Прививки помогли человечеству выжить и победить опаснейшие болезни

Укол, изменивший мир

Вспышки инфекционных болезней, о которых до пандемии COVID-19 мы вспоминали от случая к случаю и чаще всего, когда собирались на отдых в экзотические страны, бывают слишком опасны и разрушительны. Иногда, чтобы взять заболевание под контроль и снизить смертность от него в десятки раз, недостаточно определенного количества переболевших, в этом случае спасти может только прививка. Сотням миллионов людей в мире удалось выжить благодаря изобретению вакцин.

Коровья услуга

Фото  pexels.com
В средние века смертность от оспы доходила до 80 %. Больше 300 миллионов погибших в мире — это только в течение XX века. Гнойные нарывы и страшные муки приводили к смерти почти 30 % заразившихся оспой, выжившие либо слепли, либо оставались со страшными отметинами на лице.

Попытки создать действенное лекарство от страшной болезни велись давно и безу­спешно. Первое официальное свидетельство о времени изобретения вариоляции (так называется метод активной иммунизации против натуральной оспы, основанный на введении содержимого оспенных пузырьков больного человека) относится к 1717 году, пишет historymed.ru. Оно было отмечено женой английского посла в Константинополе леди Вортлей-Монтэгю, которая познакомилась в турецкой столице с одной молодой черкешенкой, защитившей свою внешность от оспы вариоляцией. Греческие врачи, давно знакомые с вариоляцией, разъяснили леди Монтэгю значение прививки, и она, убежденная их доводами, произвела вариоляцию себе и двоим своим детям. В 1721 году Монтэгю вернулась в Лондон и сообщила о своей счастливой находке. Для проверки ее сообщения произвели прививку натуральной оспы семерым преступникам, осужденным на смерть, пообещав им освобождение, если опыт удастся. Когда обнаружилось, что все семеро подвергнутых вариоляции прекрасно перенесли прививку и таким образом оказались застрахованными от оспы, все королевское семейство последовало примеру леди Монтэгю.

После этого вариоляция начала распространяться по Англии и далее по всему континенту. Однако не без серьезных препятствий. И это несмотря на то, что в защиту опробованного метода раздавалось немало авторитетных голосов. К примеру, передовые врачи и сам Вольтер настоятельно рекомендовали вариоляцию. Привившие себе оспу российская императрица Екатерина II и австрийская эрцгерцогиня Мария-Терезия усердно продвигали эту идею среди своих подданных. Тем не менее находились медики, которые заявляли, что таким образом люди дерзают бороться против высшего предопределения, а многие служители церкви видели в этом методе «дело дьявольское». Справедливости ради отметим, что метод не отличался безопасностью: примерно каждый 30-й привитый пациент в итоге все же заражался не легкой, а тяжелой формой оспы и умирал.

В 1776 году английский врач Эдвард Дженнер обратил самое пристальное внимание на тот факт, что доярки на фермах, переболев коровьей оспой, никогда не заболевают оспой человеческой. Взяв это наблюдение за основу, он в течение многих лет разрабатывал способ вакцинации (слово «вакцина» — от латинского «вакка» — «корова»), который в итоге принес спасение миллионам людей от ранее непобедимой болезни. Прорыв наступил в 1796 году. Именно тогда Дженнер решился на весьма сомнительный с точки зрения медицинской этики эксперимент, который, впрочем, прошел более чем успешно. Сначала ученый привил штаммом коровьей оспы 8‑летнего мальчика Джеймса Фиппса. У ребенка вокруг надрезов появились краснота и нарывы, температура тела повысилась, но этим ограничились все болезненные процессы. Когда мальчик полностью выздоровел, Дженнер… заразил его вирусом натуральной оспы. Однако болезнь не развилась. Через несколько месяцев Фиппсу сделали вторую прививку натуральной оспы, спустя пять лет — третью. Джеймс не заболел ни разу. Это было второе рождение оспопрививания.

Несмотря на всю убедительность метода, находились и его ярые противники, склонные во всем видеть «теорию заговора» (здесь уместным будет вопрос, насколько поумнело человечество за прошедшие несколько сотен лет, ведь и сегодня мы наблюдаем похожую картину). Известный лондонский врач того времени Мозелей писал: «Зачем понадобилось это смешение звериных болезней с человеческими? Не просматривается ли в этом желание создать новую разновидность вроде минотавра, кентавра и тому подобного?» В англосаксонских странах создавали «противовакционные» комитеты, призывающие отказываться от прививок. Они выпускали листовки, изображающие рогатых людей с копытами на ногах. Это означало, что люди «унижают» себя до животных, получая прививочный материал от телят. Особенно сильны были нападки со стороны духовенства, которое видело в открытии Дженнера «посягательство на промысл Божий». Однако конец полемике, завязавшейся между сторонниками и противниками оспопрививания, положила первая же эпидемия оспы, пощадившая громадное количество тех, кто прошел вакцинацию.

Столбняк новорожденных

Вакцинация в СССР была массовой: прививали от дифтерии, туберкулеза, столбняка, оспы, кори и т.д.
fotostrana.ru
Острую инфекционную болезнь, вызываемую спорами бактерии Clostridium tetani, мы знаем под названием «столбняк». Эти споры обнаруживаются повсюду в окружающей среде, особенно в почве, золе, кишечнике/фекалиях животных и людей, а также на поверхности кожи и ржавых инструментов, таких как гвозди, иглы, колючая проволока и т.д. В связи с устойчивостью спор к высоким температурам и большинству антисептиков они могут жить годами.

На связь между ранениями солдат и развитием у них столбняка обратили внимание еще врачи древнейших цивилизаций Египта, Греции, Индии и Китая. Впервые клиническую картину этой болезни описал Гиппократ, сын которого умер от столбняка. Изучением этого заболевания занимались Гален, Цельс, Аретей, Авиценна, Амбруаз Паре.

Любой человек может заболеть столбняком, но чаще всего и в наиболее тяжелой форме ему подвержены новорожденные дети и беременные женщины, которые не были в достаточной мере иммунизированы вакцинами, содержащими столбнячный анатоксин. Столбняк в течение беременности или в первые 6 недель после ее завершения называется «столбняк матерей», а столбняк в первые 28 дней жизни — «столбняк новорожденных».

Эта болезнь, по данным ВОЗ, до сих пор остается серьезной проблемой общественного здравоохранения во многих частях мира, особенно в бедных странах, где охват иммунизацией остается низким, а роды протекают в антисанитарных условиях. Столбняк новорожденных развивается в случае перерезания пуповины нестерильными инструментами или прикрытия остатка пуповины загрязненными материалами. Факторами риска являются также принятие родов людьми с грязными руками или на загрязненных поверхностях.

Научное изучение столбняка началось во второй половине XIX века, причем мероприятие по поиску эффективного противодействия болезни по праву можно назвать интернациональным. Возбудитель инфекции был открыт почти одновременно в 1883 году русским хирургом Нестором Монастырским и в 1884-м немецким ученым Артуром Николайером. Чистую культуру микроорганизма выделил в 1887-м японский микробиолог Сибасабуро Китасато, он же спустя три года получил столбнячный токсин и совместно с немецким бактериологом Эмилем Берингом создал противостолбнячную сыворотку. В 1923 году французский иммунолог Гастон Рамон получил столбнячный анатоксин, который стал применяться для профилактики заболевания.

В 2015-м около 34 тысяч младенцев во всем мире умерли от столбняка новорожденных. Это на 96 % меньше по сравнению с 1988 годом, когда примерно 787 тысяч малышей погибли от этой инфекции в первый месяц жизни.

Ужас родителей

Полиомиелит убивает намного меньше людей, чем оспа или столбняк, однако не отличается милосердием к выжившим.

Заражаются полиомиелитом в основном в детстве. Вирус проникает в организм через рот, затем попадает в кровь и поражает нервную систему, часто вызывая неизлечимый паралич. По большей части он поражает ноги, но каждый десятый пациент умирает от удушья в результате паралича легочных мышц. Единственной надеждой таких больных оставалась искусственная вентиляция легких внутри специальных камер, созданных в 1920-х годах и получивших название «железные легкие». В этих металлических коконах люди проводили недели, а иногда и всю оставшуюся жизнь.

В отличие от той же оспы полиомиелит не имеет внешних признаков. Именно поэтому инфекционная природа этого древнейшего заболевания (есть все основания полагать, что полиомиелит был известен в Древней Греции и Древнем Египте) была установлена только в 1905 году шведским врачом Иваром Викманом. Но еще почти полвека не было никакой возможности взять заболевание под контроль. Лишь в 1952 году американский врач Джонас Солк создал инактивированную вакцину, а в 1959-м стали массово применять оральную вакцину Альберта Сейбина, которую можно глотать, а не получать в виде инъекции. До конца 60-х годов прошлого века даже выпускали конфеты (драже) с вакциной внутри. Заболеваемость полиомиелитом в США и Европе резко пошла на спад.

В 1988 году ВОЗ объявила о начале программы по искоренению полиомиелита во всем мире. В 1994-м свободными от болезни, прозванной «ужас родителей», были объявлены США, в 2000-м — Китай, Япония и Южная Корея, в 2002-м — Европа, в 2014-м — Юго-Восточная Азия. По экспертным оценкам, благодаря вакцине от полиомиелита в мире остались в живых полтора миллиона человек и 18 миллионов могут ходить.
В 2019 году в опубликованном ежегодном списке ВОЗ самых глобальных угроз человечеству первую десятку возглавило популярное нынче антипрививочное движение. В организации уверяют: сегодня это страшнее загрязненного воздуха, климатических изменений и ВИЧ.
В ТЕМУ

Остановить врага на пороге

Многие молодые родители сегодня отказываются от обязательных прививок детям. Как это влияет на детский иммунитет? Нет ли опасений, что такими темпами к нам скоро вернутся столбняк, дифтерия и коклюш? Эти вопросы мы задали
доценту кафедры эпидемиологии БГМУ, кандидату медицинских наук Майе Бандацкой:

— На состояние самой иммунной системы никак не повлияет ни наличие, ни отсутствие прививок. Процессы, подобные тем, что запускаются при введении вакцины, проходят в нашем организме ежедневно и ежечасно. Мы живем в нестерильном мире, и иммунная система ограждает нас от «нарушителей границ» нашего организма, запуская реакцию иммунного ответа. Однако при первой встрече с возбудителем болезни на это уходит достаточно много времени, микроорганизм успевает размножиться, а часто и распространиться с током крови по всему организму. Иммунная система уничтожит возбудителя болезни, но при этом проявятся симптомы заболевания. Важная особенность иммунитета — способность учиться и формировать иммунологическую память. В «картотеке» иммунной системы останутся «фото» и «отпечатки пальцев» возбудителя, и при следующей встрече она остановит его еще на пороге. Вакцинация — способ познакомить иммунную систему с «врагами» до того, как они впервые попадут в организм.

Однако не при каждом заболевании иммунная система успевает справиться при первой встрече. Именно против таких возбудителей в первую очередь создавались вакцины. Столбняк здесь фаворит — без лечения это смертельное заболевание. И при лечении, даже начатом достаточно рано, человек часто остается инвалидом. Избежать заражения и влиять на распространение возбудителя в настоящее время просто невозможно. Бактерия размножается в кишечнике человека и животных (не причиняя вреда), в итоге обнаруживается в пробах почвы в 50—100 %, с пылью может оказаться практически на любой поверхности. Но опасной она станет только при попадании в рану. Любая рана, в том числе ожоги и обморожения, укол шипом розы и никем не замеченная маленькая безобидная заноза могут впустить столбнячную палочку. В бескислородных условиях она начинает продуцировать смертельно опасный токсин. Именно от него создает защиту прививка. Защитить от столбняка способен только собственный иммунитет, коллективный никак не может помочь в данной ситуации. И то, что сейчас столбняк благодаря вакцинации встречается редко, никак не снижает риск заболеть при отсутствии прививки.

При дифтерии, как и при столбняке, вводится анатоксин и создается защита только против токсина. Поэтому здесь тоже не идет речь о ликвидации инфекции. Нас могут окружать привитые носители коринебактерии или больные локальными формами дифтерии, клиническая картина у которых практически не отличается от ангины, вызванной другим возбудителем. Если они привиты, то могут никогда не узнать, что перенесли дифтерию, но при этом заразить непривитого человека.

В 90-е годы, во время эпидемии дифтерии, писали о случаях, в том числе летальных, когда привитая в детстве мама становилась источником инфекции для своего непривитого ребенка. Но когда привитых людей много, коринебактерии, способные продуцировать токсин, реже встречаются. Это свойство становится для них невыгодным. Опасные штаммы формируются и легко распространяются там, где низкий уровень охвата вакцинацией среди детей и взрослых. Не так давно вспышки дифтерии регистрировались в Украине, ее туда завезли из Индии.

В отношении коклюша, к сожалению, те схемы вакцинации и вакцины, которые доступны в нашем календаре профилактических прививок, призваны только снизить тяжесть заболевания и защитить детей дошкольного возраста. Чем младше ребенок — тем опаснее для него коклюш. Ребенок до года с коклюшем сразу попадает в реанимацию, так как в любой момент у него может остановиться дыхание. Большая часть привитых когда-то школьников и взрослых болеют коклюшем в легкой форме. Первые две недели больной наиболее заразен, а характер кашля в этот период еще ничем не выдает коклюш. Поэтому источников инфекции вокруг достаточно много и каждый кашляющий — потенциально серьезная опасность для непривитого малыша. Для контроля циркуляции возбудителя коклюша необходимо введение в календарь бесклеточных вакцин для школьников и взрослых. Они только недавно стали доступны в нашей стране на платной основе.

КСТАТИ

Одной из ключевых фигур в новейшей истории антипрививочного движения стал лондонский врач Эндрю Уэйкфилд. В 1998 году он опубликовал доклад, в котором связал аутизм и болезни кишечника с MMR (комбинированной вакциной против кори, свинки и краснухи, которую вводят детям). Позже доказали: исследование было сфальсифицировано. По сути, Уэйкфилд его и не проводил. Доказали в том числе, что он получал проценты от судебных исков родителей детей с аутизмом к производителям вакцины. Несмотря на то что выводы Уэйкфилда были опровергнуты авторитетнейшими учеными, а его имя удалено из медицинского регистра Великобритании, после его заявлений был зафиксирован массовый отказ от вакцинации детей. Только в 2004 году число маленьких британцев, привитых вакциной MMR, уменьшилось на 100 тысяч. Это привело к росту заболеваемости корью в стране.

ФАКТ

За последнее столетие вакцины помогли значительно снизить вред от многих болезней. Около 2,6 миллиона человек ежегодно умирали от кори до тех пор, пока в 1960-е годы не началась прививочная кампания от этого заболевания. По данным ВОЗ, с 2000 по 2017 год уровень смертности от кори в мире сократился на 80 %.

statnews.com

Всего несколько десятилетий назад миллионы людей пали жертвами полиомиелита — заболевшим грозили паралич или смерть. Сегодня же эта болезнь практически исчезла.

lvk@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter