Сохрани свои берега

В поисках символа

В январе сорок дней прошло со дня внезапной смерти кумира миллионов болельщиков во всех концах света Диего Марадоны. В эти же дни в связи с очередным печальным событием поклонники вспомнили и другого легендарного футболиста — Эйсебио.

Коллаж Юлии КОСТИКОВОЙ

В принципе, у меня была возможность так или иначе пересечься и познакомиться с Диего Марадоной. Но как-то не вышло. Теперь скажу так: не успел. 

Зато о встрече и знакомстве с великим Эйсебио остались самые светлые воспоминания. В те такие же серые январские дни в составе небольшой белорусской делегации как член дисциплинарного комитета нашей федерации футбола я находился на одном из спортивных мероприятий в Париже. Тогда и довелось пообщаться с кумиром моего детства. Эйсебио понравилось мое короткое выступление, и в знак особого расположения он снял с лацкана своего пиджака значок с эмблемой федерации футбола Португалии и подарил его мне. Этот знак дружбы до сих пор хранится у меня. 

В тот период, когда так внезапно умер Эйсебио, я находился под санкциями ЕС и не смог приехать на похороны Черной Пантеры, которые состоялись на кладбище Лумиар. Как известно, через год правительство Португалии распорядилось перенести прах великого футболиста, прославившего страну на весь мир, в Национальный пантеон — церковь Святой Энграсии. 

Сейчас, когда я наконец получил полную свободу путешествий, надеюсь в скором времени навестить могилу своего кумира. Надо только дождаться окончания пандемии.

Об Эйсебио как о футболисте, проведшем в одном из самых звездных составов «Бенфики» пятнадцать лет, написано и сказано многое. Скажу, что особенно привлекало меня в нем как в человеке. Это изумительная скромность при всех его спортивных регалиях. Думаю, что этот великий футболист, как и я лично, не терпел выскочек и псевдогероев и всегда сторонился эмоциональных фанфаронов.

Почему мы вообще выбираем себе кумиров? Видимо, потому, что юношам и девушкам в юности нужны какая-то опора, символ, помогающие утверждаться в этой пугающей своей сложностью жизни. Это нормально. Главное — взять от кумиров лучшее и сохранить все свое. Да, мы осознаем, что не готовы и не сможем быть такими же известными и успешными, но всегда чувствуем свою уникальность, и наверняка найдутся те, кто готов полюбить и нас. Иначе не могли бы создавать пары и союзы на долгие годы, а то и на всю жизнь. Каждый из нас — это особый ручеек в безбрежной пустыне, и важно сохранить свои берега. Только так мы сможем оценить и полюбить других.

Продолжу, однако, говорить о футбольной тематике. Много лет проработав в отечественной федерации на общественных началах, видел и сталкивался, понятное дело, с разным. Переживал взлеты и падения нашей сборной команды. Общался с лучшими футболистами плеяды Эдуарда Малофеева. Вижу, как уже долгие годы отчаянно пытается наш футбол подняться на уровень той поры. Что-то получается, но чаще кажется, что прежний уровень утрачен безвозвратно. Принято считать, что в футболе, как и везде кругом, бал правят деньги. Дескать, сегодня нет таких средств на столь любимую нами игру, как раньше. Но это не так! На развитие этого вида спорта и сейчас тратится не меньше, а по некотором данным, даже больше средств. Как-то в одной из публикаций, анализируя состояние нашего футбола, я высказал предположение, что слабым местом является селекционная работа. Как пример приводил факты из нашего прошлого. В том же моем родном Бобруйске в годы детства проводились даже соревнования на первенство улиц. Вдумайтесь только — улиц! Я и сам участвовал в футбольных баталиях. Позже играл в таком замечательном всесоюзном турнире, как «Переправа». Там мы имели возможность из юношеского футбола перекочевать во взрослый.

Наверное, грамотная селекционная работа важна и сейчас. Но я уже не уверен, что это самое главное на данном этапе. Время-то другое…

На исходе минувшего года федерация футбола традиционно подвела итоги сезона. Названы лучшие команды, лучшие игроки. Все они по-своему достойные ребята. И все же думаю, что до лавров Сергея Боровского, Сергея Алейникова, Сергея Гоцманова, Михаила Вергиенко и целого ряда других, прославивших в свое время нашу Беларусь, им далековато. Перечисленные мною футболисты тоже не достигли славы Диего Марадоны и Эйсебио, но оставили свой заметный след и служили кумирами многим ребятам той поры. Обязательно надо вернуть ту славу!

И я почему-то верю, что сделать это удастся. В микрорайоне, где живу, две школы имеют хорошие футбольные поля с современным покрытием. Они никогда не пустуют. Слышны голоса ребят и звон мяча. На улице глубокая осень, а они в одних маечках и трусах. Глядя на них, я плотнее кутаюсь в теплую куртку и с надеждой улыбаюсь…
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter