В БЕЛАЗ открыли полигон для испытаний дизель-троллейвозов и представили опытный образец новейшего электросамосвала

Сегодня в БелАЗ продемонстрировали, насколько серьезно компания планирует заняться развитием «зеленых технологий». На предприятии открыли полигон для испытаний дизель-троллейвозов – перспективное направление эволюции карьерной техники, учитывающее мировые тенденции по использованию альтернативных источников энергии. Показали в действии и саму новинку. Но наибольший фурор произвел первый опытный образец электросамосвала, который уверенно проехал препятствия полигона, тем самым очевидно намекнув, что карьерный электротранспорт не технологии далекого будущего, а проект уже завтрашнего дня.


Мероприятию, посвященному открытию полигона, предшествовала минута молчания в память о павших в годы Великой Отечественной войны. Торжественный старт работе новой испытательной площадки дал министр промышленности Петр Пархомчик, председатель правительства Сахалинской области Алексей Белик, генеральный директор ОАО «БелАЗ» Сергей Никифирович, а также представитель потенциального заказчика опытной партии дизель-троллейвозов, председатель совета директоров «Восточной горнорудной компании» Олег Мисевра.
 
– Наши предприятия связывает долгая дружба. Представители компании БелАЗ неоднократно бывали на Сахалине. Сегодня мы можем гордиться нашей совместной работой и теми результатами, которые Восточная рудная компания добилась за последние годы. Я очень рад, что они выбрали именно белорусское предприятие, которое с честью выполняет поставленные задачи. БелАЗ всегда занимался бурной инновационной деятельностью. И сейчас мы присутствуем в реализации одного из уникальных проектов в сфере зеленых технологий. Заказчиком этих технологий выступают наши друзья из Сахалина. Для того чтобы конструкторы могли воочию увидеть это новое направление, понадобилось создать испытательный полигон, на котором можно произвести все необходимые доработки, – отметил в своем приветственном слове Петр Пархомчик.
 
Полигон на производственной площадке в Жодино был создан специально для испытаний дизель-троллейвозов с контактной троллейной линией общей протяженностью более 400 метров, 33 опорами и тяговой подстанцией мощностью 1,8 МВт. В ближайшие месяцы на нем будут проведены комплексные испытания, которые должны будут подтвердить прогнозные показатели эффективности троллейвозной модификации самосвала.


 
В качестве карьерного самосвала для изготовления дизель-троллейвоза выбран наш флагман в семействе грузоподъемности 220 тонн - карьерный самосвал БЕЛАЗ-75306. Дизель-троллейвоз БЕЛАЗ-7530Е оснащен новой системой управления тяговым электроприводом, а также имеет ряд особенностей по сравнению с обычным исполнением. На машине установлен дополнительный силовой шкаф с элементами системы защиты и диагностики с жидкостным охлаждением (совместная разработка ОАО «БелАЗ» и ОДО «СТРИМ», Могилев). Также внедрены органы управления троллейным режимом и установлено адаптивное программное обеспечении. Использование дизель-троллейвоза способствует сокращению выбросов вредных веществ в окружающую среду и улучшению экологической обстановки в карьерах и прилегающих регионах.
 
Кроме экологического фактора использование такой технике приносит и объективную выгоду. Так до 80 процентов снижаются расходы на топливо при движении под контактной сетью, до 20 процентов повышается производительность, увеличивается интервал технического обслуживания. С ростом стоимости нефти и дизельного топлива актуальность использования дизель-троллейвозного транспорта будет только расти.
 
В разговоре с журналистами генеральный директор ОАО «БелАЗ» Сергей Никифорович обратил внимание на принцип работы дизель-троллейвозов:
 
– Новинка – инновационное решение в строительстве карьерной техники. Принцип работы дизель-троллейвозов следующий: на тяжелых участках, где идет большой расход топлива, усиливаются выбросы загрязняющих веществ, происходит запитывание самосвала через линию электропередач и таким образом он двигается. Двигатель в это время находится на холостых оборотах, а это означает минимальные выбросы, минимальный расход топлива. Это существенно снижает затраты на содержание двигателя внутреннего сгорания, снижает потребление топлива, улучшает экологическую обстановку в месте разработки добычи полезных ископаемых.
 
По словам Сергея Никифоровича, партнер отечественной компании – Восточная горнорудная компания была одной из первых, которая захотела реализовать совместно данный проект:
 
– Он нашел свое место на нашем испытательном полигоне. В дальнейшем у нас есть соглашение о реализации этого проекта уже в промышленных масштабах на Сахалине. Это будет первый проект России такого плана, и мы планируем его в дальнейшем масштабировать на других рынках.


 Присутствовавшие на мероприятии представители органов государственной власти структур России и Беларуси высоко оценили не только научно-технический, но и экологический потенциал разработки. В процессе переговоров Петр Пархомчик и Алексей Белик пообещали приложить все усилия для того, чтобы помочь проекту реализоваться и стать ярким примером взаимовыгодной межгосударственной кооперации.
 
Эксклюзивной премьерой дня стала демонстрация опытного образца первого белорусского элестросамосвала. Сергей Никифорович прокомментировал появление новинки:
 
–Мы сделали небольшой сюрприз  – презентовали карьерный самосвал, который может работать без двигателя внутреннего сгорания. Здесь установлены аккумуляторные батареи. Дальнейшее наше развитие мы видим в гибридном исполнении дизель-троллейвоза без дизеля на аккумуляторе. На тяжелых ответственных участках машина будет двигаться, питаясь от линии электропередач. В забое и в отвале самосвал будет работать на аккумуляторной тяге.
 
Новая перспективная разработка – электросамосвал БЕЛАЗ-7558Е массой 76 тонн имеет грузоподъемность 90 тонн. Его максимальная скорость доходит до 64 км/ч. Полная мощность пятнадцати литий-ионных аккумуляторных батарей в сумме составляет 675 кВт/ч. БелАЗ один из первых изготовил электросамосвал такого класса. Конкурентов у машины практически нет. Машина обеспечивает снижение эксплуатационных расходов. Снижение затрат происходит за счет отсутствия ДВС и сопряженных с ним систем. Сокращаются затраты на техобслуживание и увеличивается производительность. Стоимость перевозки тонны груза гораздо ниже, чем на традиционном дизельном транспорте. По предварительным оценкам, экономия при использовании аккумуляторной машины по сравнению с серийным самосвалом БЕЛАЗ такой же грузоподъемности за 10 лет эксплуатации может составить около 1 млн долларов. Кроме того, улучшается и экологическая обстановка в местах эксплуатации электросамосвала.






 
kryzhevich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter