В Белорусском союзе композиторов отпраздновали день рождения, создали две новые традиции и возродили одну старую

Так случилось, что день весеннего равноденствия совпал с днем рождения Иоганна Себастьяна Баха, Модеста Мусоргского и белорусских композиторов Ольги Подгайской и Олега Ходоско. Правда, с Бахом неувязочка вышла: отмечали по юлианскому стилю, а по нынешнему получается 31 марта. Но главное – вместе, в своем, пусть маленьком, доме, с публикой, с интересными разговорами и с музыкой.


В 1970-1980-ых годах была в ходу грустная шутка: «Волк волку композитор». К счастью, давно канули в прошлое те недобрые времена, когда творческие люди сражались между собой за житейские блага, сыпавшиеся из дырявого государственного кармана. Сейчас всем понятно, что блага можно только заработать, а для этого нужно всем вместе расти и чутко ощущать общественные потребности.

Ольга Подгайская в свои 38 лет – один из самых ярких творцов новой белорусской музыки. У нее есть произведения для самых невероятных, по традиционным меркам, составов инструментов. Например, «Шесть дней молчания» для голоса, тубы, кларнета, литавр, виолончели и вибрафона. Или «Солнце сгорело» для валторны, маримбы и фортепиано.

У ее сочинений почти всегда очень интересные названия, которые направляют воображение слушателя по заданному пути.


Это потому что я деспот! – смеется Ольга. – Шучу, конечно. На самом деле, у меня нет выбора. Название рождается само.

Помимо композиции, Ольга закончила Белорусскую академию музыки по классу органа, и многие ее сочинения – это сложные композиции с участием органа. Пьеса «Туман» для органа с симфоническим оркестром, написанная в 2014 году по заказу Международного фестиваля Юрия Башмета, исполнялась в одном концерте с сочинениями прославленной русской авангардистки Софии Губайдулиной. Да и сама Подгайская отдала авангардизму немалую дань.

Впрочем, обычный слушатель больше знает Ольгу как автора музыки к немым фильмам, которые демонстрируются в рамках международного фестиваля «КИНЕМО». Ольга – один из организаторов и активных участников этого проекта. Больше того – она сумела привлечь к нему и своих учеников из детской музыкальной школы искусств № 3 имени Шопена. Под ее руководством дети из основанного ею ансамбля «Фредерики» озвучили мультфильм Лотте Райнигер «Золушка» и показали его на летней эстраде Музея-мастерской Заира Азгура.


Что было бы, если бы Бах переселился в наши дни? Ну, это же очевидно! – шутит Ольга. – Он захотел бы озвучить фильм на «Кинемо» и подружился бы с нами. Он создал бы оркестр странных инструментов и писал бы странную музыку. Как говорят мои ученики: «Бах – это композитор, который писал при луне, поэтому он ослеп и писал очень странную музыку. А так как эта музыка странная, ее исполняют во всем мире». На вопрос, какие еще композиторы жили в эпоху барокко, они отвечают: «Еще, наверное, сам Барокко, в честь которого названа эпоха!»

А еще Ольга учится у Баха быстро работать и много успевать.

Во времена Баха не было электричества, и воздух в органные мехи нагнетали специальные люди – кальканты, – объясняет она. – Им нужно было платить. А у Баха было 20 детей, и всех их нужно было прокормить. Из экономии он старался сконцентрироваться, чтобы как можно меньше времени тратить на занятия и меньше платить кальканту.


Баховский метод помог – список сочинений у Ольги немалый.

Но намного значительнее он у другого именинника – Олега Ходоско. Семь симфоний, пять балетов, несколько мюзиклов, добрый десяток ораторий и кантат, опера «Тень», плюс музыка к фильмам и спектаклям. И почти все это востребовано, звучит, исполняется, годами и десятилетиями не уходит из репертуара.

Именинников сердечно поздравила недавно избранная председатель Белорусского союза композиторов Елена Атрашкевич. Она призвала коллег активнее участвовать в общественной жизни, встречаться со слушателями, с молодежью, с детьми.

Школы готовы проводить творческие вечера, встречи, – сказала она. – Все в наших руках! Главное, чтобы мы были готовы, и чтобы это было нам в радость. Тогда и жизнь станет насыщеннее, ярче, интереснее!

В ответ заместитель председателя Белорусского союза композиторов Виктор Кистень торжественно передал Елене Викторовне картину Марии Бирюлиной «Калина». Это традиционный дар новоизбранному председателю от картинной галереи, располагающейся в помещении Союза еще с перестроечных времен.


Так встретились две традиции – старая и новая.

И еще одна новая традиция, начало которой было положено в этот вечер, – награждать деятелей культуры за активную пропаганду музыки белорусских композиторов. Этой чести удостоилась Оксана Богданова, директор Музея-мастерской Заира Азгура.

– Хочу вам сказать огромное спасибо, любимые композиторы, от самого музыкального художественного музея, – сказала в ответ госпожа Богданова, явно не ожидавшая такого поворота событий.

С особым чувством она обратилась к Ольге Подгайской:

Ольга, весь музейный мир тебя очень и очень любит, и следит за твоим творчеством. Не останавливайся, пожалуйста. Иначе мы пропадем.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter