Если предприятие работает на перспективу, сертификат «Халяль» открывает для этого большие возможности

Тонкое дело восточного стандарта

Когда заходит речь о рынке халяльных продуктов питания, все чаще звучат две точки зрения. Первая: рынок растущий, значит, перспективный и нашим переработчикам давно следовало бы пристальнее взглянуть в сторону Востока. Вторая: он сложнодоступный и дорогой, требует серьезных финансовых затрат для заточки производств под мусульманские каноны. Вывод: оно того не стоит. И это в корне неверно. Разве неясно, что сегодня нужно быть конкурентоспособным и востребованным, активнее осваивать новые горизонты. И в этом деле взгляд в сторону Мекки из единичного явления должен превратиться в тренд. Член Совета Республики Анатолий Гришук даже высказывался о необходимости в каждом регионе построить предприятие по переработке кошерной и халяльной говядины: это один из шагов независимости для переработчиков. Насколько он в своих суждениях прав? И почему, несмотря на все попытки, Восток так трудно поддается?

Девять белорусских компаний-экспортеров в феврале представили свою продукцию в Дубае (ОАЭ) на одной из крупнейших в мире ежегодных выставок продовольственных товаров Gulfood-2020. 

ДОСТАТОЧНО привести несколько цифр, чтобы оценить масштабы перспектив. В мире проживает свыше 1,7 миллиарда мусульман, и к 2060 году, по предварительным данным, их число увеличится до 3 миллиардов. Мировой рынок халяльной продукции — 2,6 триллиона долларов, вдвое больше по сравнению с 2017-м, из которых продовольствие занимает 67 процентов. Основные потребители: Индонезия, Турция, Пакистан, Египет, Бангладеш. В десятку входит и Россия с объемом потребления свыше 40 миллиардов долларов.

Начальник отдела по подтверждению соответствия продукции и лицензированию Белорусского государственного института метрологии (БелГИМ) Елена Булавина подтверждает:

— В мусульманских странах нет демографической проблемы, растет население, значит, и рынок привлекательный. Правда, с нюансами. Продукция должна быть изготовлена с учетом требований ислама и иметь сертификат «Халяль». К тому же его каноны могут несколько отличаться — в странах Персидского залива, Малайзии, Индонезии. А ведь еще есть другие государства исламского сотрудничества. То есть для полного охвата мусульманского мира одним документом не обойдешься. Дело даже не в том, что процедура сертификации затратна: согласно правилам, не то что на одном столе, а в одном помещении не допускается переработка мяса разрешенных (халяль) и запрещенных (харам) животных. А на наших предприятиях, как правило, производство смешанное.

Часто задают вопрос: насколько важен и нужен выход на мусульманский рынок? Давайте разбираться. Сейчас мы производим в год свыше 129 килограммов мяса и 775 килограммов молока на человека, опережая Германию, Францию, Польшу, Великобританию, Россию, Китай и существенно превосходя страны СНГ. По экспорту говядины охлажденной и мяса птицы занимаем 7-ю и 8-ю строчки рейтинга, а по молочке входим в пятерку лидеров. По прогнозам, к 2025 году объемы вырастут еще больше, а вместе с ними и экспорт. А что с рынками сбыта?

Основные поставки завязаны на России: экспорт сельхозпродукции превышает 75 процентов. Да, рынок премиальный, но, если продолжать класть яйца в одну корзину, рано или поздно наступит ситуация, когда отлаженная система даст сбой. Подобная ситуация была в прошлом году, когда просел рынок свежей и охлажденной говядины. А динамика поставок такова: в 2008 году — 26 298 тонн, в следующем — 49 569. Рост не прекращался вплоть до 2013-го, когда вышли на 99 025 тонн. В 2014-м настал переломный момент, который следовало воспринять как намек на необходимость диверсификации экспорта: продажи упали до 95 тысяч тонн. В 2015-м немного набрали обороты — до 103 тысяч тонн. Весовые качели имели место, незначительный спад ожидали и в 2019-м. Однако, более чем уверена, никто не рассчитывал увидеть итоговые 59 тысяч тонн. По сути, это откат лет на 10. Да, вроде были объективные причины, но кому от этого легче? Как ни крути, это сильно ударило по переработчикам, которые вынуждены были экстренно находить запасные выходы.

Сложившаяся нестандартная ситуация несколько поспособствовала повороту в сторону мусульманских стран: экспорт в Узбекистан вырос в 35 раз (поставлено 5,5 тысячи тонн), Казахстан — 8,5 раз (до 17 тысяч тонн). Понятное дело, высокие показатели на низкой базе. Однако движение пошло.

НАЧАЛЬНИК главного управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода Алексей Богданов поясняет:

— В развитии экспорта халяльной продукции основной упор на мусульманские страны СНГ и Персидского залива. По этому стандарту сертифицировано 37 белорусских предприятий. Процедура дорогостоящая, поэтому каждый просчитывает экономическую целесообразность: можно потратить большие деньги и ни разу не выйти на мусульманский рынок. К примеру, в молочном сегменте затраты невысокие, требования соответствуют стандартным условиям производства, поэтому предприятия одними из первых освоили восточный рынок.

С мясной продукцией сложнее. Как пояснил Алексей Богданов, затраты на внедрение требований «Халяль» в этом виде производства более значительные, есть специфические требования к процедуре убоя, переработки и хранения продукции:

— Речь в некоторых случаях идет о трансформации технологических линий, определенной ориентации оборудования по сторонам света, использовании ручного труда на высокоскоростных участках производственного процесса. Тем не менее, учитывая растущий спрос на продукцию халяль и возможности по экспорту белорусской говядины в годовом объеме около 150 тысяч тонн, нужно идти на внедрение этого стандарта на наших предприятиях.

Постулаты производства халяльной продукции схожи лишь по единичным моментам. Например, на убое обязан работать практикующий мусульманин, который до умерщвления животного прочитает молитву: скот должны забивать во имя Аллаха. В остальном в каждом государстве свои требования. Скажем, для поставок в Малайзию необязательно разделять потоки свинины и говядины. Главное, после первой переработки провести ритуал очищения. А вот в странах Персидского залива, куда входит и ОАЭ, требования жесткие: в цехах не должно быть даже намека на запрещенный продукт. Это главный сдерживающий фактор в освоении Востока: для разделения сырьевых потоков требуются серьезные инвестиции.


В ОАЭ, которые создают тренд в мире халяль, работают над объединением и совершенствованием стандартов, ведь новое время привносит современные технологии. По сути, страна из внутреннего рынка постепенно превращается в точку входа в другие государства Востока и Африки. Ключевые импортные позиции региона — мясо, молоко и яйца — наши экспортные возможности. К сожалению или к радости, мы только в начале большого пути.

ПРИ поддержке правительства ОАЭ в 2016 году создан Международный форум по аккредитации Халяль (IHAF) — независимая неправительственная ассоциация органов, работающих в этой сфере. С октября 2019-го его полноправным членом признан и Белорусский государственный центр аккредитации (БГЦА).

— Сейчас отсутствует как единый международный стандарт «Халяль», так и единая система аккредитации. IHAF должен восполнить этот пробел, унифицировать на международном уровне критерии и обеспечить их эффективное применение на практике, — прокомментировала начальник отдела аккредитации органов по сертификации БГЦА Наталья Кравченко.

Госстандарт и БГЦА подписали меморандумы с Эмиратским агентством по стандартизации и Эмиратской национальной системой аккредитации. Это позволило сторонам обмениваться информацией, проводить обучающие семинары и давать совместные оценки в сфере аккредитации органов по сертификации «Халяль». Итогом сотрудничества стала аккредитация первого в Беларуси органа по сертификации ООО «БелХаляль».

— Решены две важнейшие задачи. Во-первых, созданы условия для наращивания поставок сельхозпродукции в страны Персидского залива. Во-вторых, значительно сокращаются затраты и сроки проведения процедуры для отечественного производителя. «БелХаляль» уже выдал сертификаты соответствия 22 белорусским предприятиям. На рассмотрении еще три заявки. На международном рынке предубеждения к нам нет. Наоборот, Беларусь воспринимается более ответственной в выполнении установленных требований, — подчеркнула Наталья Кравченко.

Молочная продукция в скромных объемах уже пробилась на прилавки Персидского залива, ведь молоко априори считается халяльным. Единственное, в процессе переработки нужно следить, чтобы в него не попали «нечистые» продукты и компоненты: загрязнение может произойти от производственной среды, персонала, оборудования. Добавки, используемые в сырах, йогуртах и другой молочке, также должны быть сертифицированы как халяль. А еще упаковка, антисептические и чистящие средства. По говядине вопрос открытый: «БелХаляль» пока не выдал ни одного сертификата мясоперерабатывающим предприятиям. Причина, по мнению Елены Булавиной, проста: они пока не готовы нести немалые затраты.

ДЛЯ получения сертификата необходимо подать заявку в аккредитованный орган (в Беларуси сейчас только «БелХаляль»). Далее формируется команда аудиторов, которые от начала до конца отрабатывают предприятие.

— Процедура классическая, проходит в два этапа. Первый — анализ документов, возможностей предприятия, инфраструктуры, производственных площадок. Второй — соблюдение требований стандарта. Группа аудиторов, в составе которой эксперт по исламу от религиозной организации и технический аудитор от БелГИМ, работает непосредственно в организации. Кстати, на базе БелГИМ с 2012 года функционирует координационно-консультативный центр по продукции халяль, специалисты которого прошли углубленный курс обучения и сдали квалификационные экзамены, — поясняет Елена Булавина.

Исследуются производственная цепочка, технологический процесс, рецептуры, поставщики сырья, компонентов, ветеринарное благополучие. Если речь идет о мясной продукции, исключается даже перекрестная контаминация от животных харам: в каждом цеху должна быть своя канализация и вентиляция. Если есть несоответствия, дается время на их устранение, а потом снова проводится проверка.

Если предприятие к выдаче сертификата «Халяль» подготовилось заранее, то процедура займет около месяца. Но это идеальный случай — такого в практике не было. Средний срок — от 3 до 6 месяцев. Стоимость зависит от мощности производства и трудоемкости процесса. Время аудита также определяется различными факторами, установленными в стандарте для органов по сертификации «Халяль». Как утверждают эксперты, это в разы дешевле, нежели пользоваться услугами зарубежных, в том числе российских, организаций. Кстати, в ряде стран дороже не только сама процедура сертификации — там внедрена система премиальных отчислений за каждую тонну произведенной продукции по сертификату «Халяль». И надбавка за голографическую марку.

— Сертификат выдается на три года с ежегодной оценкой: аудиторская команда выезжает на предприятие, чтобы удостовериться в том, что производство по-прежнему чистое. Помимо этого, устанавливаются камеры видеонаблюдения и в режиме онлайн можно следить за всеми действиями работников. Вдобавок деятельность предприятия изучается из разных источников: анализируются реестры, информация в СМИ, обращения в общество защиты прав потребителей. Будут нарушения — сертификат приостанавливается на срок до полугода. Если в течение этого времени причины не устранены, он аннулируется, — раскладывает ситуацию Елена Булавина.

ВИДЕНИЕМ ситуации поделился и генеральный директор «Минобл­мясомолпром» — управляющая компания холдинга «Мясомолпром» Александр Посканной:

— Два мясоперерабатывающих предприятия холдинга — ОАО «Минский мясокомбинат» и «Слуцкий мясокомбинат» — имеют сертификат «Халяль». Основные рынки сбыта продукции — Казахстан и Узбекистан. За прошлый год ее, соответствующей требованиям «Халяль», отгружено 3768,87 тонны на общую сумму 11 675,72 тысячи долларов. Это охлажденное мясо на кости, блоки замороженные говяжьи, полуфабрикаты с костью, пельмени, субпродукты, консервы. Изначально предполагалось, что цена на халяль будет несколько выше, однако все не так. На этом заострять внимание не стоит: нужно понимать, что без сертификата нашу продукцию мусульмане и даром не возьмут. Куда важнее второй аспект. Халяль априори считается здоровой и полезной пищей из-за высоких требований к качеству, подбору сырья и технологии производства. Поэтому товары под этой маркой покупают не только мусульмане, но и представители других конфессий, что, в свою очередь, позволяет нам повысить конкурентоспособность на рынке и спрос на производимый товар. Хотя налаживание контактов с восточными странами требует определенного времени с учетом национального и религиозного менталитета, но этот путь нужно преодолеть, если мы говорим о диверсификации рынков сбыта. Сейчас ведутся переговоры с потенциальными покупателями из Кыргызстана, Таджикистана, Азербайджана, Ирана, Турции и Египта. В планах на этот год — принять участие в выставках продуктов питания, которые пройдут в Узбекистане, Азербайджане, Казахстане. Это не только позволит расширить географию экспорта, но и лучше узнать вкусовые предпочтения покупателей.

syritskaya@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter