«Я обвиняю» сменилось на «Не могу молчать» и на «Я хочу». Это и есть путь современной литературы?

Наша литературная звезда писатель Виктор Мартинович от спорта, прямо скажем, далек. Но не устает снова и снова писать о нем. То ли руку набивает, то ли рассчитывает на теорию вероятностей (помните: обезьяна с пишмашинкой и Лев Толстой с романом).

В очередной раз не нравятся нашему литератору международные соревнования, проводимые нашей же страной. На зависть соседям проводимые, между прочим. Ибо вряд ли кто (если он, конечно, не писатель), будет спорить, что крупные мирового и континентального уровня состязания мало того, что добавляют стране проведения престижа и пиара. Там ведь еще и конкурс есть, незаметный такой тендер: а доверят ли именно тебе такое право международные спортивные организации? Любимые Мартиновичем демократы выбирают, знаете ли, очень тщательно – благо, есть из кого, желающих достаточно.

Но жизненная механика писателя - отобранного, кстати, точно так же из многих желающих западными, в том числе, издательствами – не интересует. Заявив: «Я за любую движуху, которая привлекала бы внимание за рубежом к моей стране» (патриот Беларуси), он тут же добавляет и свое «но»: «Но матч Европа-США не из этого ряда» (спортивный аналитик). Мимоходом оцениваются и белорусские телеканалы, которые он, оказывается, смотрит с пристрастием, успевая ухватить и общие планы трибун, и межстартовые бэк-стейджи: «Несопоставимы с Болливудом, митусняк оставляет ощущение неловкости» (совесть нации).

Можно, теперь считаю так, уверенно утверждать: левое и правое полушария таких писателей, как Виктор Мартинович, работают автономно. Не пересекаясь в результатах своей деятельности. Доказательство приведено им самим: «Мне нравится, как короли прошлого (далее списочек) увлекались шахматами, - говорит одно полушарие, - демонстрировали свой ум». Через абзац демонстрирует свой и другое: «Белорусские избиратели накануне важных политических событий, - вещает оно, - я хочу увидеть кандидатов в депутаты». Как назвать человека, который с одной стороны – ярый монархист, с другой – либеральнейший из демократов? Нет, не то, что вы подумали на всю голову. А – модный писатель.

И заканчивается очередная малая литературная форма писателя Мартиновича, посвященная обоснованию утверждения «Спорт - это надстройка над культурой», мощно: «Я хочу». Сравните, кстати, с «Я обвиняю» и с «Не могу молчать». Я хочу упирающих на ум депутатов, - желает Виктор, - хочу видеть руководителей, которые не (снова списочек), хочу людей умнее меня, хочу Ришелье и Атоса, хочу гордиться… в общем, хочу харчо по-домашнему, из чего есть, и быстро.

 А я вот хочу, чтобы один модный нынче писатель сказал бы хоть что хорошее про Беларусь. Не про легендарную «з пагоняй» - про сегодняшнюю, его и мою. И нашу. Со всем его талантом складывать слова, искусством подбирать звуки, умением дать сквозь страницу почувствовать запах лип и ощутить нежность материнских рук…  

Хочу, чтобы сноб понимал свой снобизм – и либо боролся с ним, либо наоборот. Еще хочу, чтобы талантливые люди были умными, а умные – думали, чего говорят. И не писали лишнего.  

И что – мои желания меньше значат, чем хотелки Виктора Мартиновича? Ведь накипело же.

mukovoz@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter