Под Светлогорском подняли останки пилота и фрагменты истребителя Ла-5 времен ВОВ

Возвращение небесной ласточки

Лес близ деревни Погонцы Светлогорского района до сих пор не оправился от военных ран. И через 75 лет после войны здесь, где около девяти месяцев находилась линия фронта, отчетливо угадываются окопы, блиндажи, места стоянок тяжелой техники, траншеи. Сохранилась небольшая воронка и на месте падения предположительно в 1944 году советского легкого истребителя. На днях его фрагменты подняли на поверхность земли сотрудники музея военной истории, члены поисковой группы гомельского военно-патриотического клуба «Честь». К ним присоединилась и корреспондент «Р».

Инициаторами подъема стали Иван Гордейчик, председатель Белорусского общественного объединения ветеранов, и Сергей Азаронок, директор Государственного музея военной истории.

Легендарный одноместный Ла-5 пользовался большой популярностью во время войны, ведь он был оснащен мощным двигателем, отличался маневренностью, легкостью и дешевизной — корпус самолета изготавливали из фанерного шпона. Обычно на нем устанавливали две 20-миллиметровые пушки, допускалась подвеска двух 50-килограммовых авиабомб. 

Добраться до места падения истребителя оказалось не так просто: километров семь пришлось продвигаться по заросшей колеистой лесной дороге, затем еще метров на 150 углубляться в лес пешком. Подогнать сюда экскаватор невозможно, поэтому все работы проводились вручную. За несколько часов дюжина взрослых мужчин, то и дело сверяясь с показаниями магнитометра, выкопала яму четырехметровой глубины. Старания не пропали даром. При раскопках нашли не только останки пилота, но и мелкие фрагменты корпуса из фанерного шпона, покрытого защитной зеленой краской, шасси, разорванную бронеспинку, топливный насос, многочисленные шестерни, передаточные механизмы и двигатель боевой машины. Некоторые детали выглядят так, будто только вчера сошли с заводского конвейера, другие, видимо, разъедены аккумуляторной кислотой.

Поднять на поверхность махину-двигатель весом не менее 800 килограммов — задача не из легких, тем более что болотистая почва не желает так просто отдавать свою добычу. Через раскоп пришлось положить толстый ствол в качестве балки, на дереве неподалеку укрепили ручную лебедку. Внизу волонтер Александр Пархоменко бережно, как младенца, обвязывает двигатель силовой лентой, которая не даст ему опуститься. С помощью лебедки драгоценный груз приподнимают, вновь натягивают ослабевшую от этого ленту — и так несколько часов крошечными шажочками двигатель возвращается на поверхность земли. Под ним, к слову, обнаружили обугленные сосновые ветки — и это подтверждает слова местных жителей, что самолет падал объятый пламенем. Впрочем, Владимир Долголыченко, командир отряда группы «Поиск» ВПК «Честь», которая постоянно занимается архивной и исследовательской работой, поисковой разведкой, отмечает, что к находкам приводит лишь около 15 процентов полученной информации. 

Несколько часов крошечными шажочками двигатель возвращается на поверхность земли.

— Общественное объединение ветеранов уже третий год реализует экспозиционно-выставочный проект «Помним! Гордимся!», посвященный 75-летию освобождения Беларуси и юбилею Великой Победы, — тем временем рассказывает Сергей Азаронок. — Наша первая и главная задача — установить имена погибших воинов. Кроме того, мероприятия подразумевают пополнение музейного фонда, подъем и возможное восстановление военной техники. Ведь каждый обнаруженный на местах былых боев танк, каждый сбитый самолет имеют собственную трагическую боевую историю.

Еще одна находка — топливный насос. Его тщательно очищают от налипшего грунта, ведь на этой детали могли сохраниться заводские номера, которые позволят идентифицировать самолет и личность пилота. Но увы, в нашем конкретном случае вряд ли они смогут помочь: верхние цифры перечеркнуты, а из нижнего ряда отчетливо видны только четыре, далее следует скол. 

Почти полностью удалось собрать пазл, который раньше был бронеспинкой из 8-миллиметровой броневой стали. Укрепленная за сиденьем пилота, она должна была защищать его сзади, но и сама не уцелела. 

Некоторые металлические фрагменты хорошо сохранились.

У оказавшегося на поверхности двигателя собираются все, кто принимал участие в раскопках. С деформированного металла осторожно вручную счищают землю в поисках заветных номеров. Есть!

— Обнаружение заводского номера позволяет отправить запрос в Центральный архив Министерства обороны России для установления личности пилота, который, скорее всего, до сих пор числится пропавшим без вести, — объясняет Сергей Азаронок. 

К сожалению, никаких предметов, которые помогли бы идентифицировать летчика, на месте падения самолета не нашлось. 

Самолетные шасси, двигатель, фрагменты бронеспинки кресла пилота, шестерни, храповой механизм — все это пополнит коллекцию музея военной истории. Александр Бусел, директор УП «Светлогорское ПМС», предоставил технику, с помощью которой останки самолета вывезли из леса. 

— Музей приложит все силы и возможности для восстановления самолета, имеющего славную боевую историю. Подлинные фрагменты вложат в него душу, это будет не обезличенная реплика, а боевая машина с ее героическим путем, который трагически оборвался, — заверил Сергей Азаронок. 

Фото автора.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter