Разговор по душам: три истории молодых людей, уволившихся из армии и нашедших себя на гражданке

Цитаты из дембельского альбома

Сейчас в стране идет осенний призыв. Тысячи новобранцев примут присягу. Некоторые призывники относятся к современной армии с опаской, судят о ней по слухам и форумам в интернете. Корреспондент «Р» обратился к первоисточникам — поговорил с парнями, которые ушли в запас прошлой осенью или этой весной: как армия изменила их жизнь, чему они научились за время службы и где устроились.


Влад Полыко: «ушел в армию сразу после медового месяца»

Влад работает на БЖД инженером-механиком. В прошлом октябре женился, а уже в ноябре пошел служить на полгода. 

— Моя рота обеспечения учебного процесса обслуживала 227-й общевойсковой полигон «Борисовский» — парк машин, три десятка единиц грузовой и легковой техники,
— воспоминания армейской жизни еще свежи в памяти Влада. — Часть компактная: баня, плац, клуб и одноэтажная казарма после капитального ремонта. Все эти полгода ходил в наряды по роте и по парку. 

В части солдатам разрешали носить при себе кнопочный телефон и включать его в восемь вечера для звонков домой. 

Огневая подготовка у бойцов была не самая усиленная. Как вспоминает Влад, автомат почистил, сдал и редко с ним виделся. Назвал даже точное число произведенных выстрелов — шесть раз по восемь патронов. Дедовщины в части не было: за полгода произошел один межличностный конфликт, который разрешился разговором на повышенных тонах. 

Влад ушел в армию, можно сказать, взрослым человеком, с высшим инженерным образованием, и его навыки были востребованы у офицеров — работал на компьютере, поэтому дополнительные обязанности обошли его стороной. Влад делал отчеты, составлял методички, писал приказы: 

— Все идут листья убирать, а я — работать за компьютером. 

Влад признается, что в армии постройнел. На гражданке он не следит за питанием, любит сладкое:

— По пять раз в день на работе чай гоняешь, да еще с печеньем вприкуску. В армии же пища без соли, вареная, строго по расписанию. Усидчивости на службе научился, раньше не мог даже дождаться метро: десять минут на перроне казались пыткой. Закончил автошколу после университета, но не сдал в ГАИ, а после армии решил закрыть гештальт — удачно.


Александр Ловцов: «отслужил полтора года ради своей мечты»

Саша вернулся из армии в прошлом ноябре. Отучился полтора года на строительной специальности, понял: не его. Забрал документы. Сейчас перепоступил в родной БНТУ, учится на инженера-программиста на факультете информационных технологий и робототехники, очно, платно. После армии год готовился к ЦТ — физика, математика и русский язык. Взахлеб читал специальную литературу — закупил электронные книги и учил язык программирования Python. Применить себя хочет в Big Data или работать с нейросетями. 

— Рад, что отслужил вовремя,
— Саша ни секунды не пожалел об армейских буднях в Воложине, в 153-й радиотехнической бригаде, где заступал на боевые дежурства. — Сидел за компьютером, слушал диапазон коротких волн. Реальная работа подбадривала, что занимаюсь чем-то полезным. Служба шла быстро. В казарме появлялся поесть и поспать — много времени проводил на дежурствах и в нарядах. 

Саша из Минска. Друзья посещали по мере возможностей, а кто не мог — звонил, поэтому парень из тусовки не выпал. А это для него важно. Саша модник: стильная прическа и трендовый лук. Даже в армии старался быть на стиле:

— В первый период стригут под насадку, во второй можно оставить полубокс, а в третий — и проборы. Случай был: в столовой глаз офицера из штаба упал на «модную» стрижку одного из бойцов. Сказал, чтобы завтра прическа у солдата была такая же, как у него, и показал на свою лысину. Мы устроили флешмоб — вся бригада постриглась под насадку. 

— Вынес из армии бенефитс (выгоду. — Прим. авт.) — много читал, — речь Саша сдабривает англицизмами и компьютерными терминами. — Как человек технократичный, в армии испытывал информационный голод.

Саша — парень крепкий, 193 сантиметра ростом, занимается баскетболом, со школы — бегом, что в армии окончательно вошло в привычку. Только по вечерам. Все же утром заставить себя встать на пробежку могут единицы. Стал педантичным в хозяйстве — максимум грязную кружку в мойке оставит.

Василий Герман: «после армии обрел уверенность в себе»

Василий — мастер строительных и монтажных работ на МАПИД. Ушел в запас также в прошлом ноябре. Мой ровесник — 24 года, из Барановичей. Закончил строительный факультет БНТУ. По распределению и попал на МАПИД, отслужил год и вернулся на свое место. Парень решил: раз уж суждено отслужить — место выберет из предложенных по вкусу — и попал в в/ч 2007 в Минске, в группу связи и обеспечения Государственного пограничного комитета. Бойцы возили командование, были связистами. У Василия с баранкой не срослось — всю службу ходил в наряды по роте и по парку. По этому поводу особо не переживает: 

— Конечно, водителю и привилегий больше — командира все-таки возишь, но и отвечать нужно за автомобиль по технической части, за внешний вид транспорта. 


Наряды давались Василию легко. Он ответственный человек: выполнит поставленную задачу в точности как надо, и командиры меньше сил тратят на объяснение.

Добрым словом вспоминает учебу в Соснах под Минском. 

— Марш-бросок на пять километров с автоматом, вещмешком, — Василий отводит глаза, вспоминает с легкой улыбкой на лице: — В армии было много времени подумать о жизни. Полюбил читать. С толком и чувством перечитал «Люди на болоте» Мележа из школьной программы. В «армейке» не хватает романтики что ли, хоть в книжке ее найдешь.

Василий не из тех, кто бьет себя в грудь: не служил — не мужик. Но сам прошел службу и гордится этим. Принимал присягу на белорусском языке, что только подчеркивает трепетное отношение парня к этому важному моменту. Армия по-хорошему вытянула Василия из зоны комфорта: 

— В универе меня можно называть натуральным ботаником. Если что-то непонятно — переспрашиваю, прошу помощи. Раньше стеснялся. В характеристике после одной из производственных практик так и написал: «Скромный парень». Приглашал на свидание: «Ты не можешь встретиться…» — неуверенно, мягко и уступчиво, а сейчас: «Я хочу с тобой встретиться». Поменялась риторика жизни. После армии поубавилось эгоизма. У меня в подчинении бывает и до двадцати человек, большинство из них значительно старше по возрасту. За время службы наблюдал, как обращаются начальники с подчиненными, перенял навык деликатно и доходчиво доносить задачи.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter