Как обеспечивают постоянное электроснабжение в Щучинском районе?

Всегда под напряжением

Откуда в наших домах берется электричество? Мало кто из нас в повседневной жизни задумывается над этим. Зато когда оно пропадает, замечают и негодуют все — так сильно наши жизни завязаны на 220 вольтах из розетки. Для того чтобы аварийные ситуации возникали как можно реже, и трудятся работники РЭС.



Выезжаем на территорию Щучинского РЭС вместе с его главным инженером Дмитрием Бондаревым. Организация, говорит он, обслуживает линии электропередачи 0,4 и 10 киловольт длиной почти 2,5 тысячи километров. Для этих целей есть 11 оперативно-выездных бригад, которые работают по планам и заявкам, а также 3 бригады для круглосуточного дежурства:

— Дежурные оперативные бригады, — вводит в курс дела Дмитрий Владимирович, — нужны для быстрого устранения аварий, которые могут произойти в любое время. Допустим, будет перебой с электроснабжением на крупной ферме. Тогда наши электрики хоть ночью, хоть днем приедут на место, выяснят причину ЧП, в случае чего подключат обесточенный объект к  резервному электрогенератору.

Но такие ситуации, добавляет специалист, возникают крайне редко: профессионалы регулярно осматривают линии электропередачи на возможные повреждения и быстро их устраняют. Работа идет по плану — раз в год проводится небольшой сервис, а раз в 10 лет — капитальный ремонт. В деревне Дерванцы как раз настало его время. Еще с утра здесь появилась бригада электромонтеров во главе с мастером производственного участка Дмитрием Яцевичем. Так как часть работ ведется на дороге, в начале и конце населенного пункта выставляются предупреждающие знаки. Линии электропередачи предварительно обесточиваются. А для того чтобы исключить возможность удара током, на провода вешают заземление:

— Мы просчитываем все ситуации, во время которых на линию ошибочно могут подать напряжение, — объясняет такие меры предосторожности Дмитрий Иванович, — поэтому максимально защищаем себя от возможного риска. Даже 25 вольт опасны для жизни и здоровья, а мы работаем с напряжением 220 вольт и выше.



Первым делом электрики занимаются внешним обустройством трасс: удаляют подросшие деревья, которые под тяжестью снега или от ветра могут упасть на линии электропередачи, а также убирают с опор птичьи гнезда. Затем приступают к самым сложным работам. Например, проверяют автоматические приборы, которые в случае короткого замыкания прекращают подачу электроэнергии. Следят также за грозозащитным контуром и степенью натяжения проводов ЛЭП:

— Провода, — поясняет главный инженер, — сделаны из алюминия. Этот материал при экстремально низких или высоких температурах сужается и расширяется. А если линия перетянута или недотянута, то может и вовсе оборваться.

Участки провода от домов в Дерванцах до опоры меняются на новые, изолированные. По сути, они ничем не отличаются от обычных. Только помещены в футляр из прочного материала, защищающего ЛЭП от падения деревьев, налета птиц и других природных явлений, которые могут привести к схлестыванию проводов и перебоям с подачей электричества. А еще — препятствуют краже электроэнергии.

– Неужели электричество так часто воруют,  — интересуюсь у главного инженера.

Тот отвечает:

— Только за 2018 год составлено 157 актов некорректного потребления электричества. 13 из них непосредственно связаны с открытым хищением энергии. Сумма причиненного ущерба — почти 122 тысячи рублей.

Диспетчер Виталий КОЖЕНЕВСКИЙ.

Капитальный ремонт за день не провести. По словам мастера Дмитрия Яцевича, на это потребуется несколько суток. Неужели все это время сельчане будут сидеть без света? Конечно, нет. Выездная бригада работает с линиями электропередачи только с 9 утра до 5 вечера:

— В первую очередь стараемся учитывать пожелания потребителей, работать как можно незаметнее, — уточняет Дмитрий Владимирович. — Для комфорта ввели обязательную СМС-рассылку: за 10 дней каждый домовладелец получает информацию о предстоящем плановом ремонте. Такие же сообщения приходят на их телефоны в случае аварий.

Но с некоторыми людьми проблемы все-таки возникают. Инженер говорит:

— Хотелось бы, чтобы люди стали более ответственными. Часто они не понимают, насколько опасным может оказаться нахождение вблизи опор линий электропередачи. А некоторые особо предприимчивые граждане даже игнорируют запрещающие плакаты и рыбачат под высоковольтными проводами. Неизвестно, сколько было бы жертв, если бы те самые провода вовремя не изолировали.

Из-за ураганов, снежных бурь и других природных катаклизмов электрикам приходится выезжать на капремонт чаще чем раз в 10 лет. Иногда это происходит по человеческой вине. В частности, из-за ДТП. Иногда случается, что какой-нибудь лихач врезается в опоры ЛЭП. И очень часто это приводит к тому, что приходится ее менять. Естественно, за счет виновника.

Следующая точка нашего маршрута — агрогородок Турья. От местного сельсовета поступило сообщение о неработающем уличном фонаре. Заявку в диспетчерской электрических сетей приняли и направили туда для ремонта выездную бригаду электромонтеров. Чем интересен вызов?

Бригада, объясняют мне, которая будет устранять неполадку, работает с линиями электропередачи под напряжением. Зачем? Чтобы не лишать остальных потребителей, пусть и на непродолжительное время, электричества.

Мастер производственного участка Игорь Байков и электромонтеры Павел Мисюк и Сергей Байгот.

Сейчас на улице светло, поэтому фонари в агрогородке не горят. Но раз бригада прибыла на место, все светильники включаются принудительно: вдруг найдутся неисправности и в других местах. Находится и неработающий виновник нашего визита — он расположен поодаль от центра Турьи. Перед тем как взобраться на высоту, двое электромонтеров облачаются в спецодежду: рабочую форму из хлопка и термоизоляционной пропитки, на ноги и голову — не пропускающие ток сапоги и каску. Нательное белье, кстати, тоже специальное.

Все работы ведутся на пятиметровой высоте и занимают от силы полчаса. За это время электромонтеры снимают светодиодный элемент — к сожалению, починить его на месте не удалось. Поэтому по гарантии его отправят на завод. А на это время в фонарь вставляется другая лампа.

Мы же отправляемся в диспетчерский пункт Щучинского РЭС, настоящее электрическое сердце района. Именно сюда поступают все заявки от людей, а также выявляются места аварий на ЛЭП. На огромной стене находится интерактивная карта распределительной сети напряжением 10 киловольт. Каждый участок выделен отдельным цветом: так легче определить, где конкретно произошел сбой. О том, как работает устройство, рассказывает диспетчер Виталий Коженевский:

— У каждой подстанции и объекта есть свой диспетчерский номер и место расположения на схеме. И если происходит короткое замыкание или какая-то аварийная ситуация, то диспетчер видит отключившуюся линию и начинает разбираться в аварийной ситуации.

Раньше, рассказывает Виталий Вацлавович, на поиски места аварии могло уходить по нескольку часов кряду. А теперь с появлением автоматизированных систем, в том числе этой карты, обнаружить проблемный участок можно намного быстрее. В будущем же на всех линиях электропередачи в 10 киловольт появятся специальные индикаторы, которые позволят сразу же находить неисправность:

— Все эти системы, входящие в концепцию электронной РЭС, — подводит итог главный инженер Дмитрий Бондарев, — помогают в разы сократить время на устранение аварий. Мы работаем и совершенствуемся, чтобы в итоге простые люди могли получать электроэнергию бесперебойно. Выходит неплохо. Например, за 2018 год было только 4 отключения по линиям в 0,4 киловольта.

ЦИФРА

За 2,5 тысячи километров линий электропередачи в Щучинском РЭС следят 135 работников.

avramenko@sb.by

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter