Тенденция героизации нацизма поразила некоторые государства

Несмотря на выработанные и функционирующие в рамках ООН, ОБСЕ и Совета Европы правовые механизмы, отрицающие, осуждающие и не допускающие проявления героизации нацизма, в целом ряде стран открыто ведется пропаганда нацистских идей и ценностей, поднимают голову национал-радикалы, активизируются попытки расколоть общество по национальному и языковому признакам. Беларусь и Россия намерены сказать подобному решительное «нет». Об этом говорится в рекомендациях заседания секции «Беларусь и Россия: расширение совместных усилий по противодействию героизации нацизма на международных площадках» VII Форума регионов Беларуси и России, проходящего под патронажем Президентов двух стран.


Участники заседания, 
заслушав доклады и выступления представителей органов государственного управления Республики Беларусь и Российской Федерации, представителей интеграционных и межпарламентских структур, научных и экспертных кругов Беларуси и России,

придавая особое значение тому, что нынешний год – юбилейный год 75-летия разгрома нацизма, когда угроза, нависшая над Отечеством, потребовала полной мобилизации не только экономического, организационного, но и духовного потенциала,

отдавая дань памяти народам бывшего СССР, которые продемонстрировали исключительный пример сплоченности, мужества, стойкости, патриотизма, готовности отдать жизнь за правое дело,

будучи твердо уверенными, что долг современных и будущих политиков, государственных и общественных деятелей – защищать доброе имя живых и павших героев, солдат и офицеров, тружеников тыла и подпольщиков, партизан и пострадавших мирных жителей, жертв нацистов и их пособников,

обсудив основные направления белорусско-российского сотрудничества в деле противодействия героизации нацизма на международных площадках,
следуя общепризнанным принципам и нормам международного права,

руководствуясь положениями Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него от 9 декабря 1948 г., Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества от 26 ноября 1968 г., Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 21 декабря 1965 г.,

учитывая одобренную 18 декабря 2019 г. на пленарном заседании 74-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцию, в которой осуждаются попытки оправдать участников нацистского движения, – организации, признанные преступными решением Нюрнбергского трибунала, а также подчеркивается недопустимость разрушения или осквернения мемориалов в честь воинов-освободителей,

отмечая вступление в силу с 1 февраля 2020 года Закона Республики Беларусь от 18 июля 2019 г. № 227-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О противодействии экстремизму», которым введена уголовная ответственность за реабилитацию нацизма,

выражая поддержку положениям и оценкам, содержащимся в Обращении Совета Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ к народам стран Содружества и мировой общественности в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов от 22 мая 2020 г., Обращении Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности к парламентам  государств – членов Совета Европы в связи с 75-й годовщиной Победы над нацизмом во Второй мировой войне, утвержденном 29 апреля 2020 г., Заявлении Парламентского Собрания Союза Беларуси и России в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне от 21 ноября 2019 г., 

с учетом норм Модельного закона МПА СНГ от 17 мая 2012 г. № 37-18 «О недопустимости действий по реабилитации нацизма, героизации нацистских преступников и их пособников», Рекомендаций ПА ОДКБ по совершенствованию национального законодательства государств – членов ОДКБ в сфере противодействия распространению нацизма и его проявлений от 5 ноября 2019 г. № 12-5.3,

признают, что:
каждое государство имеет право на формирование национально-государственной идентичности при реализации государственной исторической политики в отношении событий Второй мировой войны;

заложенный в результате Великой Победы правовой фундамент международной архитектуры остается важнейшей опорой в деле эффективного преодоления общих для всех народов вызовов и угроз, поддержания глобальной и региональной стабильности;

уже на первой сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1946 году по предложению делегации БССР была одобрена резолюция «О выдаче и наказании военных преступников», на 23-й сессии в 1968 году Генеральная Ассамблея ООН по белорусской инициативе одобрила резолюцию о неприменении срока давности к военным преступлениям и военным преступникам;

недопустимость действий по реабилитации нацизма, героизации нацистских преступников и их пособников основывается на принципе универсальности международной ответственности за совершение международных преступлений;

несмотря на выработанные и функционирующие в рамках ООН, ОБСЕ и Совета Европы правовые механизмы, отрицающие, осуждающие и не допускающие проявления героизации нацизма, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости, в целом ряде стран открыто ведется пропаганда нацистских идей и ценностей, поднимают голову национал-радикалы, активизируются попытки расколоть общество по национальному и языковому признакам;

тенденция героизации нацизма поразила некоторые государства Европы, где она возведена в ранг государственной идеологии и политики, не прекращается позорная борьба с памятниками и захоронениями солдат-освободителей;

в последнее время нарастают попытки переписать историю войны, использовать ее в качестве инструмента для геополитических игр, а память о войне, ее уроки, ее наследие все чаще становятся объектом политической конъюнктуры;

подобные безответственные и несовместимые с международными обязательствами действия привели к появлению в Европе поколения, не знающего правду о самой страшной войне в истории человечества, в том числе о предназначении и многочисленных военных  преступлениях подразделений организации СС, признанной Нюрнбергским трибуналом преступной;

проведение публичных демонстраций в целях прославления нацистского прошлого, нацистского движения и неонацизма является не реализацией, а четким  и явным злоупотреблением права на свободу мирных собраний и ассоциации, а также правом на свободу убеждений и на их свободное выражение;

прославление нацистского движения, в том числе путем открытия памятников и мемориалов, а также проведения публичных демонстраций подпитывает современные формы расизма, расовой дискриминации и ксенофобии, способствует распространению и умножению числа различных экстремистских партий, движений и групп;
сегодня неонацизм постоянно смешивается с другими идеологическими концепциями расового превосходства или расовой ненависти, что обеспечивает ему более широкое признание и более надежную опору;

только в Республике Беларусь из всех стран ОДКБ принято законодательное определение понятий «нацизм» и «нацистская символика», которые содержатся в Законе Республики Беларусь «О противодействии экстремизму» (с дополнениями от 18 июля 2019 года);

распространение через средства массовой информации нацистских материалов, использование в рекламе образов нацистских преступников, создание и деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, цели или деятельность которых содержат признаки реабилитации нацизма, должны быть запрещены;
ключевыми мероприятиями по предотвращению реабилитации нацизма являются:
просветительская деятельность, направленная на формирование у населения государства и отдельно взятой личности представлений об исключительной степени общественной опасности нацизма и его проявлений, однозначного негативного восприятия последствий исторического опыта распространения нацизма,
установление ограничения допуска к должностям государственной службы и выборным государственным должностям лиц, осужденных за совершение преступлений в сфере распространения, реабилитации нацизма, а также совершивших неоднократные административные правонарушения в этой сфере.

Основывая свою позицию на указанных принципах, участники заседания секции считают важным и необходимым продолжать усилия по углублению межгосударственного сотрудничества в сфере противодействия героизации нацизма и рекомендовать заинтересованным органам государственного управления Республики Беларусь и Российской Федерации во взаимодействии с интеграционными структурами и межпарламентскими организациями:

выстраивать национальную историческую политику, в том числе в отношении событий Второй мировой войны, в соответствии с понятием информационного нейтралитета государства, исключая возможность каких-либо инициатив со своей стороны по вмешательству в информационную сферу других государств по вопросам исторической политики и политики памяти;

оставлять за собой право на адекватные ответы на возможные вызовы и угрозы реализации своей национальной исторической политики, а также консолидированной политики памяти, проводимой совместно со стратегическими партнерами по интеграционным структурам;

выступить с инициативой по совершенствованию законодательства государств – членов ОДКБ, а именно: закрепить в законах, устанавливающих основы противодействия экстремизму, определение термина «нацизм»; внести изменения и дополнения в уголовные кодексы и кодексы об административных правонарушениях (ввести состав правонарушения «реабилитация нацизма», «пропаганда нацистской символики»);

рассмотреть возможность введения законодательного запрета на использование при создании товарного знака и знака обслуживания нацистской символики или символики, сходной с нацистской до степени смешения, а также на включение в фирменное наименование слов «нацизм», «фашизм», «национал-социализм» и производных от этих слов;

дополнить компетенцию исполнительных органов государственной власти, осуществляющих деятельность в сфере образования, науки, культуры, труда, социального развития, здравоохранения, а также органов местного самоуправления в пределах решения вопросов местного значения полномочиями по противодействию нацизму и его проявлениям, путем предупреждения подобных проявлений;

рассматривать в качестве основного направления работы в этой сфере мониторинг соблюдения законодательства о недопущении реабилитации нацизма, героизации нацистских преступников и их пособников и принятие профилактических мер, направленных на предупреждение реабилитации нацизма, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих реабилитации нацизма;

развивать сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в недопущении действий по реабилитации нацизма, героизации нацистских преступников и их пособников;

осуществлять в соответствии с международными договорами сотрудничество в сфере обеспечения недопустимости действий по реабилитации нацизма, героизации нацистских преступников и их пособников с органами власти других государств, а также с международными и иностранными организациями;

использовать нормы тематических модельных законов МПА СНГ («О недопустимости действий по реабилитации нацизма, героизации нацистских преступников и их пособников», «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества», «О патриотическом воспитании») в национальных правовых актах;

инициировать проведение совместных белорусско-российских научно-исторических исследований для получения историко-культурных сведений в отношении политических и военных коллаборационистских организаций, которые подтверждали бы исполнение ими или умышленное содействие исполнению преступных приказов гитлеровских оккупантов в годы Великой Отечественной войны;

организовать подготовку научных и научно-популярных материалов, направленных на противодействие героизации нацизма, с привлечением ведущих специалистов Республики Беларусь и Российской Федерации и опубликование этих материалов в прессе, научных изданиях, в том числе за рубежом, а также в сети Интернет;

проработать вопрос о возможности создания двусторонней консультационной группы (экспертного совета) в рамках Союзного государства по разработке рекомендаций для государственных органов Республики Беларусь и Российской Федерации в сфере противодействия героизации нацизма на территории Союзного государства и на международных площадках, подготовке аналитических и прогностических материалов;

продолжать усилия по привлечению внимания международной общественности к наблюдаемому в ряде стран мира росту проявлений нацизма, неонацизма, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости;

объединять усилия стран в деле недопущения восстановления ложных ценностей превосходства одной нации, религии, культуры над другими народами и культурами;
проводить энергичную работу по сохранению исторической правды о Великой Отечественной войне;

поддерживать ежегодную инициативу на площадке ООН – проект резолюции «Борьба с героизацией нацизма, неонацизмом и другими видами практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости»;

подчеркивая ведущую роль Организации Объединенных Наций в деле поддержания мира, рассматривать в качестве важного элемента юбилейных событий в ООН 75-летнюю годовщину окончания Второй мировой войны для того, чтобы акцентировать внимание на исторической роли и ответственности ООН и ее стран-членов в деле сохранения мира и недопущения новых конфликтов;

содействовать максимально широкой поддержке специального пункта повестки дня 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН «75-летие окончания Второй мировой войны» и запланированного специального торжественного заседания Генеральной Ассамблеи ООН, приуроченного к этому юбилею;

проводить в рамках празднования Дня Победы за рубежом мемориальные, информационно-просветительские, культурные мероприятия, придавая особое значение взаимодействию с объединениями соотечественников, а также участию молодежи;

продвигать среди коллег по законодательной и исполнительной ветвям власти зарубежных стран четкий тезис о границе между уголовно наказуемыми деяниями в соответствии со статьей 4 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и правом на свободу собраний и ассоциаций и на свободу мнения и его выражение;

вносить предложения на международных площадках о необходимости разработки системы беспристрастного эффективного мониторинга за проявлениями неонацизма, введения последовательных шагов по его криминализации на национальном уровне;

поддержать инициативу российской делегации на площадке Межпарламентского союза о признании Победы над нацизмом во Второй мировой войне Всемирным наследием человечества, а памятников борцам с нацизмом во всех странах – Всемирным мемориалом человечества;

позитивно оценить подготовку совместных работ белорусских и российских историков по истории Великой Отечественной войны как фактора противодействия попыткам фальсификаций и героизации нацизма, создания основ объективного научного восприятия фактов, событий и явлений, сохранения памяти и популяризации подвига народов СССР (России и Беларуси), их решающего вклада в Великую Победу;

продолжить выступать за возобновление широкого международного диалога, направленного на укрепление системы международной безопасности и доверия между государствами для предотвращения и устранения угрозы миру.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter