Могилевчанин девятый месяц доказывает, что пластиковые окна в его квартире низкого качества и установлены с нарушением технологий

Вид на окна

Вот уже девять месяцев, как могилевчанин Антон Шимчук живет в особом режиме. Вместо того чтобы заниматься делом и зарабатывать себе на жизнь, тратит деньги на исковые заявления и юридические консультации. А началось все с установки пластикового окна и балконной рамы. Радостное, казалось бы, событие превратилось в большую головную боль: качество работ и самой конструкции оказалось ну очень далеким от стандартов. При этом компания, с которой горожанин заключил договор на поставку оконной рамы, признавать свои ошибки не спешит. В чем суть конфликтной ситуации? Почему ее решение затягивается? Ответы на эти и другие вопросы искала корреспондент «Р».

Реклама и реальность

Антон Валерьевич признался, что подрядчика выбирал не с бухты-барахты:

— Пересмотрел мно­го компаний и их продукты. Свой выбор остановил на одной из частных фирм. Хотя стоимость услуг в ней выше средней где-то на 100 долларов в эквиваленте, зато и дело свое там знают. Во всяком случае, так следовало из рекламного видео.

…Когда специалисты компании пришли к нему в квартиру, вспоминает могилевчанин, над душой не стоял — чтобы излишне не напрягать. Но, принимая работу, был ошарашен. Даже невооруженным глазом было видно: металлопрофиль балконной рамы ненадежный. Трубы сварены так, что в них есть трещины. Да и в самой раме из-за видимых перекосов створки открывающихся окон прилегают неплотно. Много претензий и к подоконнику балкона: в стыках — большие щели, к тому же местами он оказался под наклоном. Поставь горшок с цветами — может и упасть. А когда пошли дожди, вода вообще начала просачиваться внутрь. Этот список косяков, которые получил хозяин вместе с новым стеклопакетом, можно продолжать. Однако одна из главных проблем заключается в том, что нет гарантии, что рама не сорвется и не упадет на человека или автомобиль.

— А кто за это будет отвечать? Получается, я? — задается резонным вопросом Антон Валерьевич.

Перспектива на самом деле далеко не оптимистичная, но вполне реальная. Однако мирно договориться об устранении недочетов или возврате денег с главой компании не получилось. К слову, цену за работу фирма выставила немалую — более 1800 руб­лей в рассрочку. И часть этих денег могилевчанин уже успел выплатить.

Раз эксперт, два эксперт

Чтобы добиться правды, Шимчук обратился в Могилевскую городскую организацию защиты потребителей. Председатель Ольга Баранова рассказала, что они помогли горожанину написать претензию и порекомендовали провести экспертизу:

— Она выявила много нарушений. Были неправильно проведены замеры, неровно установлен профиль, есть вопросы к монтажу, сварочным швам. И это далеко не весь перечень недочетов.


Спорная ситуация перетекла уже в судебное русло — исковое заявление могилевчанин составил опять-таки при поддержке организации защиты потребителей. Однако дирекция компании с названными недочетами соглашаться не захотела, утверждая: фирма в ответе лишь за изготовление стеклопакетов, а товар — добротный. Если же говорить о качестве установки, то это вне ее круга обязанностей. Мало ли кто как смонтировал — в договоре речь идет лишь о купле-продаже!

— И это несмотря на то, что устанавливали раму приглашенные руководителем фирмы люди, — уточнил Антон Шимчук.

Как в итоге выяснилось — родственники главы компании. У ответчика не получилось оспорить этот факт. Тем не менее результаты экспертизы компания не признала. Правда, предложила некоторые недочеты устранить, причем за часть работ доплатить. Но такой вариант не устроил уже заказчика. Тратиться дополнительно, чтобы разрешить только малую толику проблем, — какой смысл?

И Антон Валерьевич обратился за помощью к другому независимому эксперту, который оценил уже качество стеклопакета. Экспертиза показала: есть изъяны и в самой конструкции, причем их немало. Однако ответчик не захотел признать в полном объеме и эти претензии, инициировав очередную экспертизу — судебную, третью по счету.

— Я зарабатываю на хлеб своими руками, но из-за судебного процесса, который длится вот уже несколько месяцев, вынужден отказываться от многих проектов. В итоге упускаю возможность заработка, и эти потери очень ощутимые, — констатировал Антон Шимчук.

Он признался, что за долгий период разбирательств и изучения различных документов, в том числе и ТКП, уже сам мог бы выступить экспертом.

— Пришлось вникнуть и в технологии, оценить не только качество материала и услуг, но также их реальную и рыночную стоимость. А она, — отметил горожанин, — немаленькая.

Больше пены?

Замена старых рам на пластиковые стеклопакеты вот уже более полутора десятков лет одна из самых массовых операций во время ремонта квартир. Фирм, которые готовы принять заказ, соответственно тоже много. Куда обратиться в поисках лучших мастеров и лучшей цены, каждый решает сам. И нередко наступает на грабли. Руководитель общественного объединения потребителей «Щит» Иван Русаков рассказал, что много раз ему приходилось отстаивать интересы граждан, имеющих претензии к качеству и установке стеклопакетов. По его наблюдениям, изготовители нередко обманывают своих клиентов, поставляя стандартные рамы, но выдавая их за индивидуальный заказ. Не соблюдают нормы толщины рамы и многие другие:

— После установки, к примеру, оставляют такие зазоры между стеклом и окном, что даже руку просунуть можно. Или действуют по принципу «больше пены — меньше стекла».

При этом, считает специалист, заметить халтуру в процессе монтажа непросто. Собственно, большинство заказчиков и не пытаются контролировать работу, доверяя специалистам. А в колокола начинают бить тогда, когда недочеты становятся очевидными. Ольга Баранова также подчеркнула, что удельный вес претензий граждан к качеству стеклопакетов и их установке в общем списке жалоб в Могилевскую городскую организацию защиты потребителей один из самых высоких. Нередко заказчики подписывают договор, не замечая того, что на самом деле он включает не весь комплекс услуг, а лишь продажу и покупку стеклопакетов без установки:

— А если об установке договориться на словах, то в итоге и предъявить претензии, получается, некому. Поэтому мы всегда подчеркиваем: внимательно читайте договор, не стесняйтесь задавать уточняющие вопросы. Отмечаем, что разумнее остановить свой выбор на фирме, которая имеет лицензию не только на изготовление оконных и дверных рам, но и на их установку. И напоминаем: согласно статье 31 Закона «О защите прав потребителей», граждане вправе предъявить требования, связанные с недостатками выполненной работы, если они обнаружены в течение гарантийного срока. Если таковой не установлен, то в течение двух лет со дня принятия выполненной работы. А в том случае, если исполнитель откажется устранять выявленные недостатки, — расторгнуть договор и потребовать возврата денег.

Правда, терпения и настойчивости в нелегкой борьбе хватает не всем. Некоторые, посетовав на проблемы со стеклопакетами, предпочитают найти еще немного средств и исправить недочеты, чем ходить по судам: дескать, так в итоге дешевле выйдет. Но Антон Шимчук намерен идти до конца:

— Быть может, мой пример для кого-то станет поучительным. Одни убедятся, что свои права можно и нужно отстаивать, а другая сторона будет знать, что за плохое качество придется отвечать.

markova@sb.by

Коллаж Юлии КОСТИКОВОЙ
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter