Выживает крупнейший: что будет после того, как сети «съедят» мелкую розницу

Если не изменить законодательство и до запятой не исполнять его, то небольшие магазины протянут еще максимум пару-тройку лет. А потом их место займут крупные сетевики. Такой прогноз делают в предпринимательских ассоциациях. Что это — склонность к драматизму или обычный прагматизм? Корреспондент «Р» прислушалась к дискуссии, развернувшейся между представителями солидного сетевого ретейла и мелкого розничного бизнеса.

Борьба за место в торговле: закончилась или самое интересное впереди?
Фото Виталия ГИЛЯ

Места больше нет?

Борьба за место в торговле уже закончилась. По крайней мере, так полагает Наталья Шаблинская, гендиректор СООО «Белинтерпродукт» (это розничная сеть «Рублевский»), по совместительству — исполнительный директор Ассоциации розничных сетей. В состав этой организации входят 17 сетевиков с 965 магазинами общей торговой площадью более 65 тысяч квадратных метров.

— Почему я смею так говорить? Судите сами: мы приближаемся к стандартам Евросоюза по обеспеченности населения торговыми площадями.


И действительно, по данным Министерства антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ), на середину года на тысячу граждан у нас приходилось 700 магазинных «квадратов». Причем, по заявлениям представителей МАРТ, на «европейские показатели» мы вышли уже по итогам 2015-го. Впрочем, актуальный вопрос в другом: что будет с нашим ретейлом дальше? К чему приведет конкуренция?

И вот здесь мнения расходятся. Наталья Шаблинская считает, что ситуацию не стоит драматизировать, а призывы регулировать конкурентную среду надуманны и вообще мешают работать. Мол, и так все необходимые условия созданы. Неспроста же на одном перекрестке где-нибудь в «спальнике» Минска могут стоять 2—3 магазина разных сетей — и никто не закрывается. Претензии и вопросы представитель ассоциации предлагает решать, что называется, в ручном режиме.

Разговор с позиции силы

Иного мнения придерживается сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства (РКП) Виктор Маргелов, ратующий за интересы малого бизнеса в общем и своего небольшого торгового предприятия в частности. Мол, легко говорить с позиции силы: крупные сетевики отхватывают себе примерно по 10% рынка ежегодно.

— Первая десятка сетевого ретейла уже захватила около половины всего розничного рынка. А в целом доля крупных игроков, судя по динамике, стремится к 70%. Это по количеству магазинов. Если брать по суммарной площади, то даже больше выйдет. Хорошо это или плохо, зависит от того, какие цели преследовать. Например, окончательно вытеснить малый бизнес. В Минске осталось буквально несколько десятков независимых несетевых магазинов. Некоторые такие розничные точки уже продаются: для них конкуренция закончилась. Можно было бы говорить, что в конкурентной борьбе за потребителя победили самые умные и энергичные, если бы не несколько факторов.


К таким Виктор Маргелов относит розничную силу, способность диктовать ценовые условия производителям, формировать ассортимент — во многом за счет импорта, солидный административный ресурс, несовершенство законодательства, которым активно пользуются крупные игроки. Например, с середины 2014-го, когда вступил в силу новый закон о госрегулировании торговли, сетевикам, торгующим продуктами, прописали максимум в товарообороте городов и районов. Каждому отвели планку 20%. При ее достижении ожидалось, что покупать или арендовать дополнительные площади ретейлер в этом регионе больше не вправе. Тогда Министерство торговли ставку делало на исполкомы, которые должны согласовывать размещение крупных магазинов. Как вариант снижения доли сетей тогда виделось их перепрофилирование или приход новых игроков.

В законе закрепили ряд общих положений, которые, по идее, были призваны предотвратить недобросовестную конкуренцию. Например, чтобы не происходило искусственного дробления через создание отдельных юрлиц или аффилированности сетей. Конкретные меры должны были прописать в решениях Правительства. Но в сентябре прошлого года глава МАРТ Владимир Колтович констатировал: в 2015-м в 45 территориальных единицах обнаружено превышение 20-процентной доли на рынке у 7 компаний. Хотя буквально год назад монопольное положение в 28 регионах имели лишь 4 предприятия. По закону любые сделки с момента превышения порога считаются ничтожными. Но соответствующей судебной практики у нас к тому моменту не было.

— Необходимо наводить порядок, — пообещал тогда Владимир Колтович.

Подходы стали мягче

Правда, с тех пор о подобных фактах и принятых мерах больше не прозвучало ни слова. Более того, в проекте обновленного закона заложено, что торговые сети будут обязаны самостоятельно рассчитывать свою долю в объеме розничного товарооборота в границах Минска, городов областного подчинения, районов, в которых расположены принадлежащие им торговые объекты. При этом до даты расчета ретейлер не вправе увеличивать свои владения. Информацию о превышении нужно будет направить в МАРТ и местные органы в течение 10 дней, предупредила начальник управления торговли, промышленного и агропромышленного комплекса МАРТ Виолетта Брезовская:

— Субъект, доля которого за предыдущий финансовый год составит 20% и менее, вправе с момента расчета доли совершать сделки по расширению деятельности. Если доля превысила порог, запрет на увеличение торговой площади предлагается установить до дня публикации данных о товарообороте статистики Белстата за следующий отчетный период, то есть на год.


Еще один бонус для сетей — в так называемом указе о малых городах. По нему юрлица, которые превысили 20% в розничном товарообороте райцентра, могут дополнительно приобретать и арендовать площадь в населенных пунктах до 2 тысяч квадратных метров.

Виктор Маргелов настаивает: наступление семимильными шагами крупных сетевиков следует остановить. Их гиперразвитие значительно опередило рынок, от чего страдают небольшие производители и фермеры:

— Мы не переняли лучшее от Запада, когда создавали сетевую торговлю. Там гипермаркеты находятся на выездах из города, а не на каждом углу, как у нас. В Польше, например, один гипермаркет строится из расчета на 200 тысяч населения.

Еще одно предложение — конкретизировать понятие «сетевые магазины». Сейчас по законодательству таковыми считаются даже два киоска. Как вариант — установить планку по количеству магазинов, например до 10—20, или по торговой площади. Мол, требований в обновленном проекте закона к сетевикам прибавится. Тут не каждый крупный их исполнит, не говоря о владельце пары-тройки ларьков.

— Мы же не ставим на ринге миниатюрного бойца бороться с тяжеловесом. Так и на рынке должны быть созданы пропорционально равные условия. Для малой торговли они должны быть лучше, чем для крупноформатной.

druk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter