Не так давно на территории парка впервые прошел День электротранспорта, где продемонстрировали новейшие белорусские разработки и продукцию резидентов парка.
Альянс будущего
В индустриальном парке «Великий камень» собираются самые передовые производства со всего мира. Поэтому неудивительно, что идея создания кластерных объединений компаний, работающих в смежных сферах, актуальна и для этой инновационной площадки. В рамках таких альянсов производств, независимо от того, из какой страны они прибыли, можно было бы создавать кооперационные проекты, заниматься продвижением продукции на рынки третьих стран, и даже больше — обмениваться идеями и делиться разработками.Глава администрации «Великого камня» Александр Ярошенко отмечает, что развитие кластера электротранспорта уже сегодня входит в число приоритетов проекта:
— Это важный тренд как для нашей страны, так и для всего мира. А в парке есть необходимые возможности для привлечения таких инвесторов.
Например, на территории «Великого камня» работает компания ООО «Чэнду Синьджу Шелковый Путь Развитие» — один из первых резидентов парка. В технологический цикл включены сборка, производство, тестирование, техническое и гарантийное обслуживание суперконденсаторов, а также работы, связанные с их установкой на транспортное средство. Производство началось в 2018 году.
Здесь работает и компания из Швейцарии HESS, которая пришла в ноябре прошлого года. В этом году они запустили производство кузовов для бесконтактных троллейбусов и поставляют эту продукцию в Швейцарию. В перспективе двух лет в парке будут собирать полностью готовые бесконтактные троллейбусы. В данный момент компания также участвует в изготовлении 60 электробусов для Австралии.
Не менее интересный проект и у литовской компании ООО «ЕЕС-групп», зарегистрированной в июне.
— Надеемся, что к концу этого года они будут производить на территории индустриального парка электросамокаты и зарядные станции для них. Также будет разработано программное обеспечение для шеринга самокатов, — пояснил глава администрации.
Электротранспорт имеет широкие возможности для применения.
Кроме того, в индустриальном парке ООО «Международная технологическая компания «Интеллектуальное оборудование» испытывает беспилотный электромобиль. В будущем симбиоз программного обеспечения и экологического транспорта может серьезно поменять положение на дорогах в пользу безопасности и экономичности. Ожидается, что тестирование подобных технологий в парке должно сыграть важную роль в развитии проекта.
— Не так давно на территории парка также впервые прошел День электротранспорта. Это важный показатель, что в стране признают «Великий камень» как движущую силу для развития этого направления. Мы прилагаем все усилия, чтобы существующий в парке кластер расширялся. У нас есть перспектива развивать исследования в этой сфере в центре коммерциализации научно-технических достижений. Кроме того, мы надеемся, что в будущем в парк придут и новые резиденты, которые могли бы стать связующими звеньями внутри того или иного кластера.
Уникальная разработка
Первым резидентом, который начал выпускать продукцию в сфере электротранспорта в «Великом камне», стала компания ООО «Чэнду Синьджу Шелковый Путь Развитие». Корпорация одной из первых пришла в индустриальный парк с уникальной разработкой, не имеющей аналогов в мире, — гибридным суперконденсатором, который способен обеспечивать движение крупного транспорта. Заместитель директора по производству и маркетингу Михаил Миронович рассказал подробнее о ее деятельности:— Мы являемся дочерней компанией крупной китайской корпорации — производителя ячеек хранения энергии (суперконденсаторов), электрического общественного транспорта, рельсового хозяйства и инженерных решений в строительстве мостов. В «Великом камне» расположилось наше производство. Мы здесь собираем суперконденсаторы под нужды промышленных предприятий Беларуси, чтобы увеличить их технологичность и экспортный потенциал.
Заместитель директора по производству и маркетингу Михаил Миронович в цехе предпрития.
Компания с самого начала работает над созданием суперконденсаторов для белорусского электробуса «Белкоммунмаша». На улицах Минска таких электробусов уже 80 единиц. Это имиджевый проект, который позволит заявить о себе на рынке ЕАЭС и ЕС, чтобы в будущем иметь возможность поставлять свою продукцию как в составе электротранспорта, так и отдельно.
— Первая экспортная поставка белорусских электробусов в скором времени дойдет до потребителя в Украине. Туда отправляется 12 единиц техники. Также в настоящий момент мы продолжаем поиск возможностей для реализации суперконденсаторов на ближайших рынках, — рассказал Михаил Миронович.
В свою очередь создание электробуса для Минска, позволяет резиденту получить необходимую информацию о том, как ведет себя разработка при эксплуатации на местном рынке в текущих климатических условиях, которые серьезно влияют на любой электронакопитель. Это в свою очередь позволит улучшить его конкурентные параметры и получить преимущество:
— Мы получили статистические данные от Минтранса об эффективности и технологичности проекта. Проанализировали ситуацию у компаний на рынке России. В ближайшие несколько лет будет понятно, кто из игроков наиболее конкурентный. Но на данный момент технология нашей компании опережает все имеющиеся аналоги в энергосбережении и потреблении в транспорте. Однако это отражается на стоимости. И этот вопрос тоже нужно решить.
В «Великом камне» производят уникальные системы хранения энергии на гибридных суперконденсаторах.
Также он обратил внимание, что ООО «Чэнду Синьджу Шелковый Путь Развитие» ведет переговоры с МАЗ, поскольку Минский автомобильный завод заявил о создании серийного производства собственного электробуса и уже проводит его испытания.
— Гипотетически мы рассматриваем проект и с компанией БЕЛАЗ. Там долгое время хотят сделать самосвал на электрическом источнике. Наша технология сможет сдвинуть с места даже такую тяжеловесную машину. В будущем мы рассматриваем поставку своей продукцию для опытной эксплуатации.
kryzhevich@sb.by