Источник: Знамя юности
Знамя юности

Фейк-ньюз: кто их создает и как им противостоять? Обсуждаем с экспертами

Вся правда о фейк-ньюз

Кто создает фейки и зачем? Как отличить правду от вымысла? И что грозит тем, кто намеренно распространяет лживую информацию? Эти вопросы мы задали экспертам. Участниками дискуссии стали депутат Палаты представителей Национального собрания Сергей Клишевич, первый заместитель генерального директора телекомпании «Столичное телевидение», и. о. секретаря Белорусского союза журналистов Вадим Щеглов и преподаватель факультета журналистики БГУ аспирант Игорь Королев.

Авторы фейковых новостей должны отвечать перед законом, если своими информационными материалами наносят урон стране и ее жителям
pixabay.com
С желанием хайпануть

«ЗН»: Как часто в информационном пространстве можно встретить фейковые новости и кто их создает?

Игорь Королев:
Определить степень распространенности фейковых новостей довольно сложно. Для составления статистики необходимо учитывать множество факторов, в том числе тиражируемость фейк-ньюз пользователями социальных медиа. На мой взгляд, показателем актуальности темы является реакция научного сообщества, которое активно исследует этот вопрос. Судя по всему, на сегодняшний день проблема недостоверной информации – одна из самых острых в журналистике.

Полагаю, что каких-либо определенных «фабрик» по производству фейковых новостей нет. Они появляются ситуативно, и причины могут варьироваться: от безобидных розыгрышей до нанесения вреда репутации политическому конкуренту или экономическому сопернику.

Вадим Щеглов: Масштабы распространения фейковых новостей поражают: по статистике, почти 40 процентов жителей Евросоюза каждый день сталкиваются с инфор­мационной ложью. Вброс новостных фальшивок не обошел стороной и нашу страну. Сегодня в топе тема коронавируса. Интернет пестрит пугающими заголовками, цифрами и фактами, которые сложно проверить. А потому многие ведутся. Не так давно в сети на эту тему появился ролик якобы из Витебска. Как выяснилось позже, видео было записано за пределами Беларуси. И когда это всплыло, оно уже собрало тысячи просмотров и разошлось по интернету. Классический пример – распространение слухов о неплатежеспособности какого-либо банка или прогнозы относительно вкладов. Люди в панике обнуляют свои счета, а это может нанести серьезный удар по экономике страны. Исследова­тели Массачусетского технологического института приводят шокирующие цифры: утки распространяются в социальных сетях на 70 процентов быстрее истины. Недаром Уинстон Черчилль говорил: «Ложь успевает обойти полмира, пока правда надевает штаны».

Сергей Клишевич: Фейковые новости – действительно острая проблема. В социальных сетях и интернете они разлетаются с огромной скоростью, и это хороший инструмент для тех, кто хочет ввести общественность в заблуждение ради достижения собственных целей. Так поступают желающие хайпануть, выступить против чужого (верного) мнения, собрать как можно больше подписчиков и даже заработать на этом. Проблема в том, что в социальных сетях много молодежи, и далеко не все ее представители в силу отсутствия определенного жизненного опыта могут разграничить правду и вымысел, найти достоверный источник информации. Некоторые верят всему, что пишут в интернете, а если еще у аккаунта полно подписчиков, полагают, что ему явно можно доверять. Многие ребята не станут смотреть новости, заходить на официальные сайты, чтобы проверить факты, потому что им лень это делать. Они просто не заподозрят и не увидят в опубликованном посте лжи, но при этом своими лайками помогут создателям и дальше активно распространять фейковую информацию.

Истина где-то рядом

«ЗН»: Какую опасность таит в себе непроверенная, лживая информация? На какие целевые аудитории она рассчитана?

Игорь Королев: Для нормальной жизни общества очень важно, чтобы каждый человек располагал информацией, достаточной для его верной ориентации в действительности. Фейки нарушают это состояние. Они дробят единую информационную реальность людей на отдельные противоречивые фрагменты, таким образом создавая помехи для эффективной коммуникации. Не думаю, что есть определенные целевые аудитории, на которые фейки рассчитаны, но, безусловно, люди в возрасте, привыкшие доверять газетам, в этом отношении более доверчивы и беззащитны.

Сергей Клишевич: Если говорить об опасности, которую несут фейки, то самая серьезная угроза – возможность манипулировать общественным сознанием. Фейковые новости оказывают огромное влияние на общество, накаляют обстановку, управляют людьми и их умами. Чем «чернушнее» новость, тем она быстрее и активнее будет распространяться. Как правило, фейковые новости носят именно такой характер. Возникают они чаще всего на почве какой-то серьезной и глобальной истории, важных событий, которые могут затронуть всех. 

Что же касается целевой аудитории, то ее, думаю, нужно определять в зависимости от содержания новости. В большинстве своем фейки рассчитаны именно на молодежь. Но нередко на них клюют и представители старшего поколения: даже моя мама, начитавшись в интернете всякой ерунды, может начать волноваться, а потом, хорошенько проанализировав ситуацию, уже сама смеется над тем, чему чуть было не поверила.

«ЗН»: Как отличить правдивую информацию от фейка?

Сергей Клишевич:
Если провести эксперимент и дать молодому человеку несколько похожих новостей и попросить его выбрать наиболее правдивую, то вряд ли он с ходу определит самую точную и верную информацию. Опираясь только на свое мнение и знания, это сделать трудно, для этого нужно хорошо разбираться в теме, знать надежные источники или людей, которые владеют ситуацией. Чтобы попытаться найти рациональное зерно, подросткам и молодежи далеко ходить не нужно, достаточно хотя бы спросить у родителей и преподавателей, что они думают по поводу той или иной информации, распространенной в сети.

Вадим Щеглов: Во-первых, нужно обращать внимание на дату публикации. Часто для хайпа берутся устаревшие инфоповоды. Начинаешь проверять – выясняется, что использованы источники порой и 10-летней давности. Тем не менее публикация успевает получить свою долю лайков, репостов и обсуждений. Во-вторых, советую интересоваться источниками информации, доверять только проверенным и надежным. В-третьих, текст фейковой новости, как правило, шаблонный, на всех сайтах он одинаковый. В-четвертых, в фальшивом сообщении вы не найдете комментариев экспертов, которые могли бы подтвердить или опровергнуть инфоповод. Например, руководителя ведомства, врача или финансового аналитика. И, наконец, если видите шокирующий заголовок или ужасающие подробности – будьте осторожны, это фейк! Который призван по ссылке заманить на страницу, где размещена какая-либо реклама. Больше посетителей – больше прибыли у владельца ресурса.

Игорь Королев: Согласен с коллегами. В первую очередь стоит обращать внимание на источник информации и сопоставлять приведенные в новости факты с тем, что вам уже известно по данной теме. Если источник информации выглядит ненадежным, а факты отличаются сенсационностью и мало согласуются с картиной о предмете, которая у вас уже сформирована, – это явный подвод задуматься над правдивостью информации.

«ЗН»: Игорь, а учат ли на журфаке будущих представителей массмедиа распознавать фейки?

Игорь Королев: Факультет журналистики, безусловно, отвечает вызовам современности и помогает студентам научиться отсеивать ложную информацию. Этому отчасти посвящены курсы «Методы сбора информации», «Новые медиа», «Социальные медиа». Со следующего года планирую читать курс «Верификация информации в журналистике».

В ответе за каждое слово

«ЗН»: В борьбе с фейками опыт каких стран для Беларуси наиболее интересен?

Вадим Щеглов:
В борьбу за чистоту информационного пространства все активнее включаются крупные технологические компании. Например, Google News в ближайшие три года собирается потратить на это около 300 миллионов долларов. Бе­зусловно, не стоят в стороне и правительства. В Британии, к примеру, создали отдельный орган по обеспечению безопасности коммуникаций. Его задача – борьба с дезинформацией со стороны государств и частных лиц. Во Франции за распространение лжи радиостанции и телеканалы могут лишить лицензии, соцсети и интернет-порталы обязали публиковать информацию о проплаченном контенте, а подать в суд в случае обнаружения «массового и искусственного распространения фальшивой информации» можно по упрощенной схеме. Правительство Германии поддержало законопроект, согласно которому соцсети грозит штраф на сумму до 50 миллионов евро, если посты, разжигающие ненависть, или другие незаконные материалы не будут удалены в течение 24 часов. Пару лет назад группа по изучению фейковых новостей в интернете была создана Еврокомиссией.

Игорь Королев: Да, действительно попытки противодействия фейковым новостям совершают как медиагиганты вроде Facebook и Google, так и руководство стран. Например, в 2017 году в России принят Закон «О новостных агрегаторах», обязавший интернет-площадки проверять достоверность публикуемой информации. В январе этого года министр информации Александр Карлюкевич также предложил внести в законодательство Беларуси понятия fake и deepfake. Безусловно, ситуация с правовым регулированием в этой сфере значительно осложняется базовыми правами граждан на получение и распространение информации. Поэтому, полагаю, нужно не только ужесточать требования к источникам информации, но и улучшать качество журналистики, а также повышать медиаграмотность пользователей.

Сергей Клишевич: Уверен, что на каждой платформе должны быть профессионалы, которые занимаются модерацией и обеспечивают работу ленты, просматривают посты и статьи перед публикацией. Это сложный, но наиболее эффективный метод борьбы с фейками.

«ЗН»: Какие меры по обеспечению информационной безопасности на государственном уровне предпринимаются в нашей стране?

Вадим Щеглов: В Беларуси за распространение фейка грозит серьезный штраф. Новые нормы, предусматривающие ответственность за тиражирование лженовостей, вступили в силу с 1 декабря 2018 года. Изменения и дополнения были внесены в Закон о СМИ и Кодекс об административных правонарушениях. Провинившемуся СМИ грозит штраф до 200 базовых величин. Если же лживую информацию распространяет владелец интернет-ресурса, не зарегистрированного в качестве сетевого издания, его накажут штрафом до 20 базовых, юрлицо получит штраф до 100 базовых величин.

Сергей Клишевич: Меры, предпринимаемые на государственном уровне, можно разделить на три блока. Во-первых, когда мы сталкиваемся с фейком, важно разоблачить его. И сегодня мы видим, что СМИ активно этим занимаются: журналисты по деталям разбирают ложную новость и показывают людям, как она была сфабрикована и что на самом деле происходит по той или иной теме, которой была посвящена информация. Второй блок мер – это комментарии, интервью с авторитетными специалистами, имеющими отношение к сфере, которую затронул созданный фейк. Грамотные комментарии профес­сио­налов помогут сформировать «антивирус» к подобного рода мифам. И третий механизм – введение ответственности, в том числе и уголовной, за распространение фейков, которые дестабилизируют общество, подрывают информационную безопасность. Авторы фейковых новостей должны отвечать перед законом, если своими информационными материалами наносят урон стране и ее жителям, вводят в заблуждение и преследуют ко­рыстные цели. Ужесточение наказания не наше изобретение: во многих странах за фейки выставляют большие штрафы независимо от того, кто их распространяет – отдельно взятый блогер или крупный портал. На мой взгляд, и у нас нужно вводить более жесткие меры, чтобы каждый понимал, что за каждую информацию он несет ответственность.

zubkova@sb.by

uradova@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter