Больше борются за свои права, чем за знания: почему конфликты педагогов и студентов все чаще выходят из плоскости образовательного процесса

Тест на совместимость

Последнее время интернет пестрит новостями о педагогических конфликтах. Они не ограничиваются географией и возрастом участников. Все чаще ученики, начиная от начальной школы и заканчивая высшей, вспоминают о своих правах, забывая при этом о главных обязанностях – учить и отвечать за выученное. Педагоги же воспринимают свободолюбие нового интернет-поколения очень остро, оценивая его такими понятиями, как невнимательность, расхлябанность, неуважительность. Как ни странно, во время подобных педагогических обострений обе стороны главной проблемой называют человеческий фактор. Мол, не сошлись взглядами и характерами. Так, может, в век IT-технологий пора исключить этот пресловутый фактор из оценочного процесса?

Коллаж Владимира ПОЛОНСКОГО

Образование против «оброзования»

Недавно группа заочников Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины (17 человек) коллективно обратилась к руководству факультета с просьбой пересдать зачет не конкретному преподавателю, а комиссии. Первой попыткой сдачи студенты остались недовольны, рассказывает участница этого зачета Елена Щур.

— Вопросы были из прочитанного курса, но педагога не устроили ответы. Мы же сдавали предмет «Сравнительная педагогика», а нам даже грамматические ошибки исправляли и черкали. Остались недовольны. Комиссии пересдавали устно. Итог положительный, — объяснила девушка.

Одногруппнице вторит Елена Вилонова — их знания сперва не оценили достойно: 

— Мне сказала преподаватель, что ответ правильный, а выводы неправильные, я начала спорить. Мне незачет.

А вот Наталья Ульяненко честно призналась, что в первый раз провалилась: 

— Перепутала системы образования двух стран. Промашка вышла. Тут вся группа собралась писать заявления на пересдачу комиссии. Я тоже пошла, возобладал коллективный разум.

В итоге этот «коллективный разум», который не ответил на экзаменационные вопросы с первого раза, пошел по пути наименьшего сопротивления: студенты отправились в ректорат и нажаловались. Преподавателя с 25-летним университетским стажем вызвали на ковер. 

По мнению Светланы Вальченко, того самого преподавателя, которая не приняла зачет у 17 студентов с первого раза, она все равно права:

— У этой группы я веду три различных курса, и только один вызвал у них такую острую реакцию. Хотя сам предмет крайне интересный и полезный для профессиональных педагогов, которыми являются эти студенты. Курс «Сравнительная педагогика» анализирует систему образования в семи странах. На зачете всего 30 вопросов. Если ходишь на лекции, пишешь конспект, а многие студенты это игнорировали, сдать довольно просто. Меня обвиняют, что я исправляла грамматические ошибки, но позвольте, в письменном ответе «образование» и «оброзование» — это две большие разницы. 

В итоге преподавателю руководство университета выговор объявило моментально, уже утром следующего дня. А студенты сдавали зачет комиссии точно по тем же вопросам, на которые не ответили накануне. 

— Считаю, постоянно снижая планку нормальных требований к студентам, мы придем к тому, что на выходе получим низкий уровень специалистов, а впоследствии и вовсе потеряем интерес к своему диплому со стороны абитуриентов, — уверена Светлана Вальченко.

— Как вы относитесь к тестированию?

— Нормально. Хочу сразу заметить, тест по такому достаточно небольшому курсу был бы намного сложнее, чем зачет: не 30 вопросов, а 200. Для большинства это была бы катастрофа. Плюс, на мой взгляд, тестом можно оценить только базовые знания, получить среднюю оценку. Чтобы ее повысить, студент должен применить творческий подход к предмету, ответить дополнительно. На данный момент требования к студентам очень средненькие, они все больше борются за свои права, чем за знания.

На чьей стороне правда 

Кто учился в вузе, наверняка помнит гипнотический взгляд своих сокурсников на экзамене. Когда они вместо билета пытались рассказать экзаменатору о сложной жизни, тяжелой судьбе, а то и вовсе давили слезу над зачеткой в попытке вызвать сочувствие. Все это было и будет. А может, и не будет? Если компьютер принимает экзамен, ему не расскажешь, что положительная оценка нужна именно сегодня, иначе ты на поезд опоздаешь. Самый яркий пример – экзамен в ГАИ, там никто не жалуется на сурового дядю в погонах, ответы принимает программа. В итоге учат все самозабвенно, до автоматизма. 

Чтобы поступить в вуз, надо сдать тестирование, поэтому студенты уже готовы к такой форме оценки знаний, уверен проректор по учебной работе ГГУ им. Ф. Скорины Игорь Семченко:

— За три последних года количество электронных тестирующих программ, ежегодно разрабатываемых в университете, со 116 увеличилось до 339. Это неизбежная тенденция. Конечно, в идеале оценка должна складываться из трех частей: работа в ходе семестра, тест и творческий ответ. Но чаще всего решающая оценка – экзаменационная. В какой форме проводить экзамен, решает преподаватель. Могу сказать, что хороший тест часто сложнее классического экзамена, он в себя вмещает до 400 вопросов. Вся наша жизнь сегодня становится цифровой, поэтому экзамены неизбежно будет принимать компьютерная программа, важно, насколько интересной, креативной, полезной сделает ее человек. Но в то же время мы не считаем тесты панацеей, экзамены проходят в комбинированной форме, есть собеседование, на котором студенты могут проявить свои знания и умение отстоять свою точку зрения. Что касается этого проблемного зачета, преподаватель с большим стажем получила взыскание, это обидно для нее и неприятно для руководства. Но она нарушила правила аттестации студентов: зачетная ведомость не была сдана в деканат в день зачета по первому предмету и находилась у преподавателя целую неделю. Поэтому процесс сдачи зачета вышел из-под контроля деканата. Потом студенты пришли на второй зачет к этому же преподавателю, и опять не сдала почти вся группа. Впереди еще третий зачет в эту же сессию у этого же преподавателя! А есть ведь расписание сессии, нужно сдавать и другие предметы. Вот и пожаловались студенты, не справились с эмоциями, хотя и старались выполнить все требования. 

Вместо вывода

Эмоции, эмоции, эмоции… Тестировочные программы их лишены. Однако пока внутри педагогического сообщества идут постоянные дискуссии на тему, отражает ли тестирование глубину знаний. Тем не менее для абитуриентов по большинству специальностей этот вопрос решен в одностороннем порядке — ЦТ. На очереди студенты? Обрадуются ли они нововведениям? 

galkovsky@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter