За призывы в социальных сетях к участию в несанкционированных мероприятиях, распространение угроз и фейков придется ответить по закону

В чатном порядке

Интернет перевернул многие сферы нашей жизни. По приблизительным оценкам, примерно 50 процентов новостей люди во всем мире узнают из Facebook, Twitter, «ВКонтакте» и других онлайн-платформ. Современные информационные ресурсы помогают безработным в трудоустройстве, студентам в учебе, маркетологам в продвижении товаров. Но есть у этого явления и обратная сторона. Сетевые ресурсы и мессенджеры все чаще используют для организации массовых протестов, раскачивания обстановки в стране и совершения «цветных революций». И это новый вызов для всех государств, требующий быстрого и адекватного реагирования, отметил Президент во время Послания белорусскому народу и Национальному собранию.


В  конце июля парламент Турции принял законопроект об усилении контроля за иностранными социальными сетями. Теперь Facebook, Twitter и Instagram будут обязаны открыть свои представительства в Турции. Они будут нести ответственность за публикацию на их платформах противоправного контента и обязаны принимать меры для пресечения распространения подобной информации. Еще раньше президент Дональд Трамп подписал указ о лишении социальных сетей иммунитета перед ответственностью за содержание постов и комментариев, оставляемых пользователями. А в прошлые выходные Трамп заявил, что намерен запретить работу зарубежной социальной сети TikTok в Соединенных Штатах. Тем самым США ясно дают понять, что все социальные сети на их территории должны находиться под контролем властей.

И это не сиюминутная прихоть, а вполне осознанная политика. Интернет давно стал частью политических технологий. До его появления власть в самых разных странах свергалась по методичкам американского профессора Джина Шарпа. Его теория так называемых ненасильственных действий, разработанная еще при СССР, насчитывает около 200 методов борьбы. Но старику Шарпу даже не снилась мощь новых подрывных возможностей через интернет. 

Переломным моментом стал 2011 год, когда по Африке и Ближнему Востоку прокатилась волна протестов граждан против власти. Тогда же в лексикон политиков и экспертов вошло понятие «революция социальных сетей». Например, основным инструментом демонстрантов в Тунисе и Египте в начале 2011 года были Facebook и Twitter. С их помощью митингующие координировали свои действия и организовывали массовые выступления. Крупные сетевые ресурсы стали главным рупором протеста в Украине в 2014 году.

У всех этих событий были разные координаты, причины, поводы. Но схема всюду одна и та же: через социальные сети, мессенджеры и прочие коммуникаторы вбрасываются острые информационные поводы, провокационные лозунги, фейки, инициируются дискуссии, что в итоге ведет к формированию протестного настроения. 

Новые медиа ничем не ограничены и занимаются массовым взломом сознания. Не бывает мирных протестов, майданов, революций по определению, потому что толпой управляют не разум, а эмоции, агрессия, инстинкты, говорит исследователь из Университетского колледжа Лондона Дэниел Ричардсон:

— Решения, принимаемые в группе, как правило, более предвзяты и менее разумны, чем те, что принимаются индивидуально. Люди часто принимают точку зрения большинства, даже если она заведомо неверна и при этом им приходится отрицать собственные ощущения. 

Вот в чем главная опасность несанкционированных акций. И вот для чего необходимо на законодательном уровне регулировать деятельность социальных сетей и мессенджеров.

— В данном случае безусловную опасность представляют не сами коммуникации, а люди, которые за этим стоят, организуют, направляют, привлекают и искусственно создают протестную массу и социально-политическое напряжение, которого на самом деле не существует, — отметил первый заместитель министра внутренних дел — начальник криминальной милиции Геннадий Казакевич. — Те несанкционированные общественно-политические мероприятия, которые имели место в июне и июле этого года, были инициированы в течение нескольких часов посредством социальных сетей и мессенджеров. И были они инициированы из-за границы. В дальнейшем все это действо было подхвачено, и мы были вынуждены на него адекватно реагировать.

Политический аналитик Александр Шпаковский также считает, что прошедшие акции не были самоорганизацией граждан:

— Общеизвестно, что команды они получали из различных чатов в мессенджерах. По большому счету, к этим акциям готовились. Репетиция такого рода проходила еще в 2019 году к парламентским выборам, когда по призыву одного из Telegram-каналов были попытки организации протестных акций в Минске. Пришло немного людей, но уже тогда пытались организовать столкновения с сотрудниками правопорядка.

В толпе размывается чувство ответственности, коллективно-бессознательное берет верх над сознательным. И человек готов решиться на то, что в одиночку никогда не сделал бы. Толпа знает, что ни за что не отвечает. Поэтому никаких ограничений в поведении нет.
Рейтер

По словам эксперта, сегодня только 4 процента граждан не имеют личного профиля в соцсетях:

— Поэтому именно в интернете был создан наступательный кулак, сосредоточена грязная кампания по дискредитации власти, которая продолжается на протяжении нескольких лет. Если мы посмотрим время появления этих YouTube- и Telegram-каналов — это примерно 2017—2018 годы. То есть несколько лет назад появилась целая сеть политизированных блогеров, виртуальных сетевых сообществ, которые были направлены на дискредитацию белорусской действительности, попытку заработать дешевую популярность на разных темах.

В связи с этим Геннадий Казакевич предупредил, что администраторы Telegram-каналов несут персональную ответственность за призывы к нарушению общественного порядка:

— Мы сталкиваемся с феноменом снятия социальных запретов, с так называемой социальной расторможенностью, когда пользователь, полагая, что он анонимен, не узнан, не распознан, думает, что с него снимаются все запреты. С правовой точки зрения неважно, как ты призываешь к массовым беспорядкам: стоя на площади или устроившись в удобном кресле где-нибудь за границей или у себя на даче. Важно, что ты это делаешь.

То же самое касается и угроз, которые поступают в адрес членов избирательных комиссий, сотрудников милиции и членов их семей. По словам первого заместителя министра внутренних дел, наивно полагать, что такие угрозы полностью анонимны и фейковая анкета или иные способы конспирации тебя спасут:

— Поверьте, у МВД достаточный набор инструментария и профессиональных навыков, чтобы рано или поздно таких людей найти. Поэтому каждый такой диванный тролль или виртуальный боец должен быть готов к тому, что после очередного поста, письма либо любым способом распространенной угрозы, клеветнических заявлений либо оскорблений мы его найдем и привлечем к ответственности по закону.

Безопасность — это то, чем всегда гордилась Беларусь. За годы независимости власть не допустила хаоса и беззакония в стране. В отличие от многих других стран нам удалось избежать «цветных революций», «розовых», «тюльпановых» и прочих переворотов, политических и социальных конфликтов. И это достижение мы все, каждый из нас должны ценить и беречь.

ТОЛЬКО ФАКТЫ

В Вашингтоне согласовывать акции протеста необходимо не менее чем за 15 суток. Иначе полицейские автоматически получают право арестовывать и разгонять демонстрантов, в том числе с применением спецсредств. В штате Калифорния за призывы к беспорядкам — штраф 1000 долларов и до года тюрьмы. А беспорядками считаются мероприятия с участием от двух человек, которые «совершают или угрожают насилием и беспокоят окружающих». Лишь за отказ выполнить требования сотрудника полиции можно получить пулю, не говоря уже о нападении на сотрудника. В Великобритании уведомление о проведении акции подается в полицию минимум за 6 дней, для признания беспорядков массовыми достаточно участия 12 человек. А участникам незаконных мероприятий грозит до 10 лет тюрьмы и крупный штраф. Во Франции Уголовный кодекс позволяет полиции применять силу в отношении сборища после двух требований разойтись. Умышленное его продолжение грозит тюремным заключением сроком на один год.

konon@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter