Петр Зайцев в спорте уже более полувека, но по-прежнему мечтает найти и вырастить чемпиона

Влюбленный в полет

В зале прыжков на батуте СДЮШОР Вилейского райисполкома много ребятни. Пока одни взлетают к потолку, другие отрабатывают кувырки и иные элементы. Тренер отделения Петр Зайцев говорит: прыжками на батуте в городе занимались практически все дети.


Кто-то пришел на несколько тренировок, а потом переключился на другие занятия, кто-то надолго остался в этом виде спорта. Специалисту сложно подсчитать, сколько ребятишек прошло через его тренерские руки, — их сотни.

В  прыжках на батуте Петр Зайцев больше полувека. В советские времена на престижных соревнованиях блистали его воспитанники Евгений Дреер и Татьяна Мамай, сейчас — Иван Литвинович, не раз заявлявший о себе на юниорском уровне, а полтора года назад ставший серебряным призером чемпионата мира в индивидуальных прыжках и обладателем золота в командных соревнованиях. Петра Ивановича не раз награждали почетными грамотами и званиями, а совсем недавно тренеру вручили медаль «За трудовые заслуги». 


Спортивная карьера Петра Зай­цева была не очень долгой. Сначала занимался легкой атлетикой, а когда в Вилейку переехал тренер Виктор Чекалов, перешел в акробатику.

— Это была новинка, в те годы все хотели стать циркачами, — рассказывает Петр Зайцев. — У нас было много показательных выступлений — устраивали акробатические представления и на 1 Мая, другие крупные праздники… А потом прыжки на батуте и акробатику разделили, и тренер предложил мне сконцентрироваться на батуте. Это родственные виды — что там сальто, что здесь. Отличие только в сетке под спортсменом. Поначалу мы занимались в третьей школе после уроков. Техничка мыла полы, а мы расстилали дорожки, тащили ковры. У нас не было специализированного зала — его открыли только перед Олимпийскими играми 1980 года. 

Вспоминая свою карьеру спорт­смена, Петр Иванович говорит: самый яркий момент, приходящий на ум, — соревнования, на которых их четверка стала мастерами спорта в Минске. Помнятся, конечно, награды, завоеванные на спартакиаде школьников, первенстве Союза…

— В тренеры перешел, поскольку в семье сложилась непростая ситуация, — продолжает Петр Зай­цев. — Отец умер, а жить как-то надо было. Виктор Андреевич Чекалов предложил попробовать себя в новой роли. Может быть, увидел потенциал. А я был влюблен в свой вид спорта, поэтому согласился. Первые воспитанники-то были не намного младше меня. Мне 20 лет, им по 14. Тем не менее тогда я был для них авторитетом — все же мастер спорта, выступавший на всесоюзных соревнованиях. 

Недостатка в желающих заниматься в те годы не было. Приходили многие, до спортивных разрядов и серьезных успехов дошли единицы.

— В ребенке очень трудно разглядеть талант. Многие начинают хорошо, а потом не хватает смелости. Раскрываются дети тоже по-разному. Бывает, кажется, что ничего особенного нет, а спортсмен дорастает до кандидата в мастера спорта. Случается, что и талантливые ребята бросают. Наш вид очень непростой: спорт­сменам надо выполнять десять элементов высокого уровня сложности, да еще и на батуте. Здесь нужны и отменная координация, и физические данные, и решительный характер, и трудолюбие.


За годы работы в прыжках на батуте Петр Иванович наблюдал, как развивается его любимый вид спорта. Становились сложнее соревновательные программы. Вместо снарядов, которые называли «крокодилами», появились современные. В судейство добавилась электронная составляющая: теперь под ножками батута устанавливают специальные датчики, фиксирующие, в какой точке приземлился спортсмен, на какую высоту он взлетел.

— Конечно, это очень сильно повлияло на объективность судейства, — говорит Петр Зайцев. — Раньше ведь как было: судьи сидели по бокам от батута, вдоль длинных сторон, следили за выступлением спортсмена. Сейчас же любой спорный вопрос — согнул спортсмен ноги или нет, допустил ли повтор элемента — решается просмотром видеозаписи. Все это пошло на благо нашему виду спорта. Но путь к соревнованиям долгий. Чтобы вырастить чемпиона мира, надо найти спортсмена, воспитать его — проделать очень много работы.

Сейчас тренер занимается с ребятами 8—9-х классов, есть в его группах и выпускники, планирующие связать свою жизнь со спортом — поступать в Белорусский государственный университет физической культуры. В следующем году у него появится еще одна группа — детишек, которые начнут все с нуля. Петр Иванович замечает: их еще надо заинтересовать прыжками на батуте, ведь сейчас в Вилейке выбор, чем заниматься, очень широкий — есть баскетбол, плавание, гребля, футбол, карате, акробатика, танцы…

Говоря о нынешних своих воспитанниках, Петр Зайцев не скрывает: пока среди ребят не видит тех, кто по уровню в ближайшее время может приблизиться к успехам Ивана Литвиновича. На чемпионате мира 2019 года, кроме медалей, наши батутисты завоевали олимпийские лицензии на Игры в Токио и сейчас усиленно готовятся к главному старту четырехлетия. Потому и Ваню в Вилейке видят очень редко — в основном он на сборах национальной команды.

Иван Литвинович.
— О шансах наших спортсменов на Олимпиаде говорить не стану, неблагодарное это дело. Следить за соревнованиями, конечно, буду. Если честно, бывает, даже не смотрю трансляции с крупных турниров. Не скажу, что очень эмоционально слежу за ними, но переживаю сильно, поэтому для меня лучше потом узнать результаты, особенно если проходит что-то грандиозное. 

Петр Иванович в следующем году отпразднует юбилей — 75 лет. Тренер по-прежнему работает — каждый день, кроме выходных, проводит в зале с подрастающими спортсменами больше четырех часов. В свободное время с удовольствием трудится в собственном огородике, где разводит цветы. О полученной медали «За трудовые заслуги» специалист говорит: приятно, что его работу оценили. А свою мечту формулирует просто:

— Найти еще кого-то талантливого и порадовать как себя, так и других его успехами. Словом, хочу еще поработать. Вдруг повезет отыскать нового чемпиона?

past@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter