Председатель концерна «Беллегпром» — о конкуренции на рынке, развитии льноотрасли и дешевом импорте

Все тонкости нашего кроя

Давным-давно прошли времена дефицита и скудного ассортимента в магазинах одежды. Сегодня ретейл предлагает одеться на любой вкус, цвет и размер кошелька: белорусам доступны как премиальные бренды, так и масс-маркет. Последние несколько лет наши производители легпрома работают в условиях жесткой конкуренции. Пока борьба идет тяжело: импорт растет, а продажи на внутреннем рынке падают. Как сделать так, чтобы наша одежда не потерялась на полках, как конкурировать в непростых условиях, развивать инновационное производство и оставаться модным и востребованным — об этом и не только в интервью «Р» рассказала председатель концерна «Беллегпром» Татьяна Лугина.

Фото Алексея ВЯЗМИТИНОВА

Жесткая среда

— Татьяна Алексеевна, снижение продаж белорусских товаров легпрома на внутреннем рынке — это нормальная ситуация или все же из ряда вон выходящая?

фото алексея столярова.
— Мы уже несколько лет работаем в очень конкурентной среде, и в последние годы ситуация обострилась: жесткую маркетинговую стратегию проводят азиатские производители. В частности, в Узбекистане сейчас активно работает программа господдержки легпрома: производители пользуются дешевыми кредитами, упрощенным налогообложением, у них есть свое сырье. Это привело к тому, что рост объема производства там существенно вырос. Как следствие, увеличился экспорт в нашу страну белья, верхнего трикотажа. На обувных полках много товара из Вьетнама и Индонезии. Определенную долю рынка отняли и магазины бывшей в употреблении одежды. 

Если говорить о ситуации в цифрах, то в первом полугодии импорт легпрома вырос на 7,6 процента (к аналогичному периоду 2018-го), а объемы поставок изделий наших предприятий, входящих в концерн, упали на 10 процентов. В целом сейчас внутренний рынок наводнен дешевыми товарами легкой промышленности, и здесь возникает проблема качества. Дело в том, что в рамках ЕАЭС мы работаем по четким установленным требованиям по качеству и безопасности: на каждый вид ассортиментной группы есть свой техрегламент. Некоторые азиатские производители работают в режиме свободного плавания. Впрочем, нарушения по несоответствию продукции требованиям техрегламентов Таможенного союза выявляются как в так называемых азиатских магазинах, так и в розничных магазинах брендовых торговых сетей, реализующих импортную продукцию.

Можно говорить о том, что на экспертном уровне подобная ситуация прогнозировалась еще несколько лет назад — при создании ЕАЭС и вступлении России в ВТО. Связанные с интеграционными процессами снижение пошлин на зарубежные товары, открытые границы привели к существенному росту импорта продукции легпрома в страну.

Однако не стоит думать, что в этом единственная причина падения продаж нашей продукции. Места на рынке хватит всем, просто сейчас изменились условия работы для бизнеса и правила игры со стороны покупателей. Последние, особенно молодежь, отдают предпочтение имени, бренду, эмоциям. А шопинг превращается в отдых: торговые центры заточены под досуг на любой вкус. Поэтому нашим компаниям нужно более агрессивно конкурировать на рынке, вкладывать в маркетинг и продвижение, развивать и менять ассортимент. А вот производителям текстиля и кожи, например, следует исходить от конечного продукта, а не просто выпускать сырье: необходимо понимать, какая продукция будет востребована, что и для кого будет произведено. Тогда мы предложим покупателю модный продукт. 

— Корректно ли в связи с этим говорить о том, что нашей отрасли не нужно пытаться конкурировать с дешевыми азиатскими товарами или современными магазинами масс-маркета, а занимать какую-то свою нишу?

Сегодня многие белорусские бренды выпускают отличные современные коллекции.
Mlyn.by
— Мы никогда не сможем обойти по цене недорогие азиатские товары и масс-маркет. Приведу такие цифры: на рынке Пакистана, Бангладеш, Индии, где отшиваются все популярные западные бренды, которые продаются в Беларуси, пара джинсов обходится в 2 доллара, военная форма — 8 долларов. Мы таких результатов получить не сможем. У нас своя ниша, и ставку на крайне дешевый товар мы не делаем. Все же белорусские компании выпускают качественный продукт — здесь и достойная сырьевая составляющая, и соответствующие технологические режимы. Кстати, многие именитые бренды уже уходят с рынка третьих стран только потому, что приоритетами для своих производств определяют экологичность, условия работы для людей, защиту их прав, неиспользование детского труда, и обращают внимание на наш рынок, размещают здесь заказы. 

Белорусский легпром должен идти другим путем: более интенсивно снижать затраты, иметь максимально просчитанную стратегию по всем направлениям. Кроме того, надо понимать, чего ожидает покупатель. По качеству и зачастую по дизайну мы соответствуем этим ожиданиям, при этом нам не хватает имиджа, креативной подачи в магазинах. Нельзя сказать, что мы выпускаем «неносибельные» вещи, нам просто нужно учиться их выгодно презентовать и ориентироваться на рынок. Знание маркетинговых стратегий выходит здесь на первый план, ведь формат Белкоопсоюза и универмагов того периода, когда вешалку сложно достать и вернуть на свое место, уже прошел. Легкая промышленность — это не нефтяная отрасль, ценой барреля здесь не поиграешь. Покупатель хочет вне зависимости от содержимого кошелька получить положительные эмоции. Обратите внимание: те компании, которые сделали ставку на развитие фирменной торговой сети или активно представлены в торговых центрах, показывают результат и не теряют объемов, невзирая на сложную конкурентную среду. Да, любую торговую сеть окупить непросто: иногда необходимо проработать в торговом центре год, чтобы выйти в плюс. 

Концерн сегодня понимает: далеко не у каждого предприятия есть такая возможность, и мы предлагаем мультибрендовый формат. Например, в Минске работает два магазина Vopratka, в которых представлено около 10 марок одежды и галантереи белорусского производства. И в этот непростой год результаты их работы нас удовлетворяют: магазины работают с прибылью. Хотя нужно признать, что они не раскрученные, о них мало кто знает. Тем не менее мы ставим задачу сделать этот формат популярным: в плане на 2020 год — открытие 10 таких точек по всей стране. 

Радуют примеры коллаборации предприятий, входящих в состав концерна «Беллегпром»: например, когда в фирменном магазине Belwest можно купить сопутствующие товары — чулочно-носочные изделия от компании Conte, сумки и галантерею от Galanteya.

Белорусский легпром должен более интенсивно снижать затраты, иметь максимально просчитанную стратегию по всем направлениям.
фото сергея лозюка.

Борьба за качество

— Вы упомянули о том, что на рынке много некачественного и дешевого товара. И наверняка небезопасного для здоровья? Как предлагаете с этим бороться?

— Действительно, я убеждена: конкуренция — это хорошо, но она должна быть добросовестной. Приведу такие факты и цифры: по данным Госстандарта, областные инспекции в прошлом году провели 2525 контрольно-надзорных мероприятий по соблюдению обязательных требований технических регламентов Таможенного союза при реализации в торговой сети 32 374 наименований импортных товаров легкой промышленности для детей и взрослых. Нарушения выявлены в ходе 2522 (99,9 процента) мероприятий по 31 934 (98,6 процента) наименованиям продукции. При этом нарушения по несоответствию продукции требованиям техрегламента Таможенного союза выявляются как в так называемых азиатских магазинах, так и в розничных торговых объектах брендовых торговых сетей — то есть в масс-маркете. 

Фактически наши производители, выпуская качественные, но несколько более дорогие товары, сталкиваются с различными фактами недобросовестной конкуренции на внутреннем рынке. Сейчас мы изучаем возможность реализовать инициативу по примеру коллег из России, которая предусматривает введение законодательных норм, позволяющих изымать товары легкой промышленности, не соответствующие требованиям ТР ТС по качеству и безопасности, и уничтожать их. Убеждена: безопасность граждан должна быть превыше всего. И ради этой цели госорганам необходимо принимать кардинальные меры по снижению объемов некачественных и небезопасных товаров легкой промышленности, реализуемых на внутреннем рынке, недопущению их продаж в стране.

В 2020 году общие расходы из средств республиканского бюджета на научную, научно-техническую и инновационную деятельность в концерне планируются в размере более 453 000 рублей.
фото сергея лозюка

Далекие рынки и онлайн-площадки

— С какими барьерами и сложностями наши производители сталкиваются на внешних рынках? Какие самые перспективные сегодня экспортные направления?

— Основным рынком для предприятий концерна стала Россия: удельный вес экспорта в эту страну в общем объеме за январь — август составил 68,2 процента. Российский рынок для наших производителей остается наиболее маржинальным в связи с отсутствием ввозных таможенных пошлин. Вместе с тем мы проводим работу по диверсификации экспорта. Одним из наиболее значимых оказался рынок стран ЕС: наиболее перспективными направлениями здесь видятся поставки льняных тканей и готовых изделий из льна, чулочно-носочных, корсетных изделий. К слову, темп роста экспорта на рынок ЕС за восемь месяцев — 107,5 процента к аналогичному периоду 2018 года.

На 2020 год уже определены приоритетные страны и регионы с учетом мировой конъюнктуры при сохранении позиций на традиционных рынках: Китай (востребованы ткани), Япония (возможна организация поставок с высокой добавленной стоимостью), Евросоюз, США, Бразилия.

Однако процесс диверсификации на рынки третьих стран затруднен из-за существующих тарифных и нетарифных барьеров. Например, ввозные таможенные пошлины на большинство товаров легкой промышленности в Иране составляют 75 процентов, в Пакистане — 25 процентов, в странах ЕС — от 8 до 12 процентов, на обувь — 20 процентов. В Турции на ткани установлена дополнительная пошлина в размере 20 процентов; в Украине действует лицензирование импорта льняных тканей. Помимо этого, у нас в стране нет испытательных баз, позволяющих пройти испытания на соответствие требованиям и стандартам, установленным странами-потребителями. Кроме того, выход на рынок, особенно новый, требует значительных финансовых затрат.

— В свое время один из белорусских производителей планировал выходить на площадку AliExpress. Удалось ли это? 

— На AliEхpress у нас пока больших планов нет, но многие предприятия активно работают сегодня с крупными онлайн-площадками Wildberries и Lamoda, которые открывают доступ не только на белорусский, но и огромный российский рынок. Крупным валообразующим компаниям работать там не сложно. Кстати, сейчас в России очень популярны телемагазины: фабрика «Полесье», например, продает в таком формате на соседнем рынке 30 000 водолазок в год. Однако будем откровенны: подобные площадки хороши для тех наших производителей, которые выпускают базовые нейтральные модели. Все модное рискует не продаться вовремя из-за огромной конкуренции. 

Экспорт в ЕС за 8 месяцев этого года вырос на 7,5 процента.
ФОТО СЕРГЕЯ ЛОЗЮКА

Распродать неликвид

— На заседании концерна в мае заместитель Премьер-министра Игорь Ляшенко поручил снизить складские запасы на предприятиях и до конца года решить вопрос с ликвидацией невостребованной продукции. Как работаете над этим? Как в принципе ликвидировать неликвид?

— Сейчас уровень запасов прошлых лет выпуска (включая 2018 год) оценивается в пределах 20 процентов от всего объема запасов продукции на складах предприятий концерна. Действительно, реализация этого ассортимента затруднена, хотя по ряду предприятий «точку невозврата» удалось пройти, ситуация налаживается. Да, не так быстро, как хотелось бы: не всегда остатки можно продать по рентабельной цене. 

Что мы делаем: ряд предприятий в рамках действующей фирменной сети создал специализированные точки по продаже продукции прошлых лет выпуска, прошедших сезонов — так называемые дисконт-центры. Кроме того, производители активно работают с ретейлом: поставляют остатки продукции в рамках специальных акций и распродаж, участвуют в выездных розничных ярмарках, предлагая продукцию прошлых лет выпуска со снижением цен. 

Как в принципе ликвидировать неликвид? Думаю, надо стараться изучать спрос, выпускать востребованный ассортимент, шире использовать опыт распродаж по окончании сезона. Тогда и остатков продукции прошлых лет на складах будет немного. Так, у наиболее прогрессивных предприятий — участников концерна уровень запасов прошлых лет выпуска составляет не более 3—5 процентов от всего объема складских запасов.

фото виталия гиля.

Модные проекты

— Расскажите о новом проекте «Сукно»: шла речь, что уже определены источники финансирования и сроки. 

— С целью выполнения поручения Президента по сохранению суконного производства подготовлен инвестиционный проект, предусматривающий проведение комплексной модернизации суконного производства на реконструированных свободных площадях ОАО «Камволь». Планируется, что там будет организован выпуск одного миллиона погонных метров суконных тканей в год под брендом «Сукно» с единой коммерческо-сбытовой структурой и дизайн-центром (аналогичные камвольно-суконные производства сегодня успешно работают в Италии, Турции и КНР). На организацию производства в 2020—2021 годах планируется выделить более 25 миллионов евро из инновационного фонда, формируемого Мингорисполкомом. Проект внесен на рассмотрение в Администрацию Президента. 

— Какие интересные проекты в сегменте легпрома появятся в стране в ближайшее время?

— Витебский меховой комбинат реализует инвестпроект, который позволит с 2021 года выпускать мужские, женские и детские угги (по 25 000 пар в год). Компания «Моготекс» предложит рынку многослойные светонепроницаемые ткани Blackout, обладающие звукоизоляционными свойствами, а также портьерные жаккардовые ткани, которые не производятся на рынке СНГ. «Камволь» выпустит промышленную коллекцию инновационных тканей для мужской и женской одежды бизнес-класса. Я назвала лишь незначительное число проектов, их гораздо больше. Всего в следующем году общие расходы из средств республиканского бюджета на научную, научно-техническую и инновационную деятельность в концерне «Беллегпром» планируются в размере более 453 000 рублей.

— Большое внимание Президент уделяет развитию льняной отрасли — производству и переработке льна. На ваш взгляд, чего сегодня не хватает для повышения ее эффективности? 

— Давайте я начну ответ на этот вопрос с оценки нашего лидера — Оршанского льнокомбината. Это предприятие — настоящая изюминка легкой промышленности. Нам удалось добиться значимых результатов в возделывании и переработке льна, обойдя в этом вопросе, например, коллег из России. Это пример успешного проекта, в который государство грамотно инвестировало и где есть отдача. Подчеркну, что практически вся сырьевая база, которую используют в Орше, белорусская, а над улучшением качества льноволокна работа ведется постоянно. Да, если сравнивать белорусский лен с французским или бельгийским, необходимо понимать: получить тонкое льноволокно № 12, № 13 в том объеме, который нам нужен, в Беларуси довольно сложно. Пока мы еще импортируем около 1000 тонн такого волокна для выпуска элитной пряжи и люксовых изделий. Кстати, в бизнес-плане развития Оршанского льнокомбината на 2019—2023 годы — установить в 2020-м линию по отбеливанию короткого волокна. Впоследствии его можно использовать для выпуска медицинских и санитарно-гигиенических изделий. 

А что касается эффективности, то основное условие ее повышения — качественное и своевременное выполнение всех технологических операций по возделыванию льна с учетом сортовых особенностей. 

— И напоследок: как все-таки белорусской одежде стать модной и современной? 

— Очень много белорусской одежды модной и современной. Нам надо быть смелее и активнее внедрять нестандартные решения. Да, какое-то время назад у нас был провал в подростковом и молодежном сегменте, но сегодня ситуация меняется. Сейчас многие белорусские бренды — «Свiтанак», Conte, «Элема», Mark Formelle, «Любава», небольшие частные компании — выпускают отличные современные коллекции. Просто не всем производителям хватает оборотных средств, чтобы активнее продвигать свой ассортимент или чаще обновлять коллекции. Сегодня у молодежи в тренде быстрая мода: они приходят в магазин, покупают платье или брюки, получают эмоцию, надевают один-два раза вещь и идут за новой эмоцией. Нужно приспосабливаться и к этому. 

konoga@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter