Повреждения и недостаточная тепловая изоляция на трубопроводах: как мы вместе со специалистами «Минскэнерго» с вертолета искали утечки из теплосетей

Закон сохранения энергии

Ничто не вечно под луной, в том числе и трубопроводы, которые доставляют горячую воду в квартиры минчан. Расположены 1203 километра тепловых сетей преимущественно под землей, что оправданно с точки зрения удобства и эстетики. Однако трубы могут прохудиться. Как же распознать места, где происходят утечки тепла, а значит, и денег, чтобы оперативно устранить повреждения, провести профилактические работы? На помощь приходят умные технологии и авиация. Филиал «Минские тепловые сети» РУП «Минскэнерго» проводит тепловую аэросъемку для выявления аномалий на трубопроводах. К специалистам, которые с приборами поднялись в воздух на вертолете МЧС, присоединилась корреспондент «Р».

Тепло не должно теряться по пути к потребителю.

Строгий режим полета

Вылет назначен на девять вечера. Боюсь, в темноте мне не удастся насладиться видами любимого города, однако для тепловизионной камеры такая пора оптимальна: чем больше разница между температурами земли и воды в теплотрассах, тем качественнее будет проведен осмотр и выявлены аномалии: повреждения, недостаточная тепловая изоляция на трубопроводах, затопление подземных коммуникаций тепловых сетей — железобетонных каналов. 

Через несколько минут МИ-8 отправится в путь.

Тепловая аэросъемка проводится в марте не случайно. Раньше это делать нецелесообразно, так как наиболее достоверными результаты на снимках получаются при температуре воздуха около 0 °С. Позже нельзя: специалисты филиала должны подготовить места будущих раскопок к ремонтной кампании, которая начинается сразу после окончания отопительного сезона.

Командир экипажа вертолета Ми-8 Сергей Галожин находится в постоянном контакте с метеорологами. Для качественной аэросъемки важна еще и скорость ветра, высота облаков.

— Сейчас погода самая что ни на есть подходящая, — заверяет он. — Температура поверхности земли понизилась, облака высоко — они не должны опускаться ниже 650 метров. Мы же полетим на высоте 600 метров. Воздушное пространство над Минском «расчерчено» совершенно прямыми траекториями для движения вертолета, расстояние между ними всего лишь 160 метров. 

Маршрут самолета построен по трекам, расстояние между которыми всего 160 метров.

Экипажу, состоящему из трех человек, необходимо удержать режим полета, не сбившись с заданного пути и нужной высоты. Отклонение по маршруту может составить не более 20 метров. Учитывая ветер на высоте, задача непростая. Если сошли с трека, разворачиваемся и повторяем путь заново, иначе показания приборов не будут достоверными. Задача на сегодня — пройти над большей частью территории города. На прямых участках развиваем скорость до 200 километров в час, при разворотах ее приходится гасить, иначе не попадем в следующий трек. Необходимо выдерживать и высоту: если вертолет уйдет выше, то обзор камеры не перекроет нужную площадь. Боюсь, в это позднее время рокот винтокрылой машины может побеспокоить некоторых жителей города, но иначе нельзя: если мы хотим бесперебойного отопления и подачи горячей воды, стоит потерпеть. При благоприятной погоде тепловую съемку территории всего города можно сделать за четыре-шесть вылетов, которые выполняются за два-три дня. 

Взгляд свысока

Вертолет оборудован навигационной и тепловизионной аппаратурой. Штурман в кабине следит, чтобы машина не отклонилась от заданных курса и высоты. В салоне расположился техник-оператор Данил Макаренков. Здесь установлена мощная тепловизионная камера, оптическое разрешение которой позволяет выполнять съемку на скорости свыше 100 км/ч. Объектив ее выведен в люк грузовой подвески. Информация в режиме онлайн поступает на монитор компьютера, где и происходит запись тепловизионного фильма. Камера улавливает невидимое глазу инфракрасное излучение — чем оно больше, тем выше температура объекта. Монитор отражает все, что видит тепловизор. Холодные предметы остаются темными, чем теплее объекты, тем ярче и светлее становится изображение. Координаты таких температурных аномалий сразу фиксируются.

Информация в режиме онлайн поступает на монитор компьютера.

— Во время облета города обычно выявляется порядка 300 подозрительных мест, — делится Данил. — Около сотни из них связаны с дефектами теплосетей: невидимыми под землей протеканиями воды. После обработки и расшифровки данных будет составлена таблица предварительных оперативных результатов. Когда будут получены точные GPS-координаты утечек воды, их потом ликвидируют наземные ремонтные бригады. 

Оптическое разрешение камеры позволяет выполнять съемку на скорости свыше 100 км/ч.

— Вид дефекта и необходимые восстановительные мероприятия, в том числе необходимость раскопок, определяется после анализа снимков и проведения диагностики с применением наземных методов, например, акустической томографии, контрольного шурфования и прочих, — уточняет Андрей Жешко, заместитель главного инженера по эксплуатации филиала «Минские тепловые сети» РУП «Минскэнерго». — Выявление утечки теплоносителя — это всегда повод незамедлительно планировать ремонтные мероприятия. Однако могут быть дефекты, устранить которые возможно лишь в период останова тепломагистрали в межотопительный период в соответствии с утвержденным графиком.

nevmer@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter