Как развивать внутренний туризм в Беларуси

Тренд зовет

В Беларуси активнее стал развиваться внутренний туризм. Особым спросом пользуются базы отдыха, санатории, спа-комплексы, агроусадьбы. Наша страна уникальна своей природой, народными традициями, но доступ к их изучению часто ограничивает недостаточная инфраструктура, а порой безынициативность на местах. Туристическая отрасль стимулирует развитие сферы услуг, транспортной инфраструктуры, предприятий малого и среднего бизнеса и может стать драйвером развития регионов.

Фото Кристины Хилько

Отдых на колесах

Сейчас во многих странах принимают меры, направленные на поддержку внутреннего туризма. В Японии рассматривается возможность частичного финансирования отдыха граждан, выбравших для путешествия родные просторы. В Новой Зеландии предложили предоставить жителям дополнительный отпуск. В России вернут часть средств, потраченных на отдых в регионах. Возможно, такие меры могли бы оживить интерес к путешествиям по родному краю и белорусов. Поддержка рублем лишней не бывает, но главное, на мой взгляд, — это создание комфортных условий для отдыха. Гости нередко сталкиваются с некачественным сервисом. Внутренний туризм — в первую очередь инфраструктура. Поэтому важны качество и доступность объектов. Развитый внутренний туризм позволяет создавать рабочие места в регионах и развивать инициативу на местах. 

Например, в Польше особой популярностью пользуется такой вид отдыха, как походы на байдарках. Его можно активно развивать в Беларуси, но нужны оборудованные стоянки, пляжи, возможность забронировать их заранее, купить дрова, взять на прокат палатку, мангал. У нас довольно мало информации о таком активном отдыхе. Хотя у этого направления огромный потенциал. 

Развитие туризма предполагает и развитие сопутствующих отраслей: транспорта, сувенирного производства, сельского хозяйства. В некоторых странах работает программа, следуя которой рестораны и кафе в первую очередь используют местные продукты питания и за это получают налоговые льготы, а на импортные продукты, наоборот, идет наценка. Это интересный опыт. 

В последнее время у нас стала позитивно меняться гостиничная инфраструктура. Однако пока этот процесс охватывает в основном крупные города. В малых при всей их привлекательности просто нет достаточного количества мест размещения. К сожалению, пока есть проблема нехватки пунктов питания. Преобразование должно претерпеть не только техническое оснащение, но и сознание людей, работающих в сфере сервиса.

Думаю, в нашей стране стоит активнее развивать туризм на колесах. Отличная идея для семейного отдыха — взять напрокат трейлер или прицеп-дачу и отправиться в путешествие. Местная власть или бизнесмены могли бы построить стоянки для тех, кто путешествует с домиком-прицепом. Туристам дается возможность остановиться на промежуточной стоянке, подключить свой домик к воде и свету. Деньги за пользование коммунальными услугами пойдут в местный бюджет. Государство создает инфраструктуру: строительство дорог, подведение инженерных коммуникаций. Бизнес этим заниматься не будет. Но построить кафе, да и ту же площадку вдоль дороги ему вполне по силам.

По данным Республиканского союза туриндустрии, с 20 февраля по 31 мая 2020 года недополученная экспортная выручка составит около 34 млн рублей. В целом же туристическая отрасль Беларуси может потерять за коронавирусный период свыше 142 млн рублей, или 20—23 % годовой выручки. Очевидно, что пандемия всерьез отбросила назад эту отрасль. Недавно на заседании Межведомственного экспертно-координационного совета по туризму при Совмине обсудили проект нацстратегии развития туризма в Беларуси до 2035 года. Участники встречи были единодушны: туризм может стать одним из ведущих драйверов экономики. К сентябрю предполагается разработать дорожные карты к этому документу. Уверен, после пандемии внутренний туризм может выйти на новый уровень. Но для этого необходима серь­езная централизованная работа.

Сергей Клишевич, депутат Палаты представителей Национального собрания

Фото из архива «СБ»

Избавляясь от стереотипов

Программа компенсации за путешествия по России, конечно, привлекательна. Правительство выделило на инициативу 15 млрд рублей. На эти деньги рассчитывают просубсидировать 2 млн туров. Кешбэк будет действовать до конца года. Но что дальше? Только деньгами интерес к изучению родной страны не пробудить. 

Турист любит глазами, а у нас есть что посмотреть и чем удивить: уникальная природа, заповедники, богатое культурное наследие. Важным условием для развития внутреннего туризма является восстановление местных достопримечательностей. Монументы, усадьбы, часовни встречаются в крупных областных городах и небольших местечках. При должном внимании любая историческая постройка может стать магнитом для путешественников. 

Например, на Брестчине в 2004 году возродили усадьбу Тадеуша Костюшко. К 1990-м годам от дома не оставалось ничего, даже фундамент скрылся под слоем земли. В 2001-м археологи все же обнаружили основание и подвалы постройки, после чего началось восстановление усадьбы. Сейчас сюда с удовольствием приезжают туристы. Рядом находится отреставрированный Коссовский замок. Так два исторических объекта оказались на одном туристическом маршруте. Знакомство с музеем-усадьбой завершается экскурсией по окрестностям. На территории есть уютное кафе на берегу небольшого озера. Ведь ничто так не радует путешественника, как хороший обед из блюд местной кухни.

 Франция, Германия, Англия могут похвастать роскошными парками и музеями, соборами, замками. У нас более скромное архитектурное наследие, но оно не ограничивается Несвижем и Миром. Беларуси есть что показать, есть чем гордиться. Но нам не хватает рекламы. К моментам, которые требуют доработки, я бы отнесла и недостаточное информационное обеспечение туризма внутри страны. Если заранее не продумать план поездки и не найти информацию о пунктах назначения, то можно остаться ни с чем. И реклама, и прямые субсидии могли бы помочь в развитии местных направлений.

В нашей стране продолжается трилогия Года малой родины. Да, у нас встречаются случаи, когда белорусские бизнесмены покупали и восстанавливали заброшенные деревни, но таких фактов очень мало. Частному инвестору нужно показать, что туристическая отрасль перспективна. Бизнес должен понять, что на гостеприимстве можно неплохо зарабатывать. 

Сегодня в Беларуси реализуется ряд госпрограмм, в которых преду­смотрены меры и средства по созданию современной инфраструктуры туризма в различных регионах страны. Государственная программа «Беларусь гостеприимная» на 2016—2020 годы направлена на формирование и развитие современного конкурентоспособного туристического комплекса. В стране насчитывается более 15 тысяч объектов, имеющих историческую, культурную, архитектурную значимость, а также памятных мест, связанных с именами выдающихся деятелей мировой истории и культуры.

Важно, чтобы отдых в нашей стране не «затеняли», ведь многие воспринимают его недостаточно серьезно. Нужно любить и уважать наше наследие и избавляться от стереотипов, что чужое интереснее и привлекательнее. 

Елена Алинская, экскурсовод

Фото из личного архива 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter