Благодаря созданию домов семейного типа у детей-сирот появилась возможность успешнее социализироваться в обществе и улучшить качество жизни

Забота и внимание – величины постоянные

Президентская программа «Дети Беларуси» впервые принята в январе 1998 года. Следующие ее этапы охватывали 2001—2005 и 2006—2010 годы. Именно с этого момента и началось активное строительство детских домов семейного типа (ДДСТ). По мнению Главы государства, в привычных детдомах и школах-интернатах социализация воспитанников не давала возможности полноценно подготовить их к самостоятельной жизни. В связи с этим на первый план выдвинута задача совершенствования условий для воспитания в приемных, опекунских, патронатных семьях и усыновления. Новые формы жизнеустройства не только сокращают численность интернатных учреждений, но и обеспечивают право каждому ребенку расти в тепле, любви и ласке, выстраивая модель здоровой и полноценной семьи. 


— Идея отказаться от домов-интернатов в стране назревала давно, но первый белорусский детский дом семейного типа открылся только в 1989 году, потом еще один, — говорит Александр Трухан, директор Белорусского детского фонда. — Родителями-воспитателями были минчанка Лидия Кузнецова и Маргарита Кундикова из Кличева. Два года назад в гости к Кундиковым приезжал со своей семьей Виктор Лукашенко. К 2000 году создано не менее 25 таких домов. А масштабное строительство началось уже при поддержке Александра Лукашенко. В 2001-м вышел Указ о президентской программе «Дети Беларуси» на 2001—2005 годы, где одна из подпрограмм касалась детей-сирот. 

Реальный шанс на счастливую жизнь

Посещая в 2007 году «SOS — Детскую деревню» в Боровлянах, Глава государства высказался о важности переселения детей-сирот из домов-интернатов в семьи, дома, детские деревни, в основе которых семейный подход к их опеке. 

— Для нас нет чужих детей. Государство в ответе за их судьбу, и мы вместе должны сделать все необходимое, чтобы каждый наш ребенок нашел свою семью, — подчеркнул белорусский лидер.

К тому же расходы госбюджета на воспитание детей сокращаются в разы и, в отличие от обычных детдомов, в таких семьях живут не более 10 ребятишек.

Семья КУНДИКОВЫХ из Кличева — один из самых больших семейных детских домов.

Отвечая позже на вопросы журналистов, Александр Лукашенко подтвердил намерение государства за будущую пятилетку разместить всех детей из интернатов в семьях: «Мы всех детей, которые сегодня живут в домах-интернатах по всей стране, разместим в таких уютных домах, семьях». Президент считает, что в свое время не зря был принят документ, обязывающий нерадивых родителей возмещать государству затраты по содержанию их детей. Сегодня такие родители в среднем по стране оплачивают 60 процентов всех расходов на содержание своих детей, почти все, за некоторым исключением, трудоустроены и работают. «Хочешь не хочешь — иди работай и плати за своего ребенка, а мы будем воспитывать твоих детей», — сказал Глава государства. Александр Лукашенко считает, что для детей расти в неблагополучных семьях — не лучший вариант. «Лучше, наверное, забрать детей из семьи, которая не в состоянии их воспитывать. Мы сами будем их воспитывать, но дети — это святое, — сказал он. — Главное в стране — дети. И это не просто разговоры».
Мы развернули очень солидную программу, год работаем, но пока еще особенно не преуспели. Суть программы в том, чтобы переселить из домов-интернатов всех детишек в семьи, в дома, не обязательно только в детские деревни. Если есть желающие в свою семью взять 5—6 детишек, то мы строим 1—2 дома на селе.

(Александр ЛУКАШЕНКО во время посещения «SOS – Детской деревни» в Боровлянах, 2007 г.)
— Именно программа «Дети Беларуси» положила начало централизованному строительству ДДСТ за счет госсредств, — поясняет главный специалист управления социальной, воспитательной и идеологической работы главного управления воспитательной работы и молодежной политики Министерства образования Беларуси Елена Симакова. — Сейчас строительство продолжается за счет Государственной инвестиционной программы. Таким образом значительно сокращена сеть интернатных учреждений. Параллельно развиваются и другие формы устройства детей: опекунские и приемные семьи, усыновление. А дома семейного типа открывались прежде всего для детей из многодетных семей, чтобы их не разлучать. Больше всего радует, что количество социальных сирот уменьшается. 

 Эту информацию подтверждает начальник отдела воспитательной и социальной работы главного управления образования Гомельского обл­исполкома Елена Клочкова: 

— В нашем регионе в 2017 году было 43 дома семейного типа, за три года построили еще пять. Детей-сирот и оставшихся без попечения родителей в том же году насчитывалось 4252 человека, а в 2020-м — 3174, притом что количество ДДСТ увеличилось. Это говорит о высоком уровне профилактической работы, которую проводят сотрудники отделов образования, здравоохранения, милиции, комитета по труду и социальных служб.

Многодетная семья Александра и Лирины НЕЖЕВЕЦ.

Похожая динамика и во всех других регионах. Приведу один пример со слов главного специалиста воспитательной и социальной работы главного управления образования Гродненского облисполкома Ольги Ханевич: в течение последнего десятилетия количество детей этой категории на Гродненщине сократилось практически на 30 процентов. Если в 2011 году — 3650 человек, то в 2020-м — 2549. Снижается и количество вновь выявленных детей-сирот. Всего в области 28 ДДСТ, на воспитании в которых около 200 детей-сирот, в приемных семьях — более 420 детей. В 2019-м усыновили 48 человек.

Под свое крыло в августе 2008 года семья Татьяны и Григория Грабко из Глубокого взяла 6 детей. 

— Это чуткие и внимательные люди, — рассказывает главный специалист отдела по образованию Глубокского райисполкома Валентина Лимановская. — Мама по образованию учитель начальных классов. В 2015 году Татьяну Михайловну удостоили премии имени Героя Советского Союза Зинаиды Туснолобовой-Марченко.

Настоящие родственные связи у двух ДДСТ на Пружанщине. Первыми родителями-воспитателями в 2010-м стали Юрий и Ольга Бакуменко из Ружан, а через 8 лет по их стопам пошла родная дочь Лирина вместе с супругом Александром Нежевцом. Строительство второго дома обошлось в 324 тысячи рублей, деньги выделялись из республиканского и областного бюджета. Обе семьи сейчас растят по 10 детей. Пока Лирина Юрьевна укладывала спать 11-месячную дочку, успели немного пообщаться:

— Мы с мужем, когда поженились, сразу решили: у нас будут приемные дети. Жили в Москве, был свой офис. Потом все бросили и переехали в Беларусь. Я очень хотела быть мамой, но не получалось, поэтому несколько человек взяли на патронат. Как-то сидели и рисовали с детками, и вдруг 12-летний Костя, знавший меня всего два дня, написал: «Я люблю тебя, мама». Я расплакалась. Так усыновили Костю, Юлю, Дашу и думали, что на этом и остановимся. Сначала жили в своем доме, потом государство построило коттедж. Взяли двух полуторагодовалых двойняшек — Машу и Пашу. Сегодня в нашей семье 5 усыновленных деток, а всего 11. Думала, мое желание стать мамой уже исполнилось. Но через 11 месяцев смогла сама родить доченьку. В нашем доме нет кастрюль по 20—30 литров. На пюре сразу чистим ведро картошки. Дети научились работать, а не просто заправлять постель. Знают, как накормить домашних животных, прополоть грядки, собрать урожай. Наши детки умеют есть готовить и делать закатки.

Квартал домов семейного типа в Гродно.

Начальник отдела по образованию Пружанского райисполкома Ирина Козорез резюмирует: в их приемных и опекунских семьях 74 ребенка. За последние 5 лет было лишь 4 случая, когда родной матери возвращали детей, остальных опекает государство. 

Я получила комментарии во всех областях и везде слышала одно и то же: «То, что дети из интернатных стен попадают в дома семейного типа, благоприятно сказывается и на их эмоциональном, и на психологическом состоянии. Только так они прочувствуют всю ту заботу, которую должны иметь в этом возрасте». Согласно статистике, в 2007 году в Беларуси было 71 сиротское учреждение в системе образования, в 2020-м — не более 20. Есть специнтернаты и спец­школы, где живут и родительские дети, и сироты (с теми или иными профильными заболеваниями).

С 1 января ликвидирован детский дом в Ждановичах, незадолго до этого — Жодинский, уточняет заместитель начальника отдела социальной и воспитательной работы Минского облисполкома Елена Войтехович. В Минской области осталась только одна школа-интернат в Радошковичах, но и ее в 2020-м закроют, а 33 воспитанника интерната предварительно устроят в семьи. Работают три вспомогательные школы-интерната, спецшколы для больных деток и три детские деревни, среди которых одна государственная. В ближайшее время запланировано строительство третьего ДДСТ в Смолевичах.

Пусть мамы услышат

Для того чтобы стать приемными родителями-воспитателями, одного желания недостаточно. Главная обязанность — окружить ребенка семейной заботой. 

По информации, предоставленной директором Национального центра усыновления Ольгой Глинской, в Республиканском банке данных детей, подлежащих усыновлению или удочерению, более 8000 человек, среди них только около 100 в возрасте до 3 лет. В 2019 году белорусы усыновили 452 сироты, в первом квартале 2020-го — 71. Стоит сказать, что ежегодно новые семьи обретают около 19 детей-инвалидов. В последние годы, благодаря принятию Президентом в 2006 году Декрета № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», социальное сиротство снижается. Национальный центр усыновления ежегодно «лишается» около тысячи детей, пусть даже с учетом тех, кто достигает совершеннолетия.

Семья МУШИНСКИХ получила комфортабельный двухэтажный коттедж

— Выполняя поручения Президента, мы создаем целую сеть ДДСТ, — рассказывает первый заместитель начальника главного управления по образованию Брестского облисполкома Александр Жук. — Каждая административная единица должна так проводить профилактику с семьей, чтобы сирот было меньше, а значит, меньше нужно будет их ставить на полное гособеспечение. Это очень мудрая и правильная политика, притом что от сиротства, к сожалению, мы все равно никуда не уйдем. В нашем регионе осталось два детдома — в Кобринском и Ивацевичском районах. В 2020 году планируется открытие ДДСТ в Бресте, Малоритском, Пружанском и Ляховичском районах. Уже действует 53. В Кобринском районе есть детская деревня, где отдельными семьями живут около 100 детей. По нашему прогнозу, это полностью удовлетворит потребность в их устройстве. Если учесть, что один благоустроенный коттедж обходится примерно в 500 тысяч рублей, можно лишь представить, сколько республиканских и областных бюджетных средств направляется на поддержку этой категории. А дальше дома финансируются средствами района, фондов и спонсоров.

Однажды я писала про черно-белое детство. Не потому, что ребятам жилось плохо. Просто я думаю, никто и никогда не оспорит: какой бы ни был уютный интернат и какими бы добрыми ни были воспитатели, мама есть мама. Конечно, если выбирает ребенка и семью, а не разгульный образ жизни. Дома семейного типа — модель того, какими должны быть отношения между родителями, взрослыми и детьми. И если ребята не видели этого в родной семье, то в приемных, замещающих, опекунских и тех же ДДСТ учатся правильно выстраивать отношения. Общаясь уже со взрослыми воспитанниками и слушая их «радужные» истории до момента попадания в казенные дома, реально не представляешь, как такое маленькое сердечко могло столько выдержать. Я понимаю, почему у многих из них любимым мультяшным героем становится мамонтенок, плывущий на льдине к своему самому родному и любимому человеку. И еще, многие привыкли считать, что приемные родители соглашаются на эту «работу» только ради обогащения, получают баснословные суммы за заботу о сиротах. Расходы по всем пособиям контролируются и тратятся только на того, для кого предназначены. Пенсии накапливаются на спецсчетах детей, ими тоже не злоупотребишь в корыстных целях. А у родителей-воспитателей средняя зарплата педагога, и после трудового дня они не уходят домой: любовь, забота и внимание у них — величины постоянные.


СПРАВКА «СГ»

По информации Министерства образования, на начало 2020 года в Беларуси 281 дом семейного типа (1840 детей), 13 детских домов, 2 школы-интерната для детей-сирот и 19 вспомогательных школ-интернатов (все — в системе Министерства образования), а также 6 детских деревень. Кроме того, открыто 9 домов ребенка (для детей от 0 до 3 лет, находятся в системе Министерства здравоохранения) и 9 домов-интернатов для детей с особенностями психофизического развития (подчиняются Министерству труда и социальной защиты). В 2019 году из всех вновь выявленных 2098 детей-сирот 241 человек устроен в интернаты. 967 детей направлены в опекунские семьи, 33 ребенка — в приемные семьи и 265 — в детские дома семейного типа. Биологическим родителям возвращено 36 детей.

chasovitina@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter