В Беларуси выпустят инновационную ткань, не имеющую аналогов в СНГ

В мир по нитке

А вы знаете, что европейцы выстраиваются в очередь за белорусскими тканями? Причем речь сейчас идет не только о льне. Азиатский текстиль в последнее время дорожает, объем рынка хлопковых и шерстяных тканей снижается, а синтетических — стремительно растет. Вот этим некоторые наши производители успешно и пользуются. Но вот удастся ли им пользоваться удачно подвернувшейся возможностью долго — вопрос пока еще открытый. Говорят, что будущее — за принципиально новыми продуктами. Поэтому важно не упустить такую возможность для развития. Корреспондент «Р» попыталась разобраться, как наш легпром собирается конкурировать на мировой арене, когда в продаже появятся белорусские джинсы, а корпорация Ikea начнет использовать для мебели ткань c пометкой Made in Belarus.

Тренды на мировом текстильном рынке меняются: будущее — за принципиально новыми продуктами

Рецессию в легкой промышленности удалось остановить еще в прошлом году. Председатель концерна «Беллегпром» Николай Ефимчик настроен оптимистично: говорит, рост будет продолжаться. При этом ставка делается именно на развитие текстильной отрасли, от которой в дальнейшем зависит работа всего легпрома. 

— Тенденции такие: рынок тканей из натуральных волокон (хлопка и шерсти) падает на 5—7%, при этом объемы рынка синтетических тканей прирастают по некоторым видам до 20%. Мы должны быть готовы, что абсолютно вся новая продукция будет производиться внутри страны. Да, сегодня нет смысла соревноваться в выпуске простейшего ассортимента — трусов и маек — и конкурировать с азиатскими поставщиками, у которых свое сырье и дешевая рабочая сила. Мы выиграем, только выпуская новую высокотехнологичную продукцию с совершенно другой добавленной стоимостью. Результаты уже есть.

В качестве яркого примера Николай Ефимчик приводит ОАО «Моготекс». Эта компания — единственный представитель легпрома, который включен в госпрограмму инновационного развития. Это дает возможность инвестировать в уникальное производство 75,6 млн рублей. В результате в ближайшие два года здесь выпустят инновационный продукт, интересный не только для нашей страны, но для стран СНГ и даже Европы. Кстати, в концерне говорят, что сегодня в страну активно приезжают представители европейского бизнеса. Партнеры готовы увеличивать объемы закупок, расширять сотрудничество по готовым изделиям, в том числе по текстильным и обувным. Следует напомнить важный момент: в феврале этого года Евросоюз отменил квоты на белорусский текстиль, которые действовали с 1993 года. Именно этот шаг и усилил интерес к нашей продукции. Правда, напоминает Николай Ефимчик, у европейцев довольно высокие требования к качеству и экологичности продукции:

— Вот это как раз мы все и умеем. Здесь и хорошая логистика: намного ближе, чем поставки из Юго-Восточной Азии. Мы можем производить продукцию сложного исполнения. У нас перспективы есть, активно ведем переговоры. 

Гендиректор ОАО «Моготекс» Виктор Матиевич не скрывает: сильная зависимость от российского рынка и девальвация российского рубля в свое время чувствительно сказались на работе предприятия. Несколько лет ушло на то, чтобы ситуацию стабилизировать. Сейчас здесь решительно настроены диверсифицировать свой экспорт. По оценкам экспертов, даже если 25% экспорта уходит в страны с твердой валютой, это позволяет нивелировать колебания на традиционных направлениях. 

Отмена европейских квот пока только первый шаг, своеобразное снятие технических барьеров. Многие европейские компании отказывались от сотрудничества с нашими именно из-за технической волокиты. Сейчас же движение активизировалось. Правда, пошлины в размере 7—12% сказываются на ценообразовании. Белорусским производителям, чтобы быть конкурентоспособными, нужно снижать затраты. 

Кроме того, для завоевания новых рынков нужно что-то новое. Инновационное производство «Моготекс» позволит компании увеличить продажи вне рублевой зоны в шесть раз. Здесь будут готовить уникальный для рынка СНГ и даже Европы продукт. 

Доля инновационных тканей на «Моготекс» уже через несколько лет будет не менее 38%.

— Речь идет о тканях для защитной одежды от огня, тканях для спецодежды, которые будут выдерживать не 50, а 200 стирок. Будем выпускать светонепроницаемый материал для ночных штор без пленочного покрытия — это очень перспективное направление, особенно на рынке США. Кроме того, будут легкие и удобные структуры для спорта и туризма, декоративной группы и многое другое. Всего доля инновационной продукции к концу 2020 года в нашем ассортименте будет не меньше 38%, — перечисляет Виктор Матиевич. 

Более того, новое оборудование позволит компании выпускать мебельную ткань и другой ассортимент, в котором заинтересована глобальная корпорация Ikea, а не только российские гипермаркеты известного производителя.

МНЕНИЕ

Николай ЕФИМЧИК, председатель концерна «Беллегпром»:


— У нас есть образцы инновационной джинсовой ткани. Вы знаете, никогда еще не делали джинсы из льна, да еще с лайкрой. Пряжа получена — остался только вопрос цены и потребности рынка. Если мы сейчас можем купить туркменские джинсы за 20 рублей, то наши будут стоить около 100 рублей. Их никто не купит. Это эксклюзив, мы не спешим форсировать производство. Спокойно будем делать и поставлять в продажу. Это для гурманов, это совершенно другой внешний вид.

КСТАТИ

Уже в сентябре в составе «Моготекс» начнет работу кобринская швейная фирма «Лона». Присоединение дополнительных мощностей даст возможность увеличить выпуск готовых изделий до 40%. Помимо этого, новое швейное производство откроют в поселке Краснополье Могилевской области. Здесь будут отшивать спецодежду для российского рынка. Для того чтобы открыть 25 новых рабочих мест, на первом этапе в производство инвестируют 60 тысяч долларов.

konoga@sb.by

фото предоставлено ОАО «Моготекс»

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter