Маэстро Александр Анисимов – об открытии сезона Государственного симфонического оркестра и музыке белорусских композиторов

Воспитание слуха

«Я очень люблю, чтобы людям было интересно», — говорит маэстро Александр Анисимов. В преддверии нового музыкального года мы пообщались с главным дирижером Государственного академического симфонического оркестра о белорусской композиторской школе, взглядах на творчество и о тех сюрпризах, которые несет меломанам концерт-открытие сезона в Белгосфилармонии 20 сентября.


— Первый концерт сезона символически задает тон всему будущему году. Чем вы порадуете публику?

— Произведения, которые прозвучат 20 сентября, выбраны не только по принципу контраста — все они мне лично близки и нравятся. 15-я, последняя симфония Дмитрия Шостаковича в целом редко исполняется, а когда звучала в Беларуси, я даже не припомню. Возможно, во времена Виталия Катаева, который был в нашем оркестре в 1960-е главным дирижером. Мы подняли, если такое слово уместно, исполнение этого произведения, и оркестр с большим азартом работает над ним, потому что оно почти всем ведущим музыкантам ставит сольные задачи. Я насчитал в нем 18 солистов! Последняя симфония Моцарта, 41-я, известная как «Юпитер», наверное, самая оптимистическая в его творчестве: тональность до мажор излучает необыкновенную энергию. В моем репертуаре она постоянно присутствует, я играл ее в разных странах. Что касается произведения Ольги Подгайской «Капитан планет», мы его впервые исполнили на юбилее Белорусского союза композиторов, и тогда оно запало мне в душу. Талантливая пьеса, интересно трактуется в ней орган. Автор сама участвует в исполнении — она профессиональная органистка.

— В чем вы видите свою задачу как музыканта?

— В том, чтобы донести некое эмоциональное состояние, которое бы взволновало слушателей. Чтобы визит в филармонию был радостным событием в жизни человека. Ведь наверняка примерно 90% тех, кто к нам приходит, посещают этот зал раз в пару лет. Хотя есть публика, которая не пропускает ни одной любопытной программы и бывает здесь примерно 12 раз за сезон.

— А с какого возраста, на ваш взгляд, нужно посещать концерты классической музыки?

— Смотря какие программы. Например, Московская филармония сейчас делает для детской аудитории какие-то невообразимые, фантастические вещи. И за пару часов по интернету разлетаются абонементы на весь сезон вперед. Мы пробовали сделать такую программу — люди просто не пошли. Я поражаюсь, почему?



— Расскажите о гастролях Российского национального молодежного симфонического оркестра, которым вам предстоит дирижировать в октябре.

— Недавно Россия воплотила в жизнь идею национального молодежного оркестра. Меня пригласили в Москву, где мы с этими молодыми музыкантами сыграли концерт в честь Дня Победы. В результате возникла идея гастролей в Беларуси с моим участием как дирижера. Российский национальный молодежный симфонический оркестр даст концерт в Витебске 14 октября, а затем в Минске 16 октября. С оркестром приезжает пианист Филипп Копачевский, который будет играть 2-й концерт Рахманинова. Поскольку оркестр молодежный, то даже ведение концерта очень оригинальное и неформальное.



— Если говорить о новом поколении музыкантов: как обстоят в Беларуси дела с молодыми маэстро? Подросла смена, есть кому доверить оркестр?

— Дирижеры такие вредные — до 90 лет не выпускают из рук палочку! (Смеется.) Если серьезно, когда-то я начинал в Большом театре, будучи молодым, но уже главным дирижером. Для руководителя оркестра возраст в 30 с чем-то лет — вообще ужас. Когда у тебя под боком находятся народные артисты! Я посчитал нужным окружить себя молодыми ассистентами, стажерами — и теперь это всем известные и очень солидные музыканты, как Вячеслав Чернухо-Волич, Андрей Галанов, Михаил Синькевич, работающий в Мариинском театре, Игорь Бухвалов, работающий в Нью-Йорке… Целая плеяда, и всем находилось какое-то дело. Сейчас такую работу у нас, к сожалению, системно не проводят. Некоторое время назад я был приглашен в Большой театр оперы и балета — там одни «монстры» остались, нет молодых дирижеров! Но я смог сюда, в филармонию, пригласить Юрия Караваева — это в молодежной когорте фамилия достаточно серьезная, с перспективой.



— Вы известны своим трепетным отношением к исполнению музыки белорусских композиторов…

— Миссию открытия белорусских произведений мы непременно продолжим. В начале сезона у нас будет важный и непростой проект, который посвящен 90-летию Евгения Глебова, и сделать его нужно не формально, для галочки, а чтобы было интересно публике. Чтобы звучали не только знаменитые сюиты из «Тиля Уленшпигеля» или балета «Мечта», но и новые для нас вещи из нотного архива. Мы работаем с вдовой композитора, в оцифрованном архиве Глебова больше 100 дисков, на которых хранятся и его оперетта «Миллионерша», и опера «Мастер и Маргарита» по Михаилу Булгакову, и все его балеты… Это ближайшие наши планы, но в течение сезона мы, конечно, к белорусской музыке обратимся еще не раз.


Новый сезон в Белгосфилармонии, который начнется 20 сентября, по традиции откроет Государственный академический симфонический оркестр Беларуси под управлением народного артиста Александра Анисимова.
ovsepyan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter