Европу накрывает не только очередная волна ковида, но и новая волна миграции

Трещит по швам

Мигранты — Европе: мы идем!

Новости о мигрантах снова звучат как сводки с фронтов: вот 200 африканцев штурмом взяли высокие проволочные ограждения на границе между Марокко и испанским анклавом Малилла — встречай, Испания!. Вот более 400 человек за одни сутки пересекли на утлых суденышках Английский канал (он же Ла-Манш, название зависит от того, на каком берегу вы находитесь) — встречай, владычица морей! Вот надувные лодки со снятыми моторами, заполненные отчаявшимися людьми, дрейфуют в Эгейском море — их встречать никто не хочет. Вот сотни мигрантов лежат на полу брюссельской церкви Иоанна Крестителя, отказываясь от еды и питья, — Бельгия их встретила много лет назад. Но она им не рада. И Британия не рада, и Испания с Грецией. Да и Литва в шоке (надеялись ведь, что это не про них). В Италии чиновник прямо на городской площади застрелил мигранта из Марокко. Следствие настаивает на том, что это была самооборона. Вся Европа обороняется. Вам кажется, что все это уже было? Вам не кажется. 

Итальянский чиновник Массимо Адриатичи застрелил 39-летнего мигранта Юнса Эль-Бусетауи в городе Вогера.

Европу накрывает не только очередная волна ковида, но и новая волна миграции. Но если против ковида борются прививками, паспортами вакцинации и разными ограничениями и надеются победить в обозримом, хотя пока еще не совсем известном будущем, то с мигрантами куда сложнее. Как и от ковида, от них устали все — жители, пограничные службы и правительства. Но если от коронавируса отмахнуться не получится, даже если очень хочется — свои же граждане, избиратели, понимаешь, а во многих странах скоро выборы, то от мигрантов можно — какой в них толк? Голосовать не будут точно, а нагрузка на социальную и финансовую сферы ой какая. А деньги сейчас для другого нужны — для борьбы с ковидом и его последствиями, а тут еще наводнения эти, грозящие смыть парочку правительств… В общем, не нужны европейцам мигранты — одни проблемы от них. Права человека? Сочувствие к людям, бегущим от войны? Не в этом случае.

СМИ бьют тревогу: агентство Frontex, ответственное за охрану общей границы ЕС, — да, то самое, которое обещало помогать в охране литовской границы — занимается незаконным «выталкиванием» мигрантов из стран, в которые тем удалось добраться, плохо управляется и не справляется со своими задачами (конечно, только в том случае, если «выталкивание» и не есть его задача), а еще в процессе рекрутинга царит «внутренний хаос». Насчет рекрутинга замечание интересное: в ближайшее время агентство намерено увеличить свои ряды до 10 тысяч человек («выталкиватели» не справляются) и принять на работу до 40 наблюдателей за соблюдением прав человека. Говорят об этом давно, деньги выделили, но пока набрали только пять наблюдателей и 15 их «ассистентов». И действительно: что наблюдать, когда никто не планирует соблюдать?

Беженцы после высадки в Дувре (Великобритания).
   Управление верховного комиссара ООН по правам человека в конце мая сделало заявление, констатируя: Евросоюз в своей миграционной политике сознательно мирится с нарушением прав беженцев. 
То, что мигранты не получают защиты, — не трагические исключения, а следствие решений и действий ЕС, его стран-членов и организаций, а также властей Ливии. Вы, конечно, можете подумать, что страны — члены ЕС этого заявления испугались, принялись извиняться, обещать найти виновных и исправиться. Ничуть не бывало. Страны — члены ЕС продлили соглашение с Турцией, выделив ей еще 3 млрд евро на то, чтобы она удерживала миллионы мигрантов в лагерях беженцев на своей территории. А если ей это по каким-то причинам не удается (президент Эрдоган — партнер сложный, способный не только играть по своим правилам, но и заставлять Ангелу Меркель плясать под свою дудку), то греческие пограничники придут на помощь. О дрейфующих в Эгейском море лодках с мигрантами, которые уже, было дело, добрались до греческого острова Лесбос, а значит, по европейским законам, должны были там подать заявления на предоставление убежища, но которых выловили, посадили на лодки и выбросили в море, сообщают все чаще. «Это попытки убийства, это сумасшествие, эти выталкивания очень негуманны», — сказал командующий турецкой Северо-Эгейской группы и добавил, что с февраля 2020 года это стало систематической практикой.

Июль 2021 года. У этих мигрантов впереди Сицилия.

Но даже если мигрантам удается добраться до заветной цели, не значит, что им повезло. 
Британский парламент рассматривает проект закона «О гражданстве и границах», предусматривающий лишение свободы на срок до четырех лет за сознательный въезд в страну без документов. А тем, кто мигрантов перевозит, и вовсе грозят пожизненным. 
За прошлый год в Великобританию приплыли почти 8,5 тысячи мигрантов, за шесть месяцев этого — около 6 тысяч. Критики говорят, что новый закон негуманен и приведет к дискриминации беженцев. Кого это волнует, кроме самих беженцев? 

Мигранты между тем свергают правительства, что очень хорошо знает президент Европейского совета Шарль Мишель: когда в 2018 году он был премьер-министром Бельгии, его коалиционное правительство пало после того, как из него вышел «Новый фламандский альянс», протестуя против присоединения к пакту ООН по миграции. Судьба нынешнего правительства Бельгии опять зависит от мигрантов: несколько сотен объявили голодовку, требуя предоставления официального статуса. Они приехали из стран Африки, Пакистана и даже Бразилии, живут и работают в Бельгии много лет, но остаются нелегалами: у местной бюрократии руки до них не доходят. Потому что, если приходится выбирать между меньшинствами, права которых нужно защищать, Европа предпочитает секс-меньшинства. 

Испанские полицейские против марокканских беженцев в Сеуте.
Фото Рейтер.

Сотни отчаявшихся нелегалов устроили голодовку, шесть зашили себе рты, пять пытались покончить с собой, некоторые отказались и от воды. Голодовка привлекла внимание всего мира: к мигрантам пришел чиновник из представительства ООН по правам человека, сотни деятелей культуры с мировыми именами подписали письмо с требованием к правительству Бельгии пойти навстречу голодающим и спасти людей. Но лишь только когда несколько партий из семи, входящих в правительственную коалицию, пригрозили выходом из нее, если хотя бы один голодающий умрет, правительство пошло на уступки. 
Потому что права человека Евросоюз интересуют, только если это задевает его истеблишмент. Гуманность? Нет, не слышали. 
plesk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter