Разработанные за границей реформы могут учитывать интересы не Беларуси, а других государств

Заграница не поможет

«Заграница нам поможет! Запад с нами», - повторили знаменитую фразу Остапа Бендера так называемые политические беженцы в Вильнюсе и Варшаве. Во время встречи с премьер-министром Польши Матеушем Моравецким гражданка Тихановская попросила оказать содействие своему экономическому крылу в подготовке реформ для Беларуси. Ладно, еще бы к американцам побежали. К французам на худой конец. Там тоже политики корыстные, но они хотя бы ради своих геополитических амбиций теоретически могут быть заинтересованы в сильной белорусской экономике. Конечно, Польша в какой-то степени нам даже партнер. Но и прямой конкурент. Поэтому и пакет реформ будет предполагать не столько наши, сколько соседские интересы.

Да и с точки зрения успеха Польша – не самый удачный вариант. И только наш неформальный отец – зачинатель реформ, по совместительству экономический советник Алесь Алехнович с сотоварищами может восхищаться благоденствием соседей. Если разобраться, все не совсем так. Согласно последней переписи, в соседней стране жило 47 000 белорусов. А поляков в нашей стране – почти 300 000. Конечно, большинство из них – коренное население нашей страны. Но даже они не стремятся к своим этническим собратьям. Хотя и сохраняют с исторической родиной связь. Значит, не так уж и плохо у нас, не так уж сладко в соседней стране. Кстати, отток населения из Польши в западные страны колоссальный. И если население страны составляет чуть меньше 40 миллионов, то еще 15–20 миллионов этнических поляков живут за границей.

Дефицит рабочих рук – реальная проблема, которая уже бьет по экономике. И история успеха начинает меркнуть на этом фоне. Да, мощный рывок Польша сделала в 1990-х. Не только благодаря собственным усилиям, но и благоприятной внешней конъюнктуре. Именно в этот период «старый» ЕС стал активно выносить производство за пределы своих границ. Мировая экономика росла. К тому же для западных компаний открылся «пустой» и колоссальный по емкости рынок стран бывшего Советского Союза. И Варшава являлась мостиком между Западом и Востоком. Несомненно, плюс в карму соседей, что они воспользовались открывшейся возможностью. Проскользнули и в НАТО, и в ЕС.

Правда, интеграция в западный мир таила и состоявшийся нынче риск: отток рабочей силы. Частично эту проблему компенсировали страны Прибалтики, когда вступили в ЕС. По разным оценкам, от 20 до 30 процентов тех же литовцев либо иммигрировали насовсем, либо работают в других европейских странах. И большинство – в Польше. Но сейчас все резервы исчерпаны. Аналогичная история в Венгрии и Чехии. Поэтому ручеек европейских инвестиций несколько истощился.

В последние годы западные корпорации рассматривают Беларусь как стратегического партнера. В той же деревопереработке мы превратились в серьезных конкурентов. И крупные международные мебельные корпорации постепенно перекидывают заказы от польских компаний на белорусские. У соседей попросту не хватает специалистов. Есть серьезные перспективы в отрасли строительных материалов. Не говоря уже про машиностроение и металлургию. Кстати, немецкая концепция реиндустриализации предполагает в том числе и размещение производств в европейских странах. Производственно-логистические цепочки с размещением заказов в Юго-Восточной Азии являлись неоправданно длинными даже до пандемии. И ключевой производственной площадкой крупными немецкими и французскими компаниями рассматривалась Беларусь. В промышленных странах Восточной Европы – Чехии, Венгрии, Словакии, Польше – попросту нет производственных кадров. Румыния и Болгария – государства в основном аграрные. Конечно, коронавирус спутал все карты. Но рано или поздно пандемия закончится, вызванные ею внешнеполитические дрязги улягутся, и крупные инвесторы снова вернутся к отложенным проектам. В борьбе за эти инвестиции Беларусь является прямым конкурентом Польши.

Предполагаю, что в Варшаве это великолепно понимают. И сей факт является одним из стимулов возглавить белорусские реформы. Совершенно не удивлюсь, если ключевым пунктом трансформации нашей экономики будет реструктуризация белорусских крупных предприятий. Тех же деревоперерабатывающих. Мол, не очень они нынче успешные. Повод для приватизации. И, поверьте, покупатели найдутся. На рынке инвестиций и капитала действуют законы классического рынка (другими словами, ярмарки): покупатель всегда товар хает, чтобы подешевле забрать. А еще лучше – за бесценок. Крупные предприятия тоже, видимо, окажутся неперспективными. Словом, будет красивыми терминами изложена идея деиндустриализации. Ее, кстати, уже весьма успешно провернули. В той же Украине. Тоже не без помощи импортных консультантов. И Польша теперь получила миллионы рабочих рук.

Обычно выигрывает тот игрок, который разрабатывает правила этой самой игры. В экономике действуют те же правила. И если стратегию пишут и формируют на деньги и под присмотром другой страны, то ее интересы и будут поставлены во главу угла. Третьего не дано. Особенно в постпандемийный период, когда конкуренция обострилась до крайней жестокости. Если раньше еще были сомнения, на кого работают «невероятные», то после обращения к польским государственным деятелям за помощью в подготовке реформ вопросов почти не остается. Они уже торопятся как можно быстрее начать предпродажную подготовку страны…

volchkov@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter