Сомнительные методы Данкверта не изменились за последние 15 лет

Ветеринары по указке завернут любого

Судя по развитию событий, глава Россельхознадзора в своих действиях и оценках руководствуется емкой фразой из русского фольклора: «Закон – что дышло: куда повернул – туда и вышло». Его умение  уж очень «вовремя» находить вредоносные бактерии и листерии в сельхозпродукции конкурентов не новость. Но господин Данкверт пошел еще дальше. Он, по сути, обвинил министров Евразийской экономической комиссии от Беларуси в лоббировании. 


«КОГДА мы вносим какие-то предложения и просим ЕЭК быстро принять меры, все понимают, что это невозможно, все выливается в бюрократическое бездействие, а наиболее остро противодействие ощущается в вопросах требований к молоку и молочной продукции, несмотря на то, что экспорт белорусской «молочки» ориентирован именно на Россию», — заявил господин Данкверт газете «Известия». Примером такого противодействия он назвал норму техрегламента, запрещающую производить питьевое молоко из сухого. Дескать, по методике, которую утвердила ЕЭК, выявить наличие сухого молока в питьевом сложно. 

Наша сторона не раз выражала удивление российским «находкам» такого плана. Заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия — директор Департамента ветеринарного и продовольственного надзора Александр Субботин не раз объяснял: в Беларуси избыток сырья, использование сухого молока в производстве цельномолочной продукции бессмысленно. 

Вчера ситуацию прокомментировал и член Коллегии ЕЭК (министр) по промышленности и агропромышленному комплексу Сергей Сидорский. Россельхознадзор при исследованиях молочной продукции навязывает странам союза некую методику иммуноферментного анализа, разработанную коммерческим предприятием ООО «ХЕМА». Комиссия обратилась с вопросом о правомерности ее применения в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. Более авторитетного органа по данной теме нет. Эксперты официально объявили: данная методика не внесена в Федеральный информационный фонд России по обеспечению единства измерений, не прошла научно-техническую экспертизу и поэтому не может применяться в сфере госрегулирования не только в РФ, но и в остальных странах ЕАЭС. Попросту говоря, ее ни для кого, кроме самих разработчиков, нет. Россельхознадзор неправомерно использует указанную методику, да еще и обвиняет Республику Беларусь в недобросовестности производителей молочной продукции, считает Сергей Сидорский и напоминает, что в прямые обязанности ведомства входит обеспечение соблюдения правил нормативных документов в Российской Федерации, а также норм, установленных в Евразийском экономическом союзе. Господину Данкверту надлежало бы серьезнее и активнее заниматься вопросами ветеринарно-санитарного контроля и надзора внутри РФ, а не бросаться обвинениями, переходя уже в плоскость политики.

Доступно и популярно высказывал свою позицию и член Коллегии ЕЭК (министр) по техническому регулированию Валерий Корешков. Метод иммуноферментного анализа, который навязывает Россельхознадзор,  мало изучен в применении к молочным продуктам и может привести к неоднозначным результатам: и ультрапастеризованное, и стерилизованное молоко будет давать положительные реакции независимо от того, есть там сухое или нет. Сегодня продолжаются научные исследования по определению критериев, позволяющих отличить восстановленное молоко от питьевого. Работу планируется завершить уже в этом году. Что в ответ предпринимает «непонятливый» глава российского ведомства? Обвиняет двух министров ЕЭК от белорусской стороны в бюрократизме, волоките и лоббировании. 

Что интересно, пожалуй, впервые солидаризировался с Данквертом и Минсельхоз России. По крайней мере, «Известия» пишут о претензиях аграрного ведомства к техрегламенту о безопасности пищевой продукции. С этого года запрещается  принимать на переработку сырое молоко и сырые сливки, полученные из хозяйств, где в течение последних 12 месяцев хотя бы одно животное переболело лейкозом. Российские ветеринары заявляют, что вирус убивается при 60 градусах и абсолютно безопасен для человека, но все их попытки изменить эту меру упираются в личную позицию министра по техническому регулированию ЕЭК, белоруса Валерия Корешкова, пишет газета. 

Давайте разберемся. Лейкоз крупного рогатого скота — это хроническая инфекционная болезнь опухолевой природы. Заразившись однажды, животные остаются инфицированными — внимание! – пожизненно, поясняет Валерий Корешков. Лечение таких животных бесполезно, их подвергают вынужденному убою. Не секрет, по отдельным регионам России заболевание лейкозом КРС составляет от 30 до 70 процентов. Так что Россельхознадзор, выполняя свои прямые обязанности по обеспечению эпизоотического благополучия в стране, должен развернуть работу с национальными производителями молока по снижению заболеваемости коров — лейкоза — на территории России, а не перекладывать проблемы «с больной головы на здоровую», резюмирует Валерий Корешков. 

Так о каком лоббировании белорусских интересов может идти речь? 

ПРИЧИНЫ претензий Россельхознадзора к нашей сельхозпродукции лежат на поверхности: Данкверт владеет активами в сфере, которую регулирует Россельхознадзор. И потом, знаете ли, опыт и практика. Еще в 2002 году, будучи первым заместителем министра сельского хозяйства России, Сергей Алексеевич на презентации Союза животноводов объяснил, что  самый мощный инструмент внешнеэкономической политики, которым располагает Минсельхоз, — ветеринары. По его словам, ветслужбе достаточно найти маленькую зацепку, чтобы остановить импорт продуктов из любой страны. И здесь, мол,  на помощь чиновникам тоже должны прийти производители. Замминистра предложил тогда животноводам найти подобную зацепку в Бразилии, которая значительно увеличила поставки свинины в Россию. «Ну не болеют у них свиньи, поэтому туда должен поехать наш свиновод и на месте найти причину для ограничения поставок», — коротко и ясно резюмировал Данкверт. 

Вряд ли даже высокопоставленный чиновник может рулить сельхозэкспортом Союзного государства вот так, наотмашь. В понедельник стало известно, что российское правительство получит право запрещать оборот товаров, поступающих из других стран — членов Евразийского экономического союза (Беларусь, Казахстан, Армения и Кыргызстан). Соответствующий законопроект подготовлен Минфином. По мнению авторов, он соответствует договору о создании ЕАЭС. Но как он согласуется с предусмотренной этим договором гарантией на свободу передвижения товаров внутри ЕАЭС, авторы документа умалчивают. 

Ведь понятно, не имея законных прав выстраивать  таможенный барьер на границе с нашей страной, Россия могла бы, если уж это дело принципа, проверять поставщиков и махинаторов внутри страны. Зачем подвергать ненужному риску партнерство с Минском. Да и с Астаной. Сиюминутная выгода дороже?

germanovich@sb.by

БЕЛТА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter