Новый подростковый тренд — обвинять и требовать

Виноватые взрослые

Дочка решила принять участие в конкурсе сочинений, я ж, конечно, поддерживаю. По условиям нужно написать послание взрослым об этом мире.

— О чем ты хочешь сказать?

В ответ я услышала обвинительную тираду, суть которой заключалась в том, что мы, взрослые, считаем, что состоятся и быть счастливым может только успешный человек, а ведь счастье — это то, что люди должны получать безо всяких условий. Хочешь быть счастливым — будь им. А мы, взрослые, со своей гонкой за успехом обезображиваем планету и общество и все равно несчастливы… Безусловно, есть в этой мысли зерно со смыслом, но меня тревожит другое.

После того как 23 сентября 2019 года в Нью-Йорке на саммите ООН по климату 16-летняя Грета Тунберг выступила с эмоциональной четырехминутной речью на экологическую тему и высказала множество обвинений политикам, которые поглощены борьбой за власть, «сказками про рост экономики», передвижением границ отдельных государств и государственных союзов, но не принимают никаких эффективных действий для предотвращения экологической катастрофы, которая, по мнению Греты, неумолимо надвигается на человечество в связи с происходящими климатическими изменениями, в мир улетел новый подростковый тренд — обвинять и требовать. Яростное выступление девочки с сердитым взглядом и толстой косичкой через плечо, конечно, не могло не понравиться даже тем подросткам, которые плохо разбираются в вопросах экологии. И чистота планеты для них не суть, а то давно бы уже научились прибираться хотя бы дома, смысл для них в одном: взрослые много требуют от нас, но они сами вдоль и поперек вовсе не правы. Не тому учат, не к тем идеалам стремятся. Этот нигилизм, подростковое отрицание ценностей предыдущих поколений не нов, и я подозреваю, что сама природа заложила такой механизм, чтобы ребенок смог отпочковаться от своей семьи, сперва вступив в конфликт, а после и вовсе уйдя на довольно далекое расстояние, чтобы найти там себе пару не из своей общины. Для этого и нужна подростковая агрессия к близким предкам. Но тут уж просматривается нелюбовь ко всему роду человеческому и непонимание, что они, дети, пришли в этот мир как следствие определенных поступков и решений своих нелепых, вовсе не правых родителей.

И меня тревожит этот обвинительный тон, потому что я вижу, что причина его в неведении. Все тренды современного воспитания базируются на уважении к личности ребенка, на охране его границ и понимании его проблемы. Там, где раньше били по мягкому месту, теперь разбираются в кризисах трех, семи и последующих лет. Там, где в дремучие былые времена батька стучал по столу и решал, теперь бабушки-дедушки-мамы и папы кумекают на семейном консилиуме, как подстроить взрослые интересы под детей. И у меня складывается впечатление, что детская психика начинает воспринимать важность собственной персоны довольно неадекватно. Мы, взрослые, отвоевавшие, построившие, создавшие, заработавшие и, наконец, родившие, слышим упреки в своих ошибках. Но разве возможно прожить активную жизнь без поступков, которые приводят не к тому результату? Да, мы наделали косяков, но мы действовали. И вот моя дочь, жизнь которой полностью отстроена мной и мужем, уподобившись активистам борьбы за мир и здоровую окружающую среду, совершает попытку не донести информацию, а сразу обвинить. И я слышу прямо, как на переменках между собой они все время осуждают своих нерадивых предков, критикуя их манеру жить. И эти голоса рождают во мне понимание, что наша педагогическая стратегия утратила один важный момент: мы перестали учить детей уважать и быть благодарными. И, что еще важнее, мы не делаем так, чтобы они поняли, требовать что-либо у кого-либо бессмысленно. Хочешь изменить мир — иди, делай.

Стояние на площади с экологическим плакатом куда менее эффективно, чем создание в школе организации, которая добродушно и весело будет проводить всевозможные мероприятия по уборке города от мусора. Да хотя бы откажись от использования пластиковых игрушек. Их миллионы, и дети, те самые, которые потом станут обвинять нас в экологических катастрофах, сегодня лежат в магазине на полу, суча ногами, и требуют куклу в большой коробке. Они требуют новый смартфон, еще один пенал, они завалили весь дом жвачками для рук, и я отмываю эту химию от обивки, они расходуют интернет-трафик, который я оплачиваю со своей зарплаты, и при этом обвиняют меня в том, что я слишком много работаю и не умею быть беззаботной и счастливой. Но, будучи мудрой, я не буду обвинять, а лишь сделаю вывод: мы плохо информируем своих детей, как и что работает в этой жизни.

— Послушай, это не то, что мне, взрослой, интересно будет читать об этом мире. Напиши лучше, как ты его видишь и что сама лично собираешься сделать для улучшения всего вот этого. А еще лучше, если ты потом начнешь делать то, о чем напишешь.

Задумалась. Может, даже не будет участвовать в конкурсе. Она ж тоже, наверное, хотела выступить в ООН с гневной речью, а тут вон как получается — работать надо.

sulimovna@rambler.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter