Мадонне пора уходить со сцены?

Ужель та самая Мадонна?

Пришествия Мадонны на «Евровидение» ждали так же, как Моисей и его соплеменники — манны небесной. Когда такое было, чтобы приглашенная дива априори затмевала всех участников? Но вот выступила поп-королева в Тель-Авиве — и какой-то странный остался осадочек. Свой хит 30-летней давности звезда спела так, что узнали его единицы, и то с трудом, и то к концу. Ноты не давались, голос дребезжал и срывался. В общем, если Мадонна взошла на сцену «Евровидения» безусловной поп-иконой, то покинула ее одной из слабейших участниц финала конкурса. «Как молодящаяся профурсетка с подбитым глазом», — язвят телезрители. Среди них трансляцию смотрела и одна из сегодняшних спорщиц и тоже разочарована страшно: «Время взяло свое...» Ее визави наблюдала номер воочию — и осталась при своем мнении: «великая и ужасная» Мадонна по-прежнему владеет аудиторией и умами, она свой трон не отдаст. А вы, уважаемые читатели, как думаете: пора ли «старушке» на покой?

Фото РЕЙТЕР

Ее время ушло


Людмила ГАБАСОВА

Скажу вам честно, Виктория, в ромашковой юности я считалась фанаткой Мадонны — вся стена в комнате была увешана ее постерами, по тем временам большим дефицитом. Как же она мне нравилась — бойкая, дерзкая, креативная! Даже в фильме «Кто эта девчонка?», который нынче никто и не вспомнит. Даже несмотря на то, что всегда было ясно: вокал — не главное ее оружие, более того — не оружие вообще. Вот выбор музыкального материала — да, образы — безусловно, эпатаж — кто бы сомневался. Она была модная, она была разная, за ней было интересно наблюдать еще 10 лет назад, когда она лихо отплясывала на роликах в Sorry. А сейчас стало стыдно слушать. Знаете, это такая особая, редкая разновидность стыда: когда кто-то что-то делает, а тебе почему-то мучительно неловко. Дожили, как говорится. Приплыли.

Так же внутренне неловко, думаю, было зрителям, когда великие старики ­МХАТа или Малого театра до последнего держались за свои звездные роли, увы, совершенно не соответствующие им по возрасту. Аркадию Райкину, которому под занавес карьеры трудно было даже говорить, но он все равно выходил на сцену, поклонники писали письма: мол, любим, но лучше вообще не выступайте, занимайтесь здоровьем. Родные прятали эти послания… Смешанные чувства наверняка испытывали и обожатели 70-летней Майи Плисецкой, которая уже не могла крутить фуэте — только красиво вышагивала по сцене и эффектно шевелила руками. А вот ее коллега Галина Уланова ушла в зените славы, без шлейфа печальных воспоминаний. А значит, ушла вовремя.

«Нет большей мудрости, чем своевременность» (Фрэнсис Бэкон).

Это само по себе большое искусство. Согласна с Ефимом Шифриным, пустившимся после «Евровидения» в философские размышления: «Вот кто точно знает, когда надо уходить? Старость не порок, это просто такое некошерное состояние, когда ты знаешь, как правильно играть Ромео, но играть Ромео тебе уже нельзя». Ну нельзя 60-летней певице, не попадая ни в одну ноту, петь звонкую Like а Prayer своей молодости! Это и для профессиональной репутации плохо, и для зрителей, и для следа в истории. Понимаю, сцена — наркотик, деньги — наркотик вдвойне, но в неадеквате человек обычно выглядит просто жалко. Да уж, я не хотела бы быть записанной в герои вчерашних дней...

Вообще, Вика, все в жизни надо делать вовремя, говорят психологи. В том числе уходить от мрачных мыслей, от тяжелых воспоминаний. Из отношений, изживших себя. От людей, разрушающих вас. И из профессии, в которой вы все, что могли, уже сказали. Это совсем не шаг назад — шанс найти нечто новое и, возможно, лучшее. Кто сейчас вспомнит, что Антон Табаков некогда был подающим надежды актером? Он мастодонт ресторанного бизнеса. Тетя Таня из «Спокойной ночи, малыши!» — Татьяна Веденеева — владелица успешного производства грузинских соусов. Любимая актриса Сергея Соловьева Татьяна Друбич рулит фармацевтической компанией. Круто поменяли свою судьбу по разным причинам многие актеры и певцы — и многие добились успеха на ином поприще. Их зовут на шоу и интервью уже в другом качестве, и они уже в нем интересны. Всегда думаю об этом, глядя на компанию эстрадных «сбитых летчиков» 1990-х, которые кочуют из программы в программу с надуманными историями, фальшивыми страстями и лицемерными воспоминаниями об ушедших коллегах. Тоже ведь свою копейку зарабатывают. Беда и тоска.

Не задушишь, не убьешь


Виктория ПОПОВА
Интересно, Людмила, как по-разному люди воспринимают одно и то же выступление: кому-то тыква мерещится на сцене, другому огурцы. Давайте я вам расскажу, какие эмоции мной овладели во время выступления Мадонны на «Евровидении». Я видела на сцене крутую «альфа-самку», которая «убирает» всех одним только своим полушепотом из-под капюшона, двести миллионов зрителей смотрят на мрачную драматургию ее номера, затаив дыхание. Мадам X реально последняя поп-икона поколения MTV, вечно молодая и непобежденная, может позволить себе любую выходку на сцене, и никто ей не указ — ни грозные представители коммерческих союзов, ни бессмысленная толпа хейтеров. Она пережила на своем веку немало приключений и из всех передряг вышла с многомиллионным состоянием, до сих пор возглавляя все мыслимые списки и чарты лучших.

В отличие от многих и многих героев вчерашних дней, от Принса до Майкла Джексона, она единственная выжившая участница поп-марафона, и то, как она сейчас выглядит, двигается, говорит и действует, заставляет меня верить, что неосознанно Мадонна всегда будет в авангарде, чуть-чуть впереди и выше всех остальных артистов. Во-первых, в силу своего колоссального опыта — послушайте, сегодня ведь смешно вспоминать, как в начале ­1990-х ее ругали представители самых разных сообществ за безнравственность, богохульство, вульгарность и откровенные костюмы. Это было в то самое время, Людмила, когда ваши стены были увешаны ее постерами. Зато сейчас комбинезоном и бикини никого не удивишь, как и поцелуем на камеру — у Мадонны теперь много подражательниц, от Бритни Спирс, Пинг до Леди Гаги. А тогда, в эпоху рокабилли, она была единственной и неповторимой, и каждый шаг «безголосой певички» Мадонны мужская часть мировой сцены воспринимала в штыки, ее хейтили музыкальные критики и рафинированные меломаны. Именно тогда, мне кажется, Мадонна почуяла этот кайф — быть не такой, как все, не следовать моде и даже самой себе. За 30 лет своей карьеры она неукоснительно следовала только одному правилу — удивлять, и ни разу не повторилась, этим и интересна, даже «сокрушительные провалы» у нее каждый раз новенькие: то бенгальского тигра задумает на сцену вытащить — и ей в этом откажут большие боссы музыкальной премии MTV. То в плаще от Армани запутается и рухнет на сцену со всей дури, и тогда дизайнер обвинит ее в скверном характере.

«Певица Мадонна — это охотница, мать, профессионал, лидер, анархистка, маркетинговый проект и оратор, помогавший женщинам-музыкантам в качестве противовеса многочисленным «альфа-самцам» поп- и рок-музыки»  (Тори Эймос).

Как постановщику грандиозных шоу Мадонне нет равных — и в Тель-Авиве она нисколько меня не разочаровала: во-первых, была хороша эта затянувшаяся интрига с ее появлением на сцене — какой будет номер, чем удивит, как облапошит толпу? О певице и подробностях ее выступления всю неделю таблоиды писали больше, чем обо всех участниках «Евровидения» вместе взятых. Сейчас, спустя неделю после конкурса, уже мало кто вспомнит имя триумфатора «евросонга», кто там победил?.. Зато имя Мадонны с информационных лент не сходит. Кем же ее считать? Старушкой в маразме или гениальной бизнесвумен? Накануне выхода своего нового альбома «Мадам X» она пиарит на всю катушку свою великолепную персону. Мало того что в рекламу диска еще ни копейки не вложила — за выступление в Израиле еще и круглая сумма упала ей на счет.

Беспрестанно качая мышцу в фитнес-центрах, Ефим Шифрин, на мой взгляд, упускает из виду очень важный факт — вместе с телом тренировать в XXI веке надо мозг. А Мадонна об этом не забывает. Она всегда учится, приспосабливается к новым музыкальным направлениям, сотрудничает с самыми продвинутыми музыкантами десятилетий, начиная от Патрика Леонарда, Уильяма Орбита, Канье Уэста до рэппера Куаво. А могла бы вместо этого всего по стадионам гонять под фонограмму единственный хит, например Like a Prayer, как это делают многие наши исполнители, и косить деньги. Вот уж где по-настоящему беда и тоска. Так что, эй, дорогие друзья, Мадонна не промахнулась. И вы ее не убьете. Она будет вожаком стаи еще не раз.

Брейк!


Неужели и впрямь кто-то считает, что в 60 лет можно петь так же голосисто, зажигательно и с безукоризненным попаданием в каждую ноту, как в 30? Собственно, вряд ли этого ждали от Мадонны ее фанаты и просто зрители «Евровидения». Скорее, всем интересен был сам факт появления на сцене поп-легенды 90-х. И она не только появилась, но и в очередной раз заставила говорить о себе весь мир. В итоге имя звезды на слуху, немалые деньги в ее кармане, да и публике, раздосадованной фальшивым пением, тоже есть о чем поговорить. Но если Мадонна не испытывает неловкости на сцене из-за своего далеко не идеального вокала, зачем по этому поводу переживать ее зрителям? Тем более что очевидно же: время не щадит и королев. Да, трудно не согласиться с Людмилой в том, что все в жизни надо делать вовремя. В том числе и уходить из профессии, в которой добился ошеломляющих высот, если впереди маячит стремительный спуск... Но что-то мне подсказывает, что Мадонну все же рано списывать со счетов. И тут я солидарна с Викторией, что королева поп-сцены подбросит нам еще не один повод поговорить о ней. Даже если это будет очередным «жутким зрелищем», о котором сейчас взахлеб пишет пресса.

Лилия ХЛЫСТУН.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter