Блокировка в соцсетях – это смертельно или ничего страшного

Цифровое судилище

На неделе крупные соцсети заблокировали аккаунты Дональда Трампа и его соратников, обвинив их в подстрекательстве к насилию. Сетевой остракизм потряс общественность, люди говорят и спорят о том, что же означает вечный бан в соцсетях: безграничную власть цифровых олигархов, конец демократии или ничего ужасного не произошло? Участники нашей рубрики переживают этот казус по-разному. Одна оплакивает свободу слова, цифровой концлагерь ей представляется самым страшным среди тех, что были придуманы. Ее оппонент воспринимает соцсети не так драматично: он пытается развенчать их значимость в нашей жизни, оставляя им лишь незавидную роль сливного бачка.

Любопытно, чей прогноз на будущее предпочтет наш кремнеподобный рефери?  Чья точка зрения ему окажется ближе?


Запреты во имя свобод

С грустной улыбкой вспоминаю, с чего мы пару лет назад начинали споры о соцсетях. Помнишь, Роман? За невинные посты в соцсетях увольняли учителей, танцовщиков, маркетологов или полицейских. Мы возмущались и негодовали. Сегодня за неосторожные высказывания в вечный бан улетел президент США, самой, как декларируется, демократичной страны мира. Улетел, как это ни парадоксально, во имя свобод: один из функционеров соцсетей высказался в том духе, что да, мы запрещаем Трампа, но делаем это из добрых побуждений, чтобы «улучшить коммуникацию и помочь бороться с фейками». И здесь есть над чем задуматься, недаром всю неделю блокировку их рыжего активно обсуждают в медиа.

«В соцсетях вы потихоньку превращаетесь в идеально выдрессированную собаку, а может, и во что-то более неприятное, скажем в лабораторную крысу или даже робота».  (Джарон Ланье, футуролог, программист).

Первое, о чем хочу сказать, что мятежный Дональд был активным пользователем соцсетей, в какой-то момент он понял, что общаться со своими избирателями удобнее без посредников и фактически отменил такой институт, как СМИ. Он шпарил в Twitter свои мнения по поводу и без, приводя в восторг поклонников и наверняка удручая журналистов пула. По сути, супруг красивой Меланьи отбирал хлеб у телевизионщиков и газетчиков, заставляя задумываться о будущем профессии: уцелеют ли репортеры в принципе, если сегодня каждый пользователь интернета сам себе блогер и, не побоюсь этого слова, инфлюенсер. Искренне тебе признаюсь, в какой-то момент неуемное блогерство Трампа меня вдохновляло, ну действительно, зачем нужны вольные, порой агрессивные интерпретаторы речей из враждебных СМИ, если любое сообщение подписчикам можно сделать напрямую и моментально в своем аккаунте. Пройдя земную жизнь до половины, я до недавнего времени возлагала большие надежды на интернет и соцсети как на удобную площадку для вольного общения. Степень своей наивности в полной мере прочувствовала во время выборов в нашей стране, когда в стихийной ярости сетевые оппоненты, бывало, теряли рассудок и совершали поступки порой необъяснимые — травили друг друга, банили, составляли черные списки неугодных и так далее и так далее. До смешного доходило, знакомясь в Tinder с целью романтических отношений, отказывали себе в интимной близости, если у партнера была аватарка не того цвета.

Блокировка Трампа стала последним гвоздем в крышку этого виртуального гроба. Соцсети — это игра без правил, в любой момент тебе может прилететь не только открытка с черной меткой, но также пожизненный бан от цифровых олигархов, и ты лишишься своей уютной площадочки в один клик модератора. Если твои слова и оценки не совпадают с их мнением — давай, до свидания. Меня еще ни разу не блокировали, но под бан в Facebook попадали некоторые из моих коллег за то, что их мнения по тем или иным вопросам отличались от «общепризнанных» на площадке, свое собственное видение и личная картина мира категорически не приветствуются в соцсетях, где всех пользователей мало-помалу обучают мыслить в одном, выгодном для модераторов направлении.

Может показаться, что мы уже это слышали и проходили и что в советское время тоже была цензура и она была ужасной. Но похоже, что людям здравомыслящим обходить ее в ту пору удавалось намного легче, чем теперь. Я сужу об этом хотя бы по тому культурному наследию, которое осталось нам от той «страшной» эпохи. В наше же цифровое время обегать флажки «политкорректности» — дельце хлопотное, всепроникающие архитекторы «правильного» мнения не оставляют нам шанса хоть изредка, хоть иногда задаваться невинными вопросами на своих собственных страничках. Чуть что не так — бан, запрет во имя свобод, пожизненный эцих с гвоздями. Вот, кстати, Данелия свою антиутопию «Кин-дза-дза» в советское время создал, а кто, скажи мне, из современных режиссеров, обласканных «политкорректными» фестивалями, может сравниться с ним пророческим даром и мощью замысла? Вот именно, никто. Так что сегодня я грущу, Роман. Соцсети — зло, и нам еще не раз предстоит с ним схлеснуться.

Виктория ПОПОВА

viki@sb.by

Жертвы большого обмана

Ну ты и наговорила, Виктория! Слышу я в твоем монологе нотки тревоги, а то и паники. Прям все пропало, все пропало! Гипс снимают, клиент уезжает! Трампа вышибли из Twitter, бастионы свободы рушатся, завоевание нашего времени — великолепные социальные сети — теряет смысл… Да и черт с ними, скажу я тебе. Сделали себе фетиш на пустом месте, побаловались технологической новинкой и хватит уже, наигрались. Нормальным людям пора обратно, в реальную жизнь. В общем, никакой драмы в происходящем я не вижу, просто само время расставляет все по местам. Электронные платформы для общения стремительно дискредитируют себя, и случай с американским президентом — лишь один из примеров этого процесса.

Если разобраться, то в начале 2000-х годов мы пали жертвами величайшего обмана. Нам внушили, что с помощью интернета в мире появляется якобы невиданный ранее инструмент обмена мнениями, эдакий сетевой гайд-парк. Соцсети позиционировали себя как территорию небывалой свободы, привлекали открытостью и независимостью, выдавали свое появление за некий технологический прорыв. Все оказалось враньем.

«Толпа есть соединение хотя бы и хороших людей, но соприкасающихся только животными гнусными сторонами и выражающая только слабость, и жестокость человеческой природы». (Лев Толстой, писатель).

Во-первых, никакого особого прорыва: социальные сети существовали сотни и тысячи лет, более того, любой человек обладал своей собственной — то есть имел и развивал определенные связи между собой и соплеменниками. В наше время обычные отношения людей друг с другом всего лишь облекли в соответствующую технологическую обертку, снабдив ее броскими ярлыками о демократии, братстве и равенстве.

Во-вторых, из-под этой яркой упаковки очень быстро показалась суть проекта: инструмент «свободомыслия» оказался всего лишь инструментом извлечения прибыли, что убедительно доказал нам своими миллиардами создатель Facebook.

В-третьих, запланированная территория мирного сосуществования различных точек зрения стремительно превратилась во всемирную клоаку, в средоточие злобы и ненависти, арену борьбы всех против всех. Там расцвели травля и агрессивность, пропаганда насилия и ментальные войны. Вместо интеллигентного обмена мнениями в соцсетях все чаще слышны яростные вопли. А деньги, как известно, любят тишину. Именно этим обстоятельством объясняется «принципиальность» хозяев соцсетей, которые готовы заткнуть рот любому неугодному возмутителю спокойствия, лишь бы он не мешал их тихому процветанию. Не веришь мне, спроси у Трампа, он подтвердит. Самое неприятное то, что цифровые вертухаи прикидываются радетелями всяческих свобод и прочих «общечеловеческих ценностей».

Думаю, Вика, ты поняла, что я окончательно разочаровался в этом дутом «изобретении». Из большинства соцсетей удалил свои аккаунты, оставил только один — да и тот использую лишь в качестве обменника файлами. Последнюю запись там сделал год назад и новых не планирую. Вообще, стараюсь не заглядывать на странички любых социальных платформ. Для психического здоровья полезно. А фотографиями котиков, приправленными коммерческой рекламой, уже накушался досыта.

Кстати, насчет психики я совсем не шучу. Недаром британский политик Крис Элмор призвал отдать на рассмотрение врачам такое явление, как зависимость от соцсетей. Он (и далеко не только он) предложил считать это полноценной болезнью. Его горячо поддержал соотечественник принц Гарри, заявивший, что социальные сети опаснее алкоголя и наркотиков. Наконец, выступили и врачи: недавно кандидат психологических наук Денис Московченко и группа его коллег исследовали почти тысячу пользователей Facebook и пришли к печальным выводам. По сравнению с людьми, не уделяющими массу времени соцсетям, завсегдатаи этой площадки «имеют более высокий уровень тревожности и чаще других испытывают негативные эмоции. В частности, они отличаются более высоким уровнем катастрофизации, чаще прочих склонны к самообвинению и застревают на каких-то дискомфортных мыслях».

Так что не печалься, Виктория. Крах соцсетей защитит нас от превращения в психопатов и от виртуального негатива. Возвращайся в позитивную реальность. Я уже в ней. Здесь комфортно.

Роман РУДЬ

rud@sb.by

Брейк!

Отчасти не соглашусь с тобой, Роман: на заре туманной юности основатель Fаcеbook Марк «Незабвенный» Цукерберг, по его же словам, пытался с помощью вновь созданной соцсети помочь людям связаться друг с другом. Благое намерение! А в остальном поддержу тебя. После того как хорошее начинание превратилось в сверхприбыльный бизнес, под видом общения началось извлечение барышей любыми доступными способами. Плюс, конечно же, манипулирование общественным сознанием. И что мы имеем в результате, помимо мимишных кошечек, собачек и ежиков? Полуприкрытая и неприкрытая реклама. Навязывание услуг. Навешивание ярлыков. Яростная борьба мнений, выливающаяся во взаимную ненависть. Увы, соцсети утратили большую часть изначального позитивного посыла. И даже отчасти вышли из-под контроля владельцев. Попытки хирургическим путем приструнить радикальных пользователей и образумить публичных персон вроде Трампа вряд ли изменят ситуацию в корне — соцсетям доверяют все меньше. Тут я, кстати, разделю печаль Виктории: под раздачу нынче может попасть кто угодно.

Любую идею можно довести до абсурда. С социальными сетями это уже произошло. Из подавляющего большинства пользователей пророки, репортеры и политики, прямо скажем, ниже плинтуса. То, что с грамотностью у большей части обладателей аттестатов и дипломов дела обстоят так себе, тоже ясно. Соцсети смогут хотя бы отчасти вернуть свое доброе имя, лишь когда коммерсанты и политики найдут более эффективный способ взаимодействия с аудиторией. А пока этого не произошло, выход один: надо прекращать все эти виртуальные плевки в вечность в виде постов и восстанавливать нормальное общение вне интернета. Мусор в головах никуда, конечно, не денется, зато он будет меньше виден окружающим. В сегодняшнем споре безоговорочную победу присуждаю Роману.

Александр НЕСТЕРОВ.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter