Зайцы думали, что попрятались, но их уши дед Мазай видел повсюду

Арамис и белошвейка

На днях мы с вами стали свидетелями топорно срубленной провокации. Напомню суть: некий белорус Арамаис Миракян в своем Facebook с надрывом описал, как он в минском магазине попросил «гарбаты», а его заставляли говорить по-русски. Внезапно сия басня стала темой дня и для РИА «Новости», и для «Московского комсомольца», и для Ленты.ру… аж до комментария от российского сенатора дело дошло. 

Взорвался и интернет: «Россияне обвиняют Миракяна в национализме, угрожают «мы тебя найдем, мы тебя убьем, мы знаем, где ты живешь» - живо бросился на защиту либеральных ценностей портал ТУТ.бай. Который, кстати говоря, эту историю в информационное пространство и вбросил. Градус цитирования байки «независимыми» сайтами немедленно поднялся до уровня чуть ли не национальной идеи: «Спасти рядового Миракяна», не меньше. 

Почему же байки? А неожиданно оказалось (камеры наблюдения, друзья мои, вот ведь до чего техника дошла), что Арамаис в магазине был не один. Трое их там было, два приятеля и девушка. И первый заказ они вместе сделали безо всякого конфликта. Лишь потом, попив чаю и набравшись смелости, дружок Миракяна (а отнюдь не он сам!), некий Руслан Юсупов, в одиночку (!) подошел к стойке и стал качать права на тему «мне гарбаты» и «абслугоўвайце мяне на дзяржаўнай мове». О чем сдержанно и в соответствии с законом написала замдиректора «Коммунарки», чьим фирменным магазином то место и является, в официальном ответе. 

Как удивительно звезды-то сошлись: и фейковый конфликт, и мгновенная реакция некоторых российских изданий, и жгущие комментарии в ленте у автора, и текущий момент. Безупречно синхронно – и абсолютно случайно, правда ведь? С одной стороны полилось: «национализм поднимает голову», «так начинался Майдан», «не забудем, не простим». С другой: нам и «гарбаты» дома спокойно не выпить, чтоб не угрожали убить-зарезать? Кто это там будет еще нас учить? И ярость благородная вскипает прямо-таки, как волна, так оно, наверное, виделось-задумывалось. 

Однако мыльный пузырь лопнул. Заметим: конфликт в магазине (но не в интернете) был исчерпан там же и тогда же, на месте. Даже без записей в жалобную книгу. Но, конечно же, не без записей в Facebook – зря, что ли, ходили?

Итак, имеем: на ровном месте создается поток якобы ненависти якобы россиян к якобы «белорусским националистам». Заранее, очевидно, заряженные российские корреспонденты бегут к сенаторам. Другие (думается, тролли) пишут несчастному Арамаису угрозы. С нашей стороны «независимые» медиа делают все, чтобы ответным чувством тоже стало как минимум раздражение. Разжигают вражду - вот так оно, это словосочетание, и выглядит на деле. 

Заодно и родному государству вновь до кучи достается: до каких пор простой Миракян не сможет спросить «гарбаты» на впитанном с молоком матери языке у случайно выбранной продавщицы столичного магазина? Доколе? Хотя в реальности все наоборот: и может, и спрашивает, и не Миракян. 

В чью светлую голову пришла такая замечательная провокация? Глядя в Facebook Арамаиса, снимаем с него подозрение сразу: точно не в его. Эта история, если кто не знает, тоже имеет историю. Потому что, как верно заметил француз Дюма, у каждого Арамиса должна быть своя белошвейка, она же – герцогиня де Шеврез. 

Итак, поделюсь своими предположениями.

Полтора года назад некоторых «независимых журналистов» поймали за руку, когда те «тырили контент». Одна влиятельная дама, близкая все к тому же порталу ТУТ.бай, в интернет-пространстве активно защищала «девочек от произвола». С подробностями, приводя цитаты из обвинения, копируя судебные вопросы, используя речи адвокатов и живописуя атмосферу в зале. Хотя сама поначалу в суд не ходила. «Герцогиня сказалась больной», - писал Дюма. 

Зато Арамаис Миракян ходил в тот суд, как на работу. Сопли текут, кашель душит, но труба зовет. И постоянно писал в соцсетях. Из зала суда – хронику, дома – ежедневные итоги и комментарии. Неделями не разгибался. И этими его «материалами», можно сказать, активно пользовались. Как писал Дюма: «Пригодился на что-нибудь Арамис». 

Именно после этих «судебных отчетов», ежедневно как на станке производившихся, безусловно, по зову молодой романтичной души, а отнюдь не по заданию редакции, Арамаис Миракян счел себя… не поверите… известным, это как минимум. «Написать пост с моей страницы решили, - объясняет он фейк с «гарбатой» теперь, - чтобы был больший охват, и еще потому что Руслан не публичная личность». В отличие, сами понимаете, от. 

С одной стороны, смешно. С другой, так и хочется уточнить: «решили» - это кто, вы с Русланом? Или там другой расширенный состав? Кто бы они ни были, которые «решили», поиграть в парижские тайны у них не вышло. Не прокатило. Оно, собственно, и понятно: какой Арамис, такая и герцогиня. И наоборот.

Теперь Миракян, конечно, кается: «Я вiнаваты… Не меў на гэта права... Паплыў на хвалi хайпу… Прыму як належнае...» Однако вновь вспомним Дюма: для Арамиса это слишком много, а для попа Гапона слишком мало. Хочется надеяться, что «публичная личность» все же услышит от земляков: «Дзер нманнерэ хайтаракумен Республикан». «Такие, как вы, позорят республику» - так, кажется, было в «Мимино». 

Если кому не сразу понятно: это касается не только Арамаиса Миракяна, «якi ўсяго толькi «скарыстаўся мажлiвасцю».

mukovoz@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter