«Цветные революции» приводят к дестабилизации государств, в Беларуси это недопустимо

Защитный блок

В 2011 году мир стал свидетелем целой серии революционных событий на Ближнем Востоке. Протесты, начавшиеся в Тунисе, с молниеносной скоростью и масштабностью распространились по всему арабскому пространству: народные волнения свергли руководство ряда государств и отправили в отставку несколько правительств, до сих пор продолжая держать в напряжении ближневосточный регион. Тайные механизмы этого феномена большинство аналитиков оценивает через призму так называемых цветных революций.


Любая серьезная работа требует значительных расходов. Поэтому в событиях, которые произошли по «цветным» сценариям, надо искать финансовый след. Это позволяет понять, кто в конечном счете стоит за кулисами «управляемого хаоса». 

Идея исключительности и избранности некоторых государств и наций давно является фундаментальной чертой их общественного сознания. По мнению лидеров подобных идеологий, универсальные и общечеловеческие ценности типа демократии, либерализации и т.д. должны господствовать во всех уголках земного шара. Кажется, красиво все: что плохого в этих понятиях с многовековой историей? Да, вроде все правильно, и миссия «проповедников» видится довольно благородной, но что стоит за красивыми словами и обещаниями? 

По мере того как «распространители» демократии выходили на международную арену, росли и масштабы их притязаний на роль спасителей человечества. По праву сильного «экспортеры» вечных ценностей взяли на себя не только функцию всемирного «гаранта» свободы, но и занялись внедрением на всей планете однотипных режимов. Интересной особенностью таких действий сегодня является то, что это происходит уже совершенно открыто, хотя немногим ранее подобные операции были уделом исключительно спецслужб. 

Успех антиправительственных революций на постсоветском пространстве и в ряде стран Восточной Европы в 80-х — 90-х годах прошлого века показал определенную эффективность скоординированных акций оппозиции. Их организаторы пришли к выводу, что в существующих геополитических условиях, понеся относительно небольшие затраты, можно создать из местного протестного ресурса небольшие, но хорошо подготовленные группы. Именно на эти силы и возлагается главная задача — при удобном случае мирным, ненасильственным путем сменить любую нежелательную власть. Но насчет мирного пути разработчики «технологий» лукавят: такой исход возможен далеко не всегда. Мы все хорошо помним, как развивались события, например, в Киеве в 2014 году. 

Реализация четко продуманного сценария последовательной трансформации бывших советских республик стала одним из заметных направлений внешнеполитической деятельности отдельных государств в последние десятилетия. Это отчетливо проявилось в целой серии «цветных революций», политических и государственных переворотов, организованных и профинансированных влиятельными внешними заказчиками. Как показывает анализ, состоявшиеся в 2000-х годах успешные «цветные революции» происходили по единому сценарию и похожей технологической схеме. Вся деятельность деструктивных сил была направлена на консолидацию оппозиционных партий и движений, их широкомасштабное финансовое обеспечение, поиск и выдвижение единого кандидата и создание его положительного имиджа. Выделялись деньги и молодежным организациям, которые потом играли главную роль в проведении массовых акций протеста. Часто «запускался» и якобы параллельный подсчет голосов на выборах, а власть всячески обвинялась в их фальсификации. Это подталкивало население к масштабным демонстрациям. Вам это ничего не напоминает? 

Во всех странах победивших «цветных революций» происходила затем существенная корректировка политического курса. В этом и заключается одна из главных целей заказчиков при осуществлении своих планов на постсоветском пространстве: приведение к власти практически марионеточных правительств. Система разработки и проведения этих революций построена так, чтобы максимально скрыть участие в процессах государственных структур определенных стран. Для этого, как правило, используются кадровые и финансовые возможности неправительственных организаций. 

Теоретические разработки западных идеологов в области «цветных революций» были опробованы в Сербии в 2000 году. Тогда же за рубежом открыли специальное бюро для оказания помощи оппозиционным партиям Югославии. Финансирование их осуществлялось через один из институтов и фонд поддержки демократии. Как отмечают эксперты, всего в период с 1998 по 2000 год в Сербию поступило около 100 миллионов долларов. 

В 2003-м в Грузии произошла «революция роз» (цветные — потому что для них, согласно канонам разработчиков, обязателен выбор цвета). События развивались следующим образом: 2 ноября состоялись парламентские выборы, а 21 ноября американский госдепартамент официально объявил их результаты сфальсифицированными. В ночь на 23 ноября сторонники оппозиции захватили правительственные здания в Тбилиси. Президент Шеварднадзе объявил о своей отставке. 

Далее была Украина. Уже 28 марта 2004 года в интернете появился сайт молодежного движения «Пора», стратегия и план которого как под копирку были списаны у успешных молодежных объединений Сербии и Грузии. Главной неправительственной организацией, занимавшейся подготовкой «оранжевой революции» в Украине, стала Freedom House, которую в то время возглавлял бывший шеф ЦРУ Джеймс Вулси. В день выборов 31 октября 2004 года опрос на выходе из избирательных участков проводился одним из американских агентств. Его результаты еще до обнародования официальных итогов были использованы для обвинения властей в фальсификации выборов. Это привело к массовым протестам части населения. В таких условиях молодежной организации «Пора» удалось фактически парализовать деятельность государственных органов власти... 

Революций допускать нельзя, как бы они ни назывались и какие бы благие цели у них ни стояли. Ведь за насильственными действиями по свержению власти следуют войны, хаос, обнищание людей и нередко потеря государственности. Исключений, по сути, не бывает. Национальных трагедий в нашей истории было достаточно: хватит подниматься из руин, лучше всегда вовлекать себя в правильные процессы и работать на дальнейшее созидание. А что значит сегодня понятие «правильный»? Это «понятный, знакомый, народный», то, что проверено временем и дает хороший результат не для меньшинства, а для большинства. 

КСТАТИ

Каков итог так называемой арабской весны? В Ливии и Йемене начались гражданские войны, хаос в Сирии привел к смерти сотен тысяч человек и стал причиной миграции миллионов, втянув в войну мировые и региональные силы. По оценкам Арабского стратегического форума, ущерб, нанесенный странам арабского региона, охваченным революционными событиями, только в период с 2010 по 2014 год составил 833,7 миллиарда долларов. Например, в Ливии ВВП сократился почти на 50 %, а экспорт нефти снизился более чем втрое. О людских потерях и вспоминать страшно: 1,34 миллиона жителей региона были убиты или ранены в результате сопутствовавших «арабской весне» военных действий и терактов. 

shamko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter