Вячеслав Скудный готовится стартовать в финале Всебелорусского кросса на призы нашей газеты, но мечтает об Олимпиаде

Второе дыхание

Сегодня в Могилеве стартует финал Всебелорусского легкоатлетического кросса на призы газеты «СБ. Беларусь сегодня». Соревнования, с которых для бегунов — как профессионалов, так и любителей — традиционно начинается новый летний сезон. На старте здесь всегда аншлаг, а на финише то и дело вспыхивают новые звезды. Такой звездочкой несколько лет назад стал Вячеслав Скудный. Разгорался постепенно, но в минувшем году был готов занять свое место как минимум в европейском созвездии. Да еще и в виде программы, где традиционно безраздельно доминируют африканские спорт­смены. Впрочем, у Славы на этот счет свое мнение. В этом летнем сезоне, который начинается как раз с трассы Всебелорусского кросса, он намерен поделиться им со всем миром.

— Пандемия мне сильно помешала. После 2019 года я почувствовал, что вот-вот должен выйти на качественно новый уровень. Еще недавно был совсем молодым, а здесь на равных конкурирую с лидерами, даже опережаю их. Начались международные турниры, а потом — сплошные отмены. Этот сезон для меня — как второе дыхание. Тем более что намечается несколько интересных стартов. Скоро командный чемпионат Европы. Должна была быть Всемирная универсиада в Китае, но ее перенесли. Хотя я мог там бежать: еще ведь учусь. Ну и Олимпиада, Токио…

— Олимпиада — реальная цель?

— Это очень и очень сложно. Но реально. Да, норматив там высокий. В стипль-чезе надо бежать за 8.22,00. Притом что мой личный рекорд пока — 8.42,98. Но есть вариант добраться по рейтингу. Там шансов больше. Всего на дистанции 3000 метров с препятствиями в Играх участвуют 45 человек. Чтобы попасть в их число, нужно участвовать в международных стартах. По сути, хватило бы трех-четырех хороших финишей. 

— Но в мировом рейтинге ты сейчас в конце второй сотни…

— Да, но на дистанции 3000 метров с препятствиями большая конкуренция: бежит очень много людей. У меня сейчас 996 очков. Добавить еще, допустим, 100, и я уже 83-й. Еще 100 — в двадцатке. Плотность огромная. Судя по прошлому году, за три старта пробиться в число 45 сильнейших реально. Правда, там свои нюансы. Во-первых, даже с учетом того, что карантинные меры стали слабее, а соревнований больше, составлять календарь все равно непросто. Во-вторых, борьба идет, по сути, за десяток мест. Потому что по три места гарантированно забирают себе ­кенийцы, эфиопы, угандийцы. Это уже девять квот. Традиционно выбирают квоты и африканцы, выступающие за некоторые европейские команды. В итоге остается около 20 стран, где есть более-менее сильные спортсмены в стипль-чезе, которые и сражаются за десяток оставшихся мест на Олимпиаде. Хотя замечу, что на моей дистанции и в беге на 3000 метров ситуация еще не самая сложная. Например, на дистанции 1500 метров уровень соперничества и результатов просто запредельный.

— Ты уже успел встретиться на дорожке с африканскими стайерами? 

— В 2019 году участвовал в чемпионате Европы среди молодежи. Не самый топовый старт, но там все равно хватало натурализованных африканцев. Сильные ребята, но при этом, замечу, были и европейцы, которые ни в чем им не уступали. Или вот, например, братья Игнебригтсен. Якоба Игнебригтсена я вообще считаю самым крутым бегуном. Норвежец, белый, которому всего 20 лет, выступает на уровне мировых звезд, ни в чем не уступает африканцам. Да и вообще, эти норвежцы — отличный мотиватор для каждого, кто считает, что не стоит и пытаться. Пока кто-то рассуждает, что бороться с африканцами нереально, они просто бегут и выигрывают. При этом появилось достаточно много сильных англичан, есть очень быстрые французы — не из привозных. Да, раньше темнокожие спортсмены доминировали на средних и длинных дистанциях, но сейчас ситуация меняется. Прежний статус-кво сохранился на длинных дистанциях: от десяти километров до марафона. Там с Африкой тягаться очень сложно. А вот на средних, в стипль-чезе запросто можно бросить вызов и кенийцам, и эфиопам.

— Ты выступаешь с браслетом в цветах кенийского флага: это твой вызов им?

— Эту фенечку мне привез друг, который был на сборе в Кении. Но для меня это что-то большее, чем просто браслет. Да, Кения сегодня задает моду в беге на выносливость. Глядя на эту фенечку, я напоминаю себе, что прежде всего они очень много работают. Поэтому и мне нельзя останавливаться, если я хочу быть частью этого движения.

— В 2019 году ты был одним из лидеров в молодежном зачете чемпионата Европы по кроссу, но в итоге упал в борьбе и не сумел финишировать. Полезный опыт или кросс — слишком специфический вид?

— Кросс — очень интересный вид, но он не совсем подходит для таких бегунов, как я. Я мощный, фактурный, а в кроссе преимущество у более легких спортсменов. Им проще менять направление, преодолевать подъемы. Да и по пересеченной местности, особенно если трасса мокрая и разбитая, им бежать легче. На дорожке же я чувствую себя гораздо комфортнее.



— Но при этом регулярно участвуешь во Всебелорусском кроссе, причем оказываешься одним из лидеров.

— Это очень важный старт. Особенно в нынешнем году. Стартов, как я говорил, все еще недостаточно, при этом все хотят участвовать в соревнованиях, бороться, показывать результаты. Я уверен, что в Могилеве будет максимально представительный состав участников. И в этом — главная ценность этого старта. Перед началом летнего сезона он позволяет почувствовать атмосферу борьбы, проверить себя в серьезной конкуренции. Так что и я, и остальные ребята постараемся сделать все, чтобы пробежать эффектно и красиво.

infong@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter