Как репродуктивные технологии помогают бесплодным парам

У вас будет ребенок

По данным мировой статистики, практически каждая пятая пара слышит страшный диагноз — бесплодие. Еще больше тех, кто хотя бы раз в жизни имел проблемы с зачатием. Но, к счастью, в большинстве случаев такой диагноз — не приговор, и врачи могут помочь бездетной паре стать родителями. О проблеме бесплодия и о последних достижениях ВРТ мы поговорили с директором Центра вспомогательной репродукции «Эмбрио» Олегом Тишкевичем.


— Проблема действительно есть, и за каждой такой ситуацией — не только человеческие судьбы, история отдельной семьи. Присутствует еще и социальная, демографическая составляющая. Мы часто говорим о старении населения, но не это страшно. Страшно то, что мы рожаем все меньше детей. В большинстве семей — по 1 — 2 ребенка. Вторая проблема появляется, когда молодые пары не спешат становиться родителями, откладывая этот вопрос на потом. Отсюда и многие проблемы с зачатием. Чем раньше мы задумываемся о рождении детей, тем выше шансы забеременеть как естественным путем, так и с помощью репродуктивных технологий. Ведь, несмотря на все достижения медицины, природу не обманешь, и с возрастом фертильность женщины сильно снижается.

— Насколько сильно?

— Врачи не случайно говорят: лучше всего подумать о материнстве до 35 лет. Запас яйцеклеток у женщины ограничен. С рождения у женщины заложено природой около 1 миллиона яйцеклеток. К половому созреванию у девушки остаются уже около 300 — 400 тысяч. А к климаксу — всего 5 — 10 тысяч. Процессы, когда яичники начинают очень резко стареть, запускаются к 35 годам. В итоге и тот «запас» яйцеклеток, что остается у женщины к этому возрасту, может не дать положительного результата. Увеличиваются и риски рождения малышей с патологиями, осложнений при беременности и родах. Так, если у женщин до 35 лет шанс появления ребенка с синдромом Дауна составляет 1 случай на 1.500 — 2.000, то в 40 лет — уже 1 на 100.


— Когда супругам пора задуматься о том, что проблема есть и уже стоит обратиться к врачам?

— Бесплодие по классификации ВОЗ — это неспособность сексуально активной, не использующей контрацепцию пары добиться беременности в течение одного года. Но не стоит бояться такого диагноза. Во многих случаях можно добиться наступления беременности естественным путем, без технологий ЭКО.

— И какие есть альтернативы?

— Лучший вариант деторождения — когда все происходит с минимальным вмешательством, естественным путем. И сначала нужно всячески попытаться восстановить естественную фертильность. Провели обследование, нашли причину. К примеру, воспалительный процесс у женщины, гормональные нарушения или же слабая активность сперматозоидов у мужчины. Тогда назначается лечение, устраняется причина — и наступает беременность. Другой вариант — хирургическое вмешательство, чтобы устранить некоторые анатомические или физиологические нарушения. После того как мы нашли проблемы и откорректировали их, но беременность все равно не наступает, однозначно не надо затягивать — это уже показания для проведения ЭКО.

— Раньше, если прибавления в семье не случалось, то в большинстве случаев причина была в женщине. Сейчас мы все больше слышим и о мужском бесплодии. Какие технологии могут помочь здесь?

— Сегодня мы практически не сталкиваемся с изолированным, только женским либо только мужским бесплодием, чаще всего те или иные проблемы есть у обоих. Поэтому и обследование нужно проходить вдвоем. Причем проще всего его пройти мужчине. И раньше в ряде случаев, если проблемы были в нем, мужчина никогда бы не смог стать отцом. Методика инъекции сперматозоида в цитоплазму яйцеклетки — ИКСИ — произвела революцию в борьбе с мужским бесплодием. Появилась она в 1992 году, у нас — уже через три года. И теперь мужчина даже с одним, очень слабым сперматозоидом имеет шанс: его просто сразу же подсаживают в цитоплазму яйцеклетки. Но существуют патологии, когда их вовсе нет в эякуляте. Тогда есть шанс получить сперматозоид хирургическим путем прямо из яичка мужчины.

— Но если мы говорим даже о самых последних достижениях вспомогательных репродуктивных технологий, то и они не гарантируют 100‑процентного результата…

— Считайте сами: по данным ВОЗ, у совершенно здоровой пары вероятность забеременеть в течение одного месяца естественным путем — около 20%. Конечно, в течение года при регулярной половой жизни этот процент накапливается.

А при проведении ЭКО хорошим результатом считаются 30 — 45%. Получается, что здесь шансы даже выше, чем задумано природой.

Но и этот процент можно увеличить. Стандартная процедура ЭКО не подразумевает генетическое исследование эмбрионов, после забора врачи ориентируются лишь по внешним показателям: с виду здоровый, красивый... А какой он внутри и нет ли там хромосомных патологий? В мире разработаны и нами успешно внедрены в практику программы генетической диагностики эмбриона. В чем суть? Эмбрион на ранней стадии развития имеет несколько клеток, из которых можно взять одну и сделать генетический анализ. Благодаря возможностям современной эмбриологии (новые методы культивации клеток и эмбрионов, современные методики криоконсервации), достижениям генетики появились новые программы преимплантационного генетического тестирования эмбрионов (ПГТ). Эмбрион выращивается до 5 суток, он становится достаточно большим, у него уже есть определенный набор клеток, из которых одну‑две можно извлечь безопасно. Эмбрион замораживается методом витрификации, а мы спокойно исследуем генетику биопсийного материала — клетки трофоэктодермы. И вот у нас есть 4 эмбриона, они все внешне хороши, а мы выбираем из них лучшего и здорового генетически. Этот подход дал не только двойной контроль, но и поднял планку наступления беременности еще на 5 — 10%, что очень повышает шансы тем женщинам, у кого они и так минимальные. Кроме того, в последующем снижается риск выкидыша, потому что часто это происходит и по причине хромосомной патологии эмбриона.

Фото Артура Прупаса.

— Вы знаете, скольким детям помогли появиться на свет?

— Точную статистику мы перестали вести после трех тысяч рожденных малышей. Сегодня появление детей после ЭКО — рутинная медицинская практика. Каждый день в Беларуси рождается как минимум один ребенок, зачатый с помощью ВРТ. По разным данным, в мире с помощью ЭКО рождены от 6 до 8 миллионов детей. В Европе в год на свет появляются 150 — 200 тысяч деток после ЭКО. В отдельных странах этот показатель достигает 5% от всех младенцев. В Беларуси ежегодно проводится около 3,5 тысячи процедур ЭКО. И если учитывать, что в среднем в 35% случаев они успешны, то выходит, что около 1.000 новорожденных — «дети ЭКО». А наши первые дети родились еще 24 года назад.

По самым скромным подсчетам, в Беларуси уже около 15 тысяч малышей появились на свет с помощью экстракорпорального оплодотворения. Они уже имеют своих детей, совершенно здоровых, родившихся естественным путем.

Так что в ЭКО нет ничего страшного, иногда это действительно может быть единственным шансом иметь свою полноценную семью.



Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter