Почему малый бизнес пока неохотно участвует в программе импортозамещения

Заменяй и властвуй

Конечно, такой небольшой стране, как Беларусь, без импорта не обойтись. Ведь в каждом явлении есть разумный предел и черта целесообразности. На проблеме импортозамещения и защиты собственного рынка акцентировал внимание Президент во время рабочей поездки в Шклов. Ведь львиную долю зарубежных поставок формируют вполне неказистые товары. А мы их покупаем, отдавая несложные рынки чужому бизнесу.

Предприниматель Юрий Тумаха с Минщины уже четверть века занимается производством дорожной и строительной техники. Большинство производимой продукции — отличный пример импортозамещения.
beldem.ru

Своя специфика

Предприниматель Юрий Тумаха с Минщины уже четверть века занимается производством дорожной и строительной техники. И признается: бизнес не мыслит категориями импортозамещения или экспортоориентированности. Если видит интересную нишу — осваивает ее. Другой вопрос, признается бизнесмен, что идея локализации производства, ухода от зарубежных комплектующих в угоду своим промышленникам в значительной степени дискредитировалась некоторыми компаниями, которые старались под эту марку оседлать административный ресурс, а не наладить производство. Импортную заготовку подкрасят, подшлифуют и выдают за свою. И под эгидой экономии валюты пытаются пропихнуть свой товар и поймать быстрые деньги. 

Юрий Тумаха признается: в стране растет количество хороших производственных компаний, с которыми приятно работать. Есть и профессио­нализм, и понимание рынка, экономики, и соблюдение договорных обязательств… Но в большинстве своем это фирмы с численностью сотрудников более 50 человек. Малый бизнес для промышленной контрактации является пока не самым надежным партнером. 

Георгий ГРИЦ
Словом, нельзя сказать, что предприниматели стоят на месте. Другой вопрос, что рост промышленного предпринимательства так и не спешит обрушиться на внутренний рынок со своей продукцией. Ректор ГУО «Кадры индустрии» Георгий Гриц отмечает: только около 10 процентов нашего частного бизнеса занято в производстве. Остальные концентрируются в торговле, в сфере услуг… Поэтому стратегия роста промышленного предпринимательства через разгосударствление проблемных предприятий (или даже непроблемных) ему видится сомнительной. Ругать-то госсектор много навыков не надо, но есть ли в частном бизнесе компетенции, чтобы массово и эффективно заменить собой назначенных государством менеджеров? Кстати, хороших управленцев, технарей нынче не хватает всем компаниям. Как говорится, независимо от формы собственности. 

Проблемы со стройкой

Юрий ЗВЫЦЕВИЧ
Впрочем, собственности пассионарным предпринимателям действительно не хватает. Во время региональных заседаний советов по развитию предпринимательства красной линией проходила проблема дефицита производственных площадей. Заместитель председателя cовета Столбцовского райисполкома по развитию предпринимательства Юрий Звыцевич объясняет: построить цех с нуля под силу только состоявшемуся бизнесмену. Стройка — слишком дорогое удовольствие. И требования в нашей стране действуют достаточно строгие. Но нередко же кроме стен приходится еще подъездные пути асфальтировать, подводить коммуникации… Даже фирмам с успешной и давней историей такие проекты даются непросто. А у начинающих фабрикантов однозначно не найдут финансирования. А взять достойные «квадраты» в аренду — огромная проблема. Иногда их просто нет в наличии. Опять же вопрос условий аренды и ее стоимость — отдельный разговор. 

Сама собой напрашивается государственная мысль: почему бы строительную индустрию не переориентировать на создание промышленных объектов? Тем более что спроса на возведение офисов, магазинов и жилья на все строительные компании не хватает. Но в индустриальный девелопмент очередь не стоит. Если не брать в расчет сдачу внаем цехов старых заводов советской эпохи. 

«Малышам» не везде у нас дорога

Указывают предприниматели и еще на одну проблему: национальные гиганты и лидеры не всегда мечтают работать с «малышами». Нередко бывает так: спустя несколько лет весьма плодотворного сотрудничества вдруг меняют поставщика на более дешевого, но менее качественного. А что делать, если на тендере по цене победила продукция из Юго-Восточной Азии? И не каждый директор возьмет на себя ответственность продолжать работать с более дорогой белорусской компанией. А для небольшого бизнеса потеря ключевого контрагента чревата банкротством… 

Впрочем, справедливы претензии и крупных холдингов. Иногда небольшие фирмы рвутся в бой, не имея ни соответствующих компетенций, ни оборудования, ни опыта, ни специалистов. Скажем, для одной крупной белорусской компании родной малый бизнес изготовил кузова для транспорта — смотреть страшно и жалко. И сразу же подал на банкротство. Ну что возьмешь с такого «импортозамещенца»? Несомненно, можно каждую фирму подвергать аудиту перед заключением контракта. Но хлопотное это дело. Особенно учитывая, что у большого производителя количество контрагентов и поставщиков исчисляется сотнями. Вроде бы проблему отделения зерен от плевел должна решить система добровольной сертификации. Таковая в стране есть, но еще не настолько развилась, чтобы стать реальным фактором во взаимоотношениях компаний. 

Есть над чем поработать

Сергей НОВИЦКИЙ
Член Совета по развитию предпринимательства при Президенте Сергей Новицкий убежден: для развития импортозамещения у наших производителей должен быть гарантированный сбыт своей продукции. И постепенно перспективные ниши белорусские производители занимают. Как отметил Сергей Новицкий, импортоемкость продукции СООО «Хенкель Баутехник», которое он возглавляет, составляет около 50 процентов. Песок, цемент, известь, другое сырье — все белорусское. Определенные виды упаковки на достойном уровне стали выпускать компании в Могилеве и Калинковичах. Да, акриловую кислоту приходится закупать импортную. Ее не выпускают в Беларуси, да и стоит ли осваивать такое производство с точки зрения экономической целесо­образности — вопрос весьма спорный. Для конкурентоспособной «химии» нужны большие объемы. Но Сергея Новицкого удивляет, почему в стране нет собственного производства многослойных бумажных упаковочных мешков. Товар-то востребованный: нужен цементным производителям, компаниям, выпускающим комбикорма, и так далее. И емкость внутреннего рынка составляет около 70 млн долларов! Вполне достойная сумма для приличного бизнеса. И таких ниш в стране немало. Но их почему-то не осваивают. Почему? Интересный вопрос для отраслевых министерств.

КОМПЕТЕНТНО

Юрий ЧЕБОТАРЬ, заместитель министра экономики:

— С 2012 года работа по импортозамещению ведется у нас в стране по схеме работ по замещению импортируемых в страну товаров. Можно уверенно сказать, что эта работа показала свою эффективность. Во-первых, значительно улучшилась ситуация с импортом, а конкретно с сальдо внешней торговли товарами, которые входят в упомянутую схему. Если в 2012-м разница по ним была отрицательной (минус 6 млрд долларов), то в 2018-м у нас уже было 2,3 млрд долларов со знаком плюс.

Если в 2012 году объем производства импортозамещающей продукции составлял 13,3 млрд долларов, то в прошлом году, по оценкам, он превысил 19 млрд. В общем объеме промышленного производства доля импортозамещающей продукции в 2018 году составила почти 35 процентов. При этом больше половины такой продукции мы продаем на экспорт. 

По итогам 9 месяцев 2019 года малым и средним бизнесом произведено импортозамещающей продукции на 1,7 млрд долларов, что составляет 40 процентов от общего объема регионального производства.

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter