Что лечат таблетки из сети

Запрещенный прием

Призывная реклама в интернете стала своего рода трендом современности. Нам предлагают не выходя из дома получить весь комплекс оздоровительных услуг — от косметологических процедур до приобретения чудодейственных таблеток, способных вылечить запущенную гипертонию, сахарный диабет и даже неоперабельную онкологию. Но что на самом деле стоит за громкими словами и дешевой стоимостью всевозможных пилюль?

solovei.info

Сердечная драма

«Светлана Лаврова из г. Минск: «Врачи заранее похоронили мою мать, разбитую инсультом, но это не помешало им вытащить из нас все сбережения семьи. Эти нелюди в белых халатах брали деньги и даже не думали помогать ей».

Окно с таким шокирующим текстом неожиданно всплыло на экране компьютера. Кликаем, чтобы узнать подробности, и нас автоматически перенаправляют на сайт https://medic-informator-c.ru/p846_by_giper_cardital. Крупным шрифтом на целую страницу — эмоциональный рассказ Светланы. Если верить написанному, у ее матери — тяжелая форма гипертонии, однако достойного лечения пожилая женщина, попавшая в минскую больницу (ни адреса, ни названия больницы в статье нет!), получить не смогла. Более того, лечащий врач якобы вымогал у убитой горем дочери пациентки деньги, шантажируя тем, что в противном случае ее мать «выкинут из реанимации». Затем долгий монолог Светланы об изуверствах медиков, а также о том, как назначенные ими дорогие препараты не принесли близкому человеку никакого облегчения, переходит к кульминационной части повествования. Обсуждая свою проблему на форуме, женщина неожиданно получает поддержку от некоего «сотрудника НИИ сердечно-сосудистых заболеваний Беларуси» (по всей видимости, имеется в виду РНПЦ «Кардиология», поскольку медицинского учреждения с названием, представленным в статье, в нашей стране не существует. — Авт.), который рассказывает ей о прорыве в лечении гипертонии и… напрямую связывает с известнейшим профессором Лео Бокерией! Который, в свою очередь, настоятельно рекомендует Светлане Cardital — «препарат нового класса, который способен полностью очищать сосуды от загрязнения. Он полностью очищает кровеносную систему и действительно помогает в отличие от многих разрекламированных и дорогих лекарств. Cardital не содержит химии, а только сильноконцентрированные вытяжки из полезных для очистки сосудов растений, что делает возможным его использование даже аллергиками». После чего Светлана констатирует: чудо-таблетки поставили мать на ноги буквально за две недели, а уже через месяц ее выписали из больницы.

Дальше, разумеется, на экране появляется текст: «Запасы Cardital подходят к концу, из-за чего выдача продлится до (дата всегда на момент захода на сайт! — Авт.) включительно, после чего будет свернута».

Чтобы выяснить подробности о чудо-средстве, мы отправились в РНПЦ «Кардиология». Директор центра Александр Мрочек, ознакомившись со статьей на сайте, был категоричен: это типичный пример рекламы очередной «таблетки от всех болезней». Триметоксибензил пиперазин (таково международное и химическое название «Кардитала», если верить интернету) не зарегистрирован на территории Беларуси в качестве лекарственного препарата при лечении артериальной гипертензии.

— Здесь налицо сразу несколько приемов, которые практикуют мошенники в интернете. Во-первых, использование имен известных медиков без их ведома. Лео Антонович Бокерия — выдающийся специалист, но он никогда не принимает участия в продвижении лекарственного средства от АГ, поскольку является кардио­хирургом, а не кардиологом,
— объясняет Александр Геннадьевич. — Кроме того, любой врач знает, что нельзя советовать одно лекарство всем подряд пациентам с гипертонией, ведь лечение всегда подбирается индивидуально, с учетом особенностей анамнеза. Дальше — по-настоящему эффективное лекарственное средство не может стоить дешево даже на всевозможных акциях, ведь на его разработку потрачены огромные деньги. Ну и, наконец, последнее: не существует препарата, способного полностью вылечить пациента от артериальной гипертензии. Таблетки (тем более сомнительного происхождения) здесь не помогут. Да и в 99% случаев все эти чудодейственные средства на поверку оказываются всего-навсего биологически активными добавками — достаточно ознакомиться с их составом.

Александр Мрочек признается: ему неоднократно приходится сталкиваться с подобными случаями. Около двух лет назад интернет «выстрелил» публикацией на сайте http://agvanbardjo.ru

Речь идет о большом интервью с руководителем РНПЦ «Кардиология», в котором он якобы уверял читателей, что единственное лекарство, которое официально рекомендуется Минздравом для лечения гипертонии и оно же используется кардиологами в их работе, — это «Гипертониум». «Его разработка началась еще несколько лет назад и завершилась буквально недавно. Созданием препарата занималась команда специалистов из Беларуской академии наук (орфография в оригинале. — Авт.), работавшая в тесной связке с практикующими кардиологами. В итоге получилось уникальное по своим параметрам средство, надежно «погашающее» гипертонию и ликвидирующее ее причину, в отличие от всех иных препаратов…» 

— Основу того интервью составляли официальные публикации в наших СМИ, в которых я действительно рассказывал об артериальной гипертензии как об одной из самых прогрессирующих болезней цивилизации, — объясняет Александр Геннадьевич. — Но все, что касается рекомендаций разработанного якобы нашими учеными и кардиологами «Гипертониума», — выдумки и фейк. Был еще случай с вирусной рекламой капель от гипертонии ReCardio: на сайте http://proriv-v-medicine.ru опубликовали, опять-таки, якобы интервью со мной: «...мы давно используем ReCardio в практике и получили достоверные доказательства эффективности данного препарата. Клинические испытания доказали безопасность…» Разумеется, я обратился по данным фактам в Министерство антимонопольного регулирования и торговли, чтобы они приняли меры, поскольку ни один сотрудник РНПЦ «Кардиология» не давал советов по использованию вышеназванных капель, я не имел никакого отношения к содержащемуся в рекламе интервью и не соглашался на использование своих фамилии, имени, отчества и образа в рекламе. Более того, согласно сведениям из Реестра лекарственных средств Республики Беларусь, такой препарат вообще не зарегистрирован. 

Не успели утихнуть «страсти по «Кардиталу», как в социальных сетях распространилась новая вирусная реклама: на сей раз жертвой мошенников стал председатель НГТРК Иван Эйсмонт. До боли знакомая схема — огромное интервью на сайте belnews.vnjrpw.info (доступ к нему уже ограничен), посвященное проблеме заболевания суставов, затем восхваление очередного чудодейственного средства «Сусталайф», которое помогло. Для очистки совести звоним в пресс-службу НГТРК, где нас заверяют: здоровье Ивана Михайловича в полном порядке и никакого отношения к рекламируемому препарату он не имеет.

Болезнь лекарственного рынка

Как реклама «волшебных таблеток» попадает в интернет? Обращаемся в несколько маркетинговых агентств. Интернет-маркетолог Иван Копылев говорит, что сделать это легально — непростая задача:

tfoms.ru
— Во-первых, есть белорусское законодательство в сфере рекламы. Во-вторых, требования интернет-площадок, где размещаются объявления. Крупнейшие сети — Facebook и Google — ставят свои ограничения для издателей. Там нельзя дать рекламу с умирающим человеком и слоганом: «Излечись от всех болезней с помощью этих таблеток». Модераторы, отслеживающие соответствие объявления требованиям системы, такое просто не пропустят. А уважающие себя маркетологи и не будут подобным заниматься.

Но есть и другие пути. Несколько лет назад в интернете стал набирать популярность такой вид онлайн-заработка, как арбитраж трафика. В чем его суть? На специальных площадках рекламодатели размещают офферы — предложение продвигать товар с определенным условием оплаты (как правило, оплачиваются приведенные покупатели). Этот оффер могут взять на себя веб-мастера или арбитражники: грубо говоря, их задача — пустить рекламу на продукт в интернете так, чтобы получить покупателей дешевле стоимости, указанной в оффере. Маржу можно положить себе в карман. В «заказе» указаны определенные условия, в том числе география: арбитражники из СНГ могут запускать рекламу и собирать заказы, к примеру, и в Азии, и в арабских странах. В целом чем-то похоже на трейдинг или челночный бизнес: купить подешевле — продать подороже. И здесь порой все средства хороши.

В личной переписке в соцсетях арбитражник Олег говорит, что офферы бывают в разных сферах — дейтинг (онлайн-знакомства), игры, онлайн-казино и букмекерские конторы:

— «Товарка» — лишь одно из направлений, и оно тоже имеет свои подразделы, или вертикали. Я сказал бы, сюда перебралась вся та ерунда, что раньше рекламировали в телемагазинах. Товары красоты и здоровья — нутра — всегда актуальны.

У арбитражников есть десятки вариантов, где давать рекламу в интернете. Это могут быть социальные сети, баннеры на сайтах, всплывающие сообщения и многое другое. Практически всегда нужен креатив — картинка или видео, которые привлекут внимание, и лендинг — сайт-одностраничник, на который пользователь перейдет после клика на картинку. Олег говорит:

— Главные правила: креатив должен цеплять, лендинг — продавать.

Собеседник дает ссылку на онлайн-школу, где обучают арбитражу трафика. На днях как раз обещают дать бесплатный вебинар о том, как «лить на суставы» — то есть зарабатывать на рекламе средств, которые якобы вылечивают болезни суставов. Сперва, как и положено, — регистрация. Онлайн-семинар проходит около 100 человек, многие активно пишут в чат. Вначале спикер долго рассказывает о своей компании и продаже курсов. Говорит, что они недавно запустили собственные товары (косметика), на них тоже будут офферы. В планах — выпуск средства от облысения.

Чем ближе подбираемся к теме, тем интереснее, хотя и сложнее. Оказывается, сами арбитражники делят товары на белые и «чернуху», или клоачные офферы. Что относится ко вторым? Простыми словами, дать напрямую рекламу на такие средства нелегко, поэтому приходится прибегать к обходным путям. В частности, пользоваться специальной программой — «клоакой», которая покажет модераторам рекламной сети разрешенный лендинг, чтобы рекламу одобрили, а пользователям — другой, продающий. Спикер приводит в пример рекламу средства для суставов в Facebook. Безобидный креатив: человек держится за колено, поврежденный сустав. Дальше — лендинг. Модератор соцсети увидит страничку с рекламой услуг массажа. А пользователь попадет на лендинг, где будут отзывы врачей, фейковых покупателей, счетчик остатков чудо-средства на складе и прочее — с такими схемами даже самый криворукий арбитражник получит прибыль в 1,5—2 раза больше вложений.

— Мы и сами «льем «чернуху», все хотят денег и побыстрее. А зарабатывать на белой «товарке» все сложнее, — откровенничают с нами «спецы».

О моральной стороне вопроса задумываются немногие. На одном из форумов идет такое обсуждение: не стыдно ли втюхивать чудо-средства? «Вот уже сколько лет товары в СРА почти все сплошной обман для покупателей. И все мы, кто занимается арбитражем на «товарку», являемся по сути теми же «кидками»: мы впариваем людям всякий хлам по неадекватным ценам», — рефлексирует один из пользователей. Другой парирует: «Есть такое понятие, как «эффект плацебо». Готов поспорить, что как минимум процентов 30 из тех, кто заказывал монастырский чай, почувствовали улучшения, а некоторые из них заказали его во второй и третий раз. То же касается и прочих аналогичных товаров».

рисунок олега попова

ИНЪЕКЦИЯ ЛЖИ

В Минздраве регулярно мониторят интернет на предмет поиска сайтов с рекламой лекарственных средств и БАДов, заверили в пресс-службе ведомства. Только с января по июнь этого года в МАРТ было отправлено 6 писем с информацией о подозрительных ссылках. Как показало расследование, все рекламируемые препараты — фейковые.

— Чаще всего жертвами мошенников в сети оказываются пожилые люди, которые плохо разбираются в нюансах современного интернет-маркетинга и к тому же слепо доверяют информации, если она представлена авторитетным медиком или известным человеком, — говорит пресс-секретарь Министерства здравоохранения Юлия Бородун. — Поэтому хочется предупредить всех активных пользователей сети, которые ищут волшебные средства от болезней: врачи никогда не рекламируют таблетки, пилюли, капли и т. д. Лучший способ победить болезнь — это прийти к доктору на прием и выполнять все его рекомендации, а не покупать в интернете сомнительные препараты.

ИСПЫТАНО НА СЕБЕ

Многие уповают на то, что рекламируемые лекарства пусть и не стоят тех денег, которые за них просят, но и вреда не принесут: зачастую это обычные БАДы, которые нередко имеют соответствующие сертификаты и прошли испытания на безопасность. Чтобы это проверить, пытаемся купить одно из разрекламированных чудо-средств. Поиск в интернете приводит на несколько сайтов, именующих себя онлайн-аптеками или «интернет-магазинами товаров для красоты и здоровья». На одном из них сбоку приведены адреса и номера телефонов реальных аптек. Правда, если вчитаться в надпись над списком, можно увидеть: «Аптеки, адреса которых упомянуты на данной странице, не являются нашими прямыми партнерами, а представлены исключительно в справочных целях».

Изучаем другой сайт. Здесь указан белорусский номер телефона (правда, на некоторых вкладках уточнение — временно не работает). Интернет-магазин оформлен на белорусское ООО с необычным названием: такое действительно есть, оно существует уже более 2,5 года. Ассортимент в разделе товаров для здоровья — препараты от паразитов, варикоза, сахарного диабета, средства от геморроя, болезней сердечно-сосудистой, мочевыделительной систем и так далее. В некоторых категориях цены на все одинаковые: либо 30 рублей, либо 5 рублей. Заказываем за 5 рублей «препарат от диабета»: кладем товар в корзину и оставляем контактные данные. Через несколько минут перезванивают. Молодой человек приятным голосом начинает выяснять диагноз, симптомы, самочувствие в целом. Высказываем опасения: мол, средство очень уж дешевое, будет ли эффект?

— Так нельзя говорить, но на самом деле препарат стоит 86 рублей, — сообщают нам «секрет фирмы». — Дело в том, что средство на рынке всего год, и чтобы привлечь внимание, мы сделали акцию.

После нехитрых подсчетов специалист на том конце провода приходит к выводу, что заказчику нужно пропить курс в 40 дней: это 4 упаковки. Они обойдутся не в 366 рублей, а всего в 201 рубль. Доставка бесплатная. Препарат поможет избавиться от симптомов на 4 года!

Обещаем подумать и посоветоваться с врачом, а также уточняем, можно ли купить средство в аптеке. По словам собеседника, оно бывает в одной частной сети, а вот в государственные аптеки его не поставляют: нужно «оформить кучу документов, а это стоит много времени и денег».

Пока нас убеждали в необходимости покупки, успели глянуть в интернете — сертификат у препарата есть (как у пищевой добавки), но не белорусский. Сразу после того как положили трубку, перезвонили в названную собеседником частную сеть аптек. Женщина на другом конце провода несколько раз переспросила название препарата, после чего проверила его наличие по базе: такого средства у них нет и никогда не было.

Обман противопоказан

Начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой МАРТ Инна Гаврильчик напоминает, что по законодательству нашей страны продавать лекарства и БАДы через интернет запрещено. Тем не менее в последнее время такие случаи заметно участились, причем нечистые на руку продавцы стали активно «глаголить» устами известных людей — журналистов, актеров, врачей.

— Это делается для того, чтобы привлечь как можно больше внимания к товару, но является нарушением статьи 10 Закона о рекламе, в которой говорится о том, что использование образов, а также фамилий и имен наших граждан в рекламе допускается исключительно с их согласия. Поэтому, если вы увидели в сети размещение подобного рода материалов, имеете право обратиться с жалобой в МАРТ либо в местный исполнительный и распорядительный орган по месту нахождения. В процессе разбирательства чаще всего выясняется, что такие сайты зарегистрированы за пределами Беларуси, и найти нарушителя мы, к сожалению, не можем. Кроме того, выясняется, что в подавляющем большинстве случаев те якобы «лекарственные средства», которые рекламируют в сети, на самом деле оказываются либо биологически активными добавками к пище, либо просто пищевыми продуктами, а значит, речь, кроме всего прочего, идет уже о недостоверной информации: никто не может поручиться за качество реализуемых препаратов и их безопасность. Всем потребителям, которые сталкиваются с подобного рода рекламой, мы настоятельно рекомендуем зайти в интернете на официальный сайт www.rceth.by, где размещен Реестр лекарственных средств Республики Беларусь, задать в поисковом окне название препарата и проверить, зарегистрирован ли он в Беларуси. Если ничего не нашли — значит, препарат незаконный, не прошедший исследований в Центре экспертиз и испытаний в здравоохранении, и приобретать его опасно для здоровья.

— Что вы предпринимаете в случае, если сайт зарегистрирован за пределами Беларуси?

— Направляем в Министерство информации сведения о нарушениях и просим ограничить доступ.

— Почему нет возможности заблокировать страницу?

— Это фактически и есть блокировка. Сайт становится недоступным для просмотра именно с территории Беларуси.

— А какие санкции предусматриваются в случае, если продажу лекарственных средств или БАДов рекламируют в интернете наши граждане?

— Во-первых, при выявлении нарушения выносится предписание с требованием прекратить распространение ненадлежащей рекламы, на исполнение которого дается три дня. Во-вторых, за нарушение законодательства о рекламе предусмотрена административная ответственность. В соответствии с действующим законодательством физическое лицо может быть оштрафовано на сумму в размере от 5 до 30 базовых величин, индивидуальный предприниматель — на сумму от 10 до 40 базовых величин, юридическое лицо соответственно — от 20 до 50. Однако таких случаев немного — рекламисты Беларуси знают и требования законодательства о рекламе, и меры ответственности. Например, в прошлом году МАРТ вынесено 3 таких предписания, за полгода 2019-го — 12. При этом в 2018 году был ограничен доступ к 9 зарубежным сайтам, содержащим рекламу лекарственных средств и БАДов, за шесть месяцев 2019 года — к 16.

infong@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter