Из-за некачественной российской нефти белорусские НПЗ недополучили 100 млн долларов выручки

Труба, хлор и дело

История с хлористой органикой официально докатилась до Западной Европы. Как сообщил вчера заместитель председателя концерна «Белнефтехим» Владимир Сизов, в среду, 24 апреля, Польша остановила транзит по нефтепроводу «Дружба» на неопределенный срок. «По официальному уведомлению польской стороны, из-за боязни польских и немецких НПЗ перерабатывать некачественную нефть из-за опасности выхода из строя технологического оборудования», — объяснил замглавы концерна. Также отказались принимать российское сырье Германия и Чехия. 

Наконец-то полностью признали проблему и в Москве. 

Из-за низкого качества российской нефти белорусским НПЗ пришлось снизить объемы переработки.

Представитель заместителя Премьер-министра России Дмитрия Козака Илья Джус заверил журналистов, что ухудшение качества нефти, которая идет транзитом через Беларусь в Европу, разовое. «Пока эта проблема действительно есть, она носит сугубо технический характер. В ближайшее время она будет решена», — сказал Джус. Словом, дал понять миру: неприятность случилась. Но этакая мелкая. Всего-то отключили от трубы белорусские заводы, а заодно польские, немецкие и чешские. С таким содержанием хлористой органики сырье может подойти только технологическим самоубийцам. 

«Мы совместно сейчас решаем, завтра будут трехсторонние переговоры с участием Польши, мы принимаем оперативные меры. В настоящее время на территории РФ значительная часть этой нефти, которая низкого качества, откачена в емкости на территории РФ. И уже 29 апреля, в понедельник, чистая, качественная нефть будет на границе с Беларусью», — цитируют Дмитрия Козака российские информагентства. Кроме того, он пообещал привлечь к ответственности компании и их менеджмент, виновные в ухудшении качества поставленной в нашу страну нефти. 

Также российская сторона готова обсуждать пересмотр индикативных балансов по поставкам своих нефтепродуктов в Беларусь. Мол, это и будет компенсацией. Кстати, поставки не бесплатные, а возмездные. По словам Дмитрия Козака, вопрос цены — одна из тем переговоров. Каким образом дополнительные объемы бензина и дизельного топлива восстановят пострадавшее оборудование? Вопрос, конечно, интересный. Кстати, вчера вечером польская сторона тоже заявила, что будет требовать компенсаций от российских поставщиков. Клуб пострадавших пополняется... 

В Европе нефть с высоким содержанием органических хлоридов тоже оказалась никому не нужна.
Тем временем, прокачка нефти в украинском направлении по «Дружбе» продолжается. По расчетам экспертов, некондиционное сырье поступит на пункты сдачи в Венгрии и Словакии через 4—5 дней. Как отреагируют эти страны на углеводородную химическую атаку, пока не понятно. Что касается Польши, то национальный оператор PERN заявил: если не будет найдено решение, то снабжать страну углеводородами придется через порты в Гданьске. На месте «Транснефти» стоило бы поторопиться выполнять обещания все исправить. Ибо временная логистика, как иной раз уже случалось с российскими полезными ископаемыми, становится постоянной. А нефть такой продукт: он ценен, когда есть покупатель. А когда его нет, то создает больше проблем, чем достатка. 

Между тем остановка «Дружбы» в западном направлении осложнила ситуацию в Беларуси, сообщил Владимир Сизов. Вся наша нефтетранспортная система заполнена «хлористой нефтью». Ее накопилось около миллиона тонн. И как ее выгнать, чтобы обеспечить путь качественному сырью, — техническая проблема. 

Пока пришлось пойти на сокращение объемов производства. Мозырский НПЗ сейчас потребляет только 18 тысяч тонн нефти в сутки, «Нафтан» — 12 тысяч тонн — приблизительно 50 процентов, от загрузки до начала поставки нестандартного сырья. В первую очередь пострадали экспортные поставки. По данным концерна, недополученная выручка только в апреле достигла 100 миллионов тонн. Это без учета повышенного износа оборудования. Вчера было принято решение частично удовлетворить зарубежные поставки. Владимир Сизов сообщил: 32 тысячи тонн дизельного топлива и 10 тысяч тонн бензина отправят в украинском направлении и 8 тысяч тонн дизельного топлива — в польском. Что касается внутреннего рынка, то даже в щадящем режиме работа НПЗ позволила создать страховочный запас. Словом, учитывая масштабы потерь, история с хлористой органикой не такая уж разовая и безобидная, как это хочется видеть российской стороне. 

По техническим нюансам решения проблемы ведутся переговоры. О подробностях пока неизвестно. Мы же попросили прокомментировать ситуацию Александра Бордовского, который проработал на ОАО «Гомельтранснефть Дружба», в том числе и главным инженером, 33 года. Таких коллапсов с качеством нефти он не припомнит. Бывали отклонения по содержанию серы, воды. Они были значительны, но не столь катастрофичны, как по хлорным составам. По крайней мере, трубопровод не останавливали. 


Откачать скопившийся в Беларуси миллион тонн нефти с измененными характеристиками в обратном направлении, по мнению Александра Бордовского, можно. Но для этого придется провести некоторую реконструкцию перекачивающих станций. И в обратном направлении нефтепровод работает в 2—3 раза медленнее. Дело в том, что применяется телескопическая раскладка труб: на приеме нефти они тоньше, на выходе — толще. И если изменить направление, то придется понижать давление. Соответственно, и производительность падает. Но хлористые соединения магистральному трубопроводу «здоровья» не прибавляют. Однозначно. Александр Бордовский объясняет: нефтетранспортная магистраль — это не только труба, но и насосы, системы регулирования, автоматики… В тех же насосах, даже если они чугунные, торцевые уплотнения стальные. И подвержены коррозии. 

Словом, в какие итоговые суммы выльются потери от «интересного» химического состава нефти в апреле — дело долгого подсчета. Сегодня запланирована встреча делегации «Транснефти» и руководства «Белнефтехима» в Минске. В том числе будут обсуждаться проблемы ускорения поставок соответствующей ГОСТу нефти. Владимир Сизов сообщил: у концерна есть предложения российской стороне, как технически «выдавить» плохую нефть на участке трубопровода «Унеча — Полоцк» и освободить его для поступления качественного сырья до Новополоцка. Видимо, пришло время проявить свои деловые качества российской стороне. В конце концов, на кону стоит экспорт нефти в Европу. А потерять лицо в нефтяной сфере для соседнего государства слишком дорого финансово. Не одна Беларусь заинтересована в нормализации поставок. 

volchkov@sb.by

Фото БЕЛТА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter