борьбы с незаконной рекламой на предприятии использовали и другие методы. Даже самостоятельно пытались установить личности граждан, чьи номера телефонов указаны в объявлениях. Но на другом конце провода лишь заверяли, что являются физлицами, разрешения на осуществление предпринимательской деятельности не имеют, а о своем местонахождении сообщать отказывались. С кого в таком случае взыскивать средства за причиненный городскому имуществу ущерб?
…И все же наутро объявления на опорах снова появляются. Выходит, все методы малоэффективны? Ольга Курьян считает: в первую очередь бороться надо с источником:
— Мы изучали зарубежный опыт. Ведь такая проблема не только в Минске. Методов опробовано много. В некоторых странах, например, вокруг опор устанавливают сетку‑рабицу. Но тогда объявления начинают клеить на скотч плюс используют пространство между столбом и сеткой как мусорку. Где‑то в краску добавляют песок — на шероховатую поверхность клеить бумагу сложнее.
Но самый действенный на сегодня так называемый китайский метод, когда номера телефонов, указанные в объявлениях, с помощью специального программного обеспечения ставят на автодозвон. Если линия постоянно занята, то и эффекта от рекламы не будет. Такой же результат и от блокировки номера телефона.
Нашим законодательством такие методы пока не предусмотрены. Но специалисты уже инициировали проработку вопроса о наделении полномочиями операторов связи по ходатайству уполномоченных органов блокировать номера, указанные в незаконной рекламе.