Дело об избиении трехмесячного ребенка рассматривает суд Быховского района

Удар до хруста косточек

Напомним, 13 марта этого года младенца из Быховского района вместе матерью  госпитализировали с переломом плеча в отделение травматологии Могилевской областной детской больницы. Сопутствующим диагнозом были многочисленные гематомы и ушибы на теле и лице. Оказалось, побои и травмы нанесла сыну мама. Через несколько часов ее прямо из больницы забрали в милицию.


Показания на суде Ольга Гаврикова не давала, да и объяснить, почему мать избивает своего малыша, вообще вряд ли возможно…

Первые следы побоев на теле маленького Стасика появились 8 марта, после того как его мать с бабушкой отметили женский день, выпив граммов по 100 водки. Синяк на пояснице ребенка обнаружила бабушка, когда позже пеленала его. Догадалась, что удар был нанесен материнской рукой. Но Ольга отмахнулась — мол, случайно получилось.

На самом деле, как свидетельствует протокол допроса, младенец заплакал в коляске, мамаша положила его на диван, проверила, чист ли памперс, попыталась его покормить, дала лекарство от вздутия живота. Но это не помогло — мальчик не унимался. Потом был довольно сильный удар в поясницу, дважды — в живот. Эту вопиющую хронику избиения суд изучал детально.

Кулаками пыталась унять ребенка Ольга и на следующий день, который у них с матерью начался с пива. От удара в живот мальчик закричал еще сильнее, у него носом пошла кровь. Утерев ее, родительница еще больше разозлилась из-за того, что бедняжка отказался есть. Снова удар — по плечу, дважды, без замаха, буквально до хруста косточек. На допросе мать признается, что ручка с того момента у сына оставалась неподвижной, только пальчики немножко шевелились. «Думала, что это простой вывих». А в больницу не пошла, «потому что не знала, что делать». Ребенок плакал теперь практически непрерывно.

Потом было 10 марта, когда после выпитых матерью 100 граммов она била его уже по лицу. Потому что пыталась кормить, а сын «ничего не хотел».

Когда 13 марта маленького Стасика осмотрел доктор на плановом обследовании в Могилевской областной больнице, куда родители привезли его на УЗИ головного мозга и консультацию невролога, были обнаружены не только множественные ушибы и подкожные гематомы, но и то, что у ребенка не двигается правая ручка. После снимка врачи диагностировали перелом плеча.

Медикам и милиции Ольга Гаврикова объясняла, что сын получил травмы, когда упал с дивана. Но потом следователям призналась, что врала, опасаясь, что «заберут детей».

Уголовное дело по обвинению Ольги Гавриковой в избиении беспомощного младенца рассматривается в суде. Уже прошло несколько заседаний, очередное назначено на 5 июля. Опрашиваются свидетели, изучается семейная ситуация. А дети сразу после заключения матери под стражу изъяты и находятся в детских учреждениях на гособеспечении. Прежде в поле зрения органов опеки и милиции эта семья не попадала и в списке находящихся в социально опасном положении не состояла. Теперь скандально прославилась на всю страну.

В доме, где проживает в Быхове Гаврикова, из взрослых еще живут мать, ее брат и сожитель обвиняемой, который официально является отцом младшего ребенка. Кроме Стаса, у нее еще растет трехлетняя дочь Ксения. Мужчины работают, женщины должны были смотреть за хозяйством и детьми. На суде выяснилось, что ссоры в семействе происходили часто. Между сожителем Андреем и дядей. Между Ольгой и Андреем. И камнем преткновения опять оказывался пострадавший малыш. Дяде-дедушке младенческий плач мешал спать. Андрей обвинял Ольгу в том, что ребенок для нее обуза.

Законные интересы трехмесячного Стасика сейчас представляет методист отдела образования Быховского райисполкома Татьяна Семина. Она рассказала, что отец мальчика сразу после случившегося высказывал намерение забрать обоих детей под свою опеку и готовит соответствующие документы. Чтобы забрать из детского дома старшую Ксению, ему надо будет официально ее удочерить.

Больше всего шокирует очевидная банальность и обыденность этой истории. В ожидании приговора, чтобы исключить морализаторство и оценочные выводы, мы обратились за комментарием к могилевскому практикующему психологу Наталье Евтиховой:

— О материнской агрессии мы публично почти не говорим. И подобные случаи, всплывая на поверхность, превращаются в громкие дела. Профессиональный взгляд психолога в подобной ситуации направляется в историю жизни матери, начиная с ее детства и заканчивая браком. Ребенок оказывается беззащитной и самой доступной жертвой, буквально «подушкой для битья», в которую она лупит из-за собственной неудовлетворенности в семейной жизни, обид, таких же проявлений жестокости в прошлом по отношению к ней. Если учесть экспертное заключение о ее психологическом здоровье, причина, скорее всего, в ее собственном детстве или в отношениях с отцом ребенка. К сожалению, не у всех матерей после рождения детей просыпается материнский инстинкт, заблокированный тоже в детском возрасте. Случаев, когда мать проявляет агрессию, несоизмеримую с «провинностью» ребенка, гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Большинство подобных трагедий остаются семейной тайной. Но ведут к неизбежным последствиям — в будущем дети, подвергавшиеся в первую очередь материнской агрессии и жестокости, в своей взрослой жизни продолжают ее проявлять или сами страдают синдромом жертвы. Закрывать глаза на эту проблему нельзя. Очень важно подобные семьи, особенно многодетные, грамотно сопровождать психологическим службам. И говорить о необходимости преподавания семейной психологии в школах, где объясняется цель и смысл создания семьи. Ведь ребенок от любимого мужчины никогда не будет обузой для матери и объектом ее агрессии, а, наоборот, будет всегда вызывать в ней чувство нежности, заботы и любви.

garaninova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter