За белорусским футболом два месяца следил весь мир. Как уникальной ситуацией воспользовались федерация и клубы?

Товар лицом

Пандемия коронавируса поставила мировой спорт на продолжительную паузу, но футбольный сезон в Беларуси стартовал в марте по плану, ни разу не прерывался и в какой-то момент стал максимально востребованным турниром на планете. В это трудно было поверить: матчи нацио­нального первенства транслировались в прямом эфире почти в пятидесяти странах, стихийно создавались фан-клубы, ведущие мировые СМИ пестрели публикациями о победах никому доселе неизвестных «Энергетика» и «Минска». Казалось, детская мечта каждого из нас исполнилась — белорусский футбол востребован за пределами страны! В мае возобновился чемпионат в Германии и ряде других европейских стран, скоро начнут играть в Испании, Италии, Англии, России. Все вернется на круги своя и останется актуальным лишь один вопрос: кто из новых неожиданных зрителей с нами остался? И что сделали клубы, чтобы сохранить их интерес? Досрочный ответ — почти ничего.


Ажиотаж вокруг белорусского чемпионата активно пыталась монетизировать федерация, как обладатель прав на телетрансляции. Новости о покупке белорусской футбольной картинки следовали одна за другой — приобретали Россия, Украина, Сербия, Израиль и другие. Предполагалось, бюджет АБФФ серьезно вырастет, но ее председатель Владимир Базанов восторженные подсчеты публики прервал одним заявлением: «Мы не получаем больших денег. Мы заключили контракт и продвигаем наш футбол в мире. Нам это важно. Плюс для игроков хорошо: многие тренеры смотрят футбол». Итак, ожидаемых больших денег федерация не заработала. Наверняка и не впечатлила зрелищем. В момент пика внимания зрителей со всего мира фавориты чемпионата выглядели неважно и часто проигрывали, середняки и аутсайдеры добывали результат за счет мотивации и желания, откровенно заваливая дело в главном — уровне тактической, технической и функциональной готовности. Не радовал далекого зрителя и антураж поединков: почти пустые по понятной причине арены, при этом далекие от лучших мировых аналогов. Выходит, выпал редчайший шанс показать себя, а показать нам оказалось попросту нечего?

Благоприятной ситуацией эффективно поработать на имидж и бюджет за редким исключением не воспользовались и клубы. За многих все сделали болельщики и специалисты из других стран по собственной инициативе. Наглядный пример — «Слуцк». Группе веселых товарищей в далекой Австралии так приглянулось название команды, что они развернули настоящее движение болельщиков: создали многотысячную группу поддержки в сети, смотрели все матчи, записывали мотивирующее и смешное видео, собирали деньги в помощь клубу, который испытывает в этом году финансовые трудности. «Сахарные» в игру ввязались, пускай и с некоторым опозданием: запустили краудфандинг, продавали атрибутику, создавали интервью с игроками, однажды футболисты круто отпраздновали забитый мяч — изобразили прыжок кенгуру. За «Слуцк» переживал блогер КраСава (его видео собирают миллионы просмотров в YouTube) и даже Леонид Слуцкий. Экс-наставник сборной России записал эмоциональное видео установки на матч против «Витебска», которое тоже мигом разлетелось по всему постсоветскому пространству. Стоит признать, что наибольшую выгоду в данном случае извлек основной спонсор клуба «Слуцкий сахарный завод» — наверняка это лучшая реклама предприятия за всю историю. Может быть, на этот на факт обратят внимание на заводе и позволят команде без трудностей доиграть сезон?    

В Бресте традиционно не ждали, пока на них обратят внимание, и сами генерировали идеи. Одна из них потрясающе выстрелила — виртуальные болельщики на матче.  

Иван Ургант в вечернем шоу признавался в симпатиях к «Ислочи», которая быстро смекнула и отправила подарок  — мяч с автографами игроков клуба. «Крумкачы» в первой лиге организовали прямые трансляции матчей с англоязычным комментарием, БАТЭ обзавелся новым интересным партнером и рекламировал на весь мир криптобиржу, «Рух» впервые показал игру в формате камеры 360 градусов. Негусто, не правда ли? Очевидно, подавляющее большинство клубов оказались не готовы быстро реагировать на благоприятные обстоятельства для продвижения бренда за пределами страны и даже извлечения прибыли. Это не новая проблема, а как раз старая, наглядно подтвержденная на практике. Есть тренеры и игроки, классические директоры и регламентированные пресс-атташе, но нет креативных директоров, менеджеров по развитию, маркетологов, PR-специалистов и многих других в нашем профессио­нальном футболе. А жаль…
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter